Нематериальное стимулирование труда
Виды нематериального стимулирования:
• корпоративно-системные;
• социально-психологические;
• социально-бытовые.
1) Корпоративно-системные -закладываются при создании предприятия или организации. Основную ответственность за функционирование этой группы видов нематериального стимулирования несет высший менеджмент организации, который и принимает решение о ее внедрении. HR-службе отводится роль разработчика и консультанта. К корпоративно-системным видам стимулирования относится организационное стимулирование - стимулирование труда, регулирующее поведение работника на основе изменения чувства его удовлетворенности работой в организации. Организационное стимулирование предполагает привлечение работников к участию в делах организации, сотрудникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального характера.
2) Социально-психологические -воздействуют, прежде всего, на формирование психологического комфорта сотрудников на рабочем месте. Ответственность за функционирование этой группы видов нематериального стимулирования лежит на линейных руководителях, непосредственно работающих с персоналом организации. Роль HR-службы заключается в том, чтобы помочь линейным менеджерам осознать необходимость социально-психологического стимулирования, помочь с определением конкретных методов стимулирования.
3) Социально-бытовые – значение этой группы – демонстрация заботы предприятия о сотрудниках. Систему социально-бытового обслуживания HR-служба разрабатывает совместно с финансистами (которые увязывают расходы на социально-бытовое обслуживание с бюджетом организации; оказывают помощь в расчетах). Однако роль HR-службы является ключевой, ведь именно ей предстоит выбирать, какие конкретно виды стимулирования будут использоваться, с тем, чтобы они оказывали максимальное воздействие на удовлетворенность сотрудников.
Методы стимулирования:
1) В качестве стимула возможно использовать организацию процедуры оценки и самооценки работы сотрудника. При оценке и контроле важно, чтобы человек был осведомлен о требованиях, предъявляемых к результатам его труда.
2) Реструктуризация, введение гибкой функциональной структуры может быть одним из методов организационного стимулирования. Получение в процессе реструктуризации нового круга обязанностей работает на удовлетворение потребности в риске, самореализации, повышает ответственность.
3) Творческое стимулирование и развитие рационализаторства – стимулирование, основанное на обеспечении потребностей работников в самореализации, самосовершенствовании, самовыражении.
4) Стимулирование свободным временем. Этот элемент нематериального стимулирования призван компенсировать повышенные физические или нервно-эмоциональные затраты сотрудника, делает режим работы более удобным для человека, позволяет заниматься и другими делами.
5) Корпоративная символика, корпоративный стиль, корпоративные аксессуары, традиции, ритуалы.
6) Делегирование полномочий (возможