В сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2009 год (выдержки )
№ п/п | Наименование мероприятия | Цель | Срок исполнения | Исполнитель |
1. | Подготовка предложений к законопроектам, иным нормативным правовым актам по вопросам реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей: | |||
1.1. | Проектам федеральных законов: | |||
1.1.1. | Участие в разработке проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации», а также в иных законодательных актах в пределах компетенции Роспотребнадзора. | Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей на основе ее оптимизации и гармонизации с федеральным законодательством. | по мере поступления проектов законодательных актов в Роспотребнадзор | Управление защиты прав потребителей |
1.2. | Проектам технических регламентов: | |||
1.2.1. | Согласование проектов технических регламентов (федеральных законов), разрабатываемых Роспотребнадзором до подписания их Президентом Российской Федерации: - ТР «О безопасности пищевых продуктов»; - ТР «О безопасности питьевой воды»; - ТР «О безопасности продуктов детского питания»; - ТР «О безопасности пищевых добавок»; - ТР «О требованиях к безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии». | Совершенствование правового обеспечения безопасности пищевых продуктов, детского питания, пищевых добавок и питьевой воды, а также крови и ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии для населения. | III-IV кварталы | Правовое управление, Управление санитарного надзора, Управление эпиднадзора, Управление организации службы |
- | ||||
1.3. | Проектам правовых актов Правительства Российской Федерации: | |||
1.3.1. | Подготовить и направить в Минздравсоцразвития России проект постановления Правительства Российской Федерации «Об Основах государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации». | Нормативное обеспечение проводимых мероприятий, направленных на обеспечение качества и безопасности продуктов питания, снижение заболеваемости населения. | в течение года | Правовое управление, Управление санитарного надзора |
1.4. | Проекты нормативных правовых актов Минздравсоцразвития России: | |||
1.4.1 | Подготовить и направить в Минздравсоцразвития проект приказа «О мерах по организации обеспечения лекарственными и диагностическими препаратами больных ВИЧ-инфекцией и гепатитами В и С». | Обеспечение сбора заявок регионов и проведение закупки и поставки антиретровирусных препаратов и диагностических средств для выявления и лечения ВИЧ-инфекции в установленные сроки. | I квартал | Управление эпиднадзора |
2. Подготовка нормативных документов Роспотребнадзора: | ||||
2.1. | Приказов: | |||
2.1.1. | «О профилактических мерах по предупреждению радиационных аварий». | Обеспечение контроля за радиационной безопасностью населения и предупреждением радиационных аварий. | III квартал | Управление санитарного надзора |
2.3. | Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: | |||
«О мерах по профилактике клещевых боррелиозов в Российской Федерации». | Совершенствование эпиднадзора за клещевыми боррелиозами. | III квартал | Управление эпиднадзора | |
4. | Мероприятия по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения: | |||
4.1. | Осуществление контроля и координации выполнения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения по разделу «Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ». | Снижение темпов распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации. | в течение года | Управление эпиднадзора |
5. | Работа с органами и организациями Роспотребнадзора: | |||
5.1. | Обеспечить реализацию Плана мероприятий Роспотребнадзора по организации предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. | II квартал | Управление организации службы | |
6. | Работа с федеральными органами исполнительной власти, общественными объединениями и другими организациями: | |||
6.1. | Подготовить и провести два заседания Общественного совета при Федеральной службе но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. | Подготовка предложение и рекомендаций, обеспечивающих принятие оптимальных решений в сфере санэпидблагополучия населения и защиты прав потребителей. | 2 раза в год | Правовое Управление |
7. | Научное обеспечение деятельности органов и организаций Роспотребнадзора и развитие международного сотрудничества в области обеспечения санитарно-эпидемиологического населения и защиты прав потребителей: | |||
7.1. | Провести анализ деятельности подведомственных НИУ в 2008 году по отчетам руководителей НИУ. | Усиление контроля за деятельностью НИУ. | I квартал | Управление научного обеспечения |
8. | Оптимизация кадровой политики: | |||
8.1. | Государственная гражданская служба: | |||
8.1.1. | Обеспечить работу аттестационной комиссии по присвоению классных чинов государственной гражданской службы, комиссии по аттестации государственных гражданских служащих, комиссии по урегулированию конфликта интересов на гражданской службе и соблюдение требований к служебному поведению гражданского служащего, комиссии по установлению надбавок государственным гражданским служащим. | Реализация положений Федерального закона от 27.04.2004 № 79-ФЗ. | в течение года | Управление кадров |
9. | Совершенствование гигиенического воспитания населения, пропаганда здорового образа жизни: | |||
9.1. | Подготовить приказ об организации органами и организациями Роспотребнадзора работы по пропаганде и формированию здорового образа жизни. | Разработка мероприятий по гигиеническому воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни. | I квартал | Управление кадров |
10. | Международная деятельность: | |||
10.1. Организовать и провести мероприятия в рамках российско-германского проекта «Совершенствование защиты прав потребителей и обеспечение безопасности пищевой продукции». | Обмен опытом по вопросам качества и безопасности пищевых продуктов. | в течение года | Управление научного обеспечения, Управление санитарного надзора, Управление защиты прав потребителей | |
11. | Подготовка докладов в Правительство Российской Федерации: | |||
11.1. | О ходе реализации Постановления Правительства РФ от 16 мая 2005г. № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации». | Повышение эффективности государственного регулирования и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности. | I квартал | Управление эпиднадзора |
12. | Реализация концепции бюджетной реформы, совершенствование финансово-экономического обеспечения, управления имущественным комплексом: | |||
12.1. | Составить плановые реестры расходных обязательств на 2009-2011 годы в соответствии с Положением, утверждённым постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 года № 440. | Законодательное обеспечение составления проекта бюджета на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов. | ежеквартально | Финансово-экономическое управление |
(Полная версия плана представлена на электронном носителе)
