Кинематический анализ механизмов передач

Заключается в определении угловых скоростей и передаточных отношений.

Аналитический метод

а) Зубчатые цилиндрические передачи (рисунок 3.17).

Имеют наиболее широкое распространение в машиностроении как с внешним, так и с внутренним зацеплением.

W – мгновенный центр вращения в относительном движении колес 1, 2 (полюс зацепления).

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru - начальные окружности зубчатых колес.

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

т.к. Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru ,

то Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru - передаточное число, т.е. отношение числа зубьев колеса к числу зубьев шестерни.

По аналогии для других видов передач в дальнейшем будем принимать, что Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru .

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

Рисунок 3.17

В рядовом механизме имеем как бы последовательно расположенные отдельные ступени, каждая из которых представляет собой два звена 1-2, 2-3, ... (рисунок 3.18).

Общее передаточное отношение Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru равно произведению передаточных отношений отдельных ступеней.

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

(-1)n – определяет знак передаточного отношения, где n – число внешних зацеплений.

В нашем случае п=3, (-1)3 = -1, т.е. вращение звена 4 не совпадает с направлением вращения ведущего звена 1.

В рядовых механизмах общее передаточное отношение равно произведению частных.

Общее передаточное число

u14 = u12 u23 u34 = uобщ

или

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru .

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

Рисунок 3.18

Для данного ряда промежуточные зубчатые колеса не влияют на угловую скорость ведомого (выходного) звена. Промежуточные зубчатые колеса применяются для изменения направления вращения ведомого звена и для передачи движения на средние расстояния.

Ступенчатое расположение зубчатых колес (рисунок 3.19):

I, IV – ведущий и ведомый валы,

II, III – промежуточные валы.

Передаточное отношение для схемы Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru .

Передаточные числа отдельных ступеней

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

или с учетом направления вращения

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru ,

где в числителе произведение чисел зубьев колес, в знаменателе – произведение чисел зубьев шестерен.

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

Рисунок 3.19

Такое соединение позволяет реализовать значительные передаточные числа;

б) Дифференциальные механизмы с внешним (рисунок 3.20, а) и внутренним контактом (рисунок 3.20, б).

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru - истинные угловые скорости звеньев; Н – водило (HEBEL).

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

а) б)

Рисунок 3.20

Применим метод обращенного движения. Зададим всем звеньям механизма вращение вокруг оси О1 с угловой скоростью - Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru , но в обратном направлении.

При этом водило остановится и дифференциальный механизм обращается в рядовой.

Угловые скорости в обращенном движении (при остановленном водиле)

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru .

Передаточное отношение при остановленном водиле

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru .

Отсюда

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

и

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru .

В общем случае при числе колес равным К

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru ;

в) Планетарный механизм отличается от дифференциального тем, что зубчатое колесо 1 – неподвижно (рисунок 3.21, а).

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

а) б)

Рисунок 3.21

Так как у планетарного Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru , то в общем случае при числе зубчатых колес равным К

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru .

В планетарных механизмах с внутренним зацеплением в большинстве случаев неподвижно 3 колесо (z3) (рисунок 3.21, б).

Формула Виллиса

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru ,

при Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru .

Формула Виллиса при торможении 3 колеса

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru .

Для схемы (рисунок 3.20, б) при остановленном водиле

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru .

Передаточное отношение планетарного редуктора

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru .

Графоаналитический метод

В основе метода лежит построение планов линейных и угловых скоростей звеньев механизмов.

Если звено вращается вокруг центра вращения О1 (рисунок 3.22), то скорости точек, лежащих на звене, перпендикулярны к этому звену и пропорциональны расстояниям до центра вращения О1.

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

Рисунок 3.22

Концы векторов Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru и Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru располагаются на прямой, проходящей через центр вращения О1. Треугольник О1Аа (О1Вb) называется картиной линейных скоростей звена, а прямая Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru - тэта-линия ( Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru - линия).

Имеем кинематическую схему двухступенчатой передачи, для которой известны диаметры начальных окружностей всех колес и угловая скорость Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru ведущего вала 1. Схема механизма построена в масштабе Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru м/мм (рисунок 3.23, а).

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

а) б)

Рисунок 3.23

Проводим линию хх, на которую проектируем характерные точки передачи – центры вращения О1, О2, О3 и точки контакта сопряженных колес А и В (рисунок 3.23, б). Для ведущего звена Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru . На линии хх от точки А перпендикулярно хх откладываем отрезок Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru , изображающий в выбранном масштабе Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru (м/с)/мм вектор - Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru мм. Соединяя точки О1 и а, получаем Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru - линия звена 1 – геометрическое место концов скоростей всех точек отрезка О1А.

Поскольку в точке А колеса 1 и 2 имеют одну и ту же линейную скорость VA, а в точке О2, скорость блока колес 2 и 2' равна нулю, то соединяя а и О2, строим линию Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru - линию для блока колес 2 – 2'.

Продолжая эту линию до пересечения с прямой, проведенной через точку В перпендикулярно хх, получаем отрезок Вb, изображающий в масштабе Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru линейную скорость точки В колес 2', а следовательно и колеса 3 - Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru .

Для построения Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru - линии достаточно соединить точку b с точкой О3.

Получили план линейных скоростей передачи, причем Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru - линия неподвижного звена передачи совпадает с прямой хх, Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru .

Угловые скорости звеньев:

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru ,

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru ,

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru .

Передаточные отношения

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

Отношение тангенсов углов Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru можно заменить отношением отрезков. Для этого построим план угловых скоростей (рисунок 3.23, б).

Проводим линию уу, перпендикулярно прямой хх, через произвольную точку Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru (полюс плана угловых скоростей) проводим лучи под углом Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru и Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru (соответствующие Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru - линии). Н – полюсное расстояние, мм.

Отрезок Кинематический анализ механизмов передач - student2.ruв масштабе Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru изображает угловую скорость колеса 1

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru , (1/c)/мм – масштабный коэффициент плана угловых скоростей.

Аналогично Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru ; Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru искомое передаточное отношение определяется отношением отрезков Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru причем передаточное отношение имеет знак плюс, если оба отрезка расположены по одну сторону от точки О, и знак минус, если по разные стороны.

Имеем схему планетарной передачи, построенной в масштабе Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru (рисунок 3.24, а).

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

а) б)

Рисунок 3.24

Мгновенный центр относительного вращения сателлита 2 находится в точке С, точке касания его начальной окружности с начальной окружностью неподвижного центрального колеса 3. Построим план линейных скоростей.

На линию хх проектируем точки О, А, В, С. Из точки A отложим отрезок Аа произвольной длины, изображающий в масштабе Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru скорость VA (рисунок 3.24, б).

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru , м/с.

Масштабный коэффициент плана линейных скоростей

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru , (м/c)/мм.

Соединив точку а с точками О и С, получим треугольник скоростей солнечного колеса 1. Скорость сателлита и водила, определяется графически отрезком Вb. Соединив точку b с точкой О, получим треугольник скоростей водила Н ( Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru - линия водила).

Обозначим соответствующие углы Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru и Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru .

Проводим линию уу. Через произвольную точку Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru проводим лучи под углом Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru и Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru (соответствующие Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru - линии).

Отрезок Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru в масштабе Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru изображает угловую скорость колеса 1:

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru ,

где Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru (1/с)/мм - масштабный коэффициент плана угловых скоростей.

Аналогично Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru ; Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru искомое передаточное отношение определяется отношением отрезков Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru .

Передаточное отношение имеет знак плюс, если оба отрезка расположены по одну сторону от точки О и знак минус, если по разные стороны.

Угловые скорости, найденные графическим методом, следует сравнить со значениями, найденными аналитическим методом

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

3.6.5 Силы, действующие в зацеплении

Пренебрегают силами трения и считают, что сила нормального давления Fn для прямозубной передачи приложена в полюсе зацепления и направлена по линии зацепления, как общей нормали к рабочим поверхностям зубьев. Эта сила является равнодействующей окружной Ftи радиальной Frсил (рисунок 3.25).

S Мox= 0, т.е. Ft1×d1/2 - T1= 0,

откуда Ft1= Ft2= 2T1/d1= 2T2/d2; Fr1= Fr2= Ft× tg a ;

Fn1= Fn2= Ft/cos a.

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

Рисунок 3.25

Кинематический анализ механизмов передач - student2.ru

Рисунок 3.26

Недостатком косозубых колес является наличие осевой силы Fа в зацеплении. Прочность зуба определяют его размеры и форма в нормальном сечении, причем форму косого зуба в нормальном сечении принято определять через параметры приведенного (эквивалентного) прямозубого колеса, диаметр которого: dv= mn× zv, (рисунок 3.26).

zv= z/cos3b - эквивалентное число зубьев приведенного колеса. Окружная сила приведенного колеса: Ftv= Ft/cos b .

Силы в косозубом зацеплении: Ft1= Ft2= 2T1/d1≈ 2T2/d2;

Fa1= Fa2= Ft× tg b; Fr1= Fr2= Ftv× tg a = Ft× tg a/cos b;

Fn1= Fn2= Ftv/cos a = Ft/(cos a × cos b).

Наши рекомендации