II. Методы и принципы планирования службы Роспотребнадзора.
Планирование является одним из важнейших разделов работы учреждений различных уровней. Как и в любой отрасли народного хозяйства, планирование работы в санэпидобеспечении является инструментом, при помощи которого связываются в единую, стройную, согласованно функционирующую систему различные элементы отрасли: материально-технические ресурсы, кадровый потенциал, информационные потоки и т. д.
Планирование является одним из непременных атрибутов управления любой системой и системой санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в том числе. Планирование направлено па выполнение основных задач Роспотребнадзора в т. ч.:
профилактику заболеваний детей и подростков;
гигиенический контроль за производством товаров для детей;
— санитарный надзор за детскими учреждениями.
Результатом планирования в системе Роспотребнадзора является
проведение профилактических и оздоровительных мероприятий но созданию здоровых условий жизни населения, в т. ч. детей, реализуемых различными звеньями народного хозяйства.
Для составления эффективных текущих и перспективных планов в процессе планирования должны соблюдаться следующие принципы:
научная обоснованность;
внедрение новейших достижений;
обязательность выполнения планов всеми исполнителями;
сочетание централизованного руководства планированием с широким использованием разумной инициативы на местах; непрерывность (сочетание и взаимодополнение перспективного и текущего планирования).
Планирование работы в службе Роспотребнадзора осуществляется на основе упорядоченных потоков информации о состоянии здоровья населения; медико-демографической ситуации, заболеваемости (в т. ч. инфекционной), физическом развитии детей, санитарно-гигиеническом состоянии окружающей среды, основных характеристиках образа жизни и перспективах социально-экономической ситуации.
Кроме того, исходными материалами для планирования являются аналитические данные о деятельности РПН за предыдущий год, результаты выполнения основных официальных документов и данные 6 полноте и качестве выполнения запланированных мероприятий за предыдущий год.
Методология планирования предусматривает строгое соблюдение следующих основных требований:
- четкое определение целей и задач, направлений деятельности на планируемый период;
реальности планируемых мероприятии (соответствия необходимости и возможности выполнения);
- конкретность планируемых мероприятий;
- определение сроков исполнения и ответственных лиц.
Конкретные цели и задачи определяются на основе анализа состояния здоровья, санитарно-эпидемиологической ситуации на контролируемой административной территории, а также анализом деятельности РПН.
Реальность планируемых мероприятий достигается всесторонним учетом кадровой, материально-технической и финансовой ситуации.
Конкретность достигается точным определением вида и объема
работ подразделения (например, отделения гигиены детей и подростков) и учреждения в целом на определенный отрезок времени. При•
проведении перспективного планирования конкретизируются цели.
и задачи. При текущем планировании — мероприятия и пути их выполнения.
При проведении планирования устанавливаются сроки выполнения мероприятий, исполнитель, что определяет возможность точного и своевременного осуществления запланированных мероприятий и организацию контроля.
Системный подход к планированию предполагает четкое выделение следующих этапов:
анализ исходных материалов;
прогнозирование;
перспективное (стратегическое) планирование с конкретизацией целей и задач;
текущее (тактическое) планирование с разработкой мероприятий и путей их выполнения.
План работы можно подразделить на четыре основные группы:
1) планы работы по времени (текущие и перспективные); 2) планы службы РПН по содержанию планируемых мероприятий (планы раз
вития и планы деятельности структурных подразделений); 3) комплексные планы санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий; 4) планы-задания по объектам, подлежащим санитарному надзору.
При составлении плана можно руководствоваться функционально-отраслевым, проблемно-тематическим и программно-целевым принципами.
Функционально-отраслевой принцип планирования позволяет выделить конкретные задачи на планируемый период с учетом объема
и характера деятельности конкретного отдела, лаборатории, отделения, специалиста. Он наиболее удобен при текущем квартальном
планировании, а также при планировании на год разделов работы
каждого подразделения. Проблемно-тематический принцип составления плана позволяет
выделить основные, общие для всей службы РПН административной территории мероприятия независимо от того, какие подразделения являются их исполнителями. Этот метод наиболее приемлем при составлении комплексных планов по отдельным проблемам (санитарная охрана производства игрушек, детской одежды, мебели, профилактика заболеваний детей и подростков) и соответствует структуре службы РПН в настоящий период.
При этом методе планирования различные по характеру мероприятия объединены общей задачей, единой направленностью, что позволяет определить их стоимость, ожидаемую экономическую, социальную и медико-санитарную эффективность.
Программно-целевой принцип планирования более наукоемок и эффективен. Он предусматривает: постановку конкретных и реальных целей в масштабе всего учреждения или территории;- определение задач, необходимых для их реализации; уточнение ожидаемых результатов для каждой из целей, по степени достижения которых можно судить об эффективности деятельности; разработку пакетов мероприятий, ориентированных на выполнение конкретных целевых установок, распределение мероприятий по исполнителям, соисполнителям и видам комплексирования (внутриучрежденческое между специалистами различных подразделений центра РПН; внутриотраслевое взаимодействие учреждений, входящих в систему РПН; межотраслевое — проведение мероприятий совместно с органами власти и управления, другими контрольными и надзорными структурами); определение сроков исполнения и разработку системы контроля реализации планового документа; расчет стоимости мероприятий и определение источников их финансирования.
Этот принцип обеспечивает комплексность и большую целенаправленность деятельности службы РПН, отражает координирующую роль ее при проведении профилактических и оздоровительных мероприятий на административных территориях.
При планировании на территориальном уровне допускается сочетание функционально-отраслевого и проблемно-тематического принципов.
Текущие планы составляются на срок до года и бывают оперативные, месячные, годовые и квартальные.
Перспективные планы составляются на 5-10 лет. Планы большего срока (до 25 лет) называют программами.
Годовой план работы можно сгруппировать по четырем основным разделам: 1) организационные мероприятия и работа с кадрами; 2) мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости; 3) общесанитарные, оздоровительные мероприятия; 4) материально-техническое оснащение. Выделяют основные проблемы и задачи, участие в решении этих проблем различных подразделений.
Простейшей формой текущего планирования является индивидуальное планирование. С этой целью каждый сотрудник составляет
план-график работы на определенный период. Составляются планы-
графики командировок, выполнения научно-практической работы и
т. п. При составлении плана-графика необходимыми предпосылками являются общие задачи годового плана, анализа эффективности
обследования объектов за предыдущий срок, дополнительная информация по изменению санитарного состояния на объекте (изменение
режима работы, реконструкция объекта, предложения администрации, общественности).
Составлением годового плана не ограничивается плановая работа. В последние годы в деле планирования большое внимание стало
уделяться разработке так называемых единых комплексных планов оздоровления окружающей среды в детских учреждениях, профилактики заболеваний детей. План называется комплексным потому, что
он охватывает весь комплекс санитарно-противоэпидемических и
лечебно-профилактических мероприятий.
Планы-задания составляют только на те объекты, где необходимо проведение крупных санитарно-гигиенических мероприятий, требующих больших капиталовложений (реконструкция детского объекта, строительство и благоустройство детских оздоровительных лагерей, детских яслей и садов).
Санитарные врачи отделения гигиены детей и подростков участвуют в разработке комплексных планов оздоровительных мероприятий на подконтрольных объектах, включающих вопросы рациональной организации учебного режима, физического воспитания, питания условий освещенности, микроклимата, правильного рассаживания
школьников, а также оздоровления детей, имеющих отклонения
в состоянии здоровья» кроме того, они обязаны:
- разрабатывать планы-задания по улучшению санитарного состояния детских и подростковых учреждений, создавать оптимальные условия для производственного обучения школьников и учащихся ПТУ;
—систематически контролировать выполнение органами и учреждениями народного образования комплексных планов и планов-заданий, направленных на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей и подростков.
Большое значение в осуществлении планироваш1я играет грамотное осуществление его технологии. Технология планирования представляет собой разработку структуры штанов, системы увязки целей и задач с перечнем мероприятий. Для унификации технологии
планирования в оргметодотделах службы РПН любого уровня введены единые формы планов, которые включают в себя порядковый номер, цели
мероприятия, задачи, сроки проведения и исполнителей мероприятий, отметку о выполнении.
При составлении планов работы РПН целесообразно и желательно разделить запланированные мероприятия следующим образом:
- введение. Основные цели, задачи, ожидаемая эффективность;
- организационно-методическая работа и работа с кадрами;
- организация государственного санитарного надзора;
- организация противоэпидемической работы;
- санитарно-просветительская работа;
- развитие материально-технической базы.
Планирование, как и любой раздел работы санэпидслужбы, подвергается контролю и коррекции со стороны вышестоящих организаций. Процесс управления планированием реализуется при помощи механизмов разработки установок к перспективному планированию, на местах и направления годовых планов работы городских служб РПН низовым центрам.
Одним из наиболее важных моментов управления планированием является рассмотрение, коррекция и утверждение планов и вышестоящих организациях для определения единых направлений работы Госсанэпидслужбы на административной территории.
Контроль за реализацией планов проводится в форме отчета о холе выполнения планов работы службы РПН в целом или по отдельным проблемам с предварительной проверкой на местах, в виде плановых проверок РПН, в процессе которых учитываются полнота, качество и эффективность выполнения запланированных мероприятий.
III. Программно-целевое планирование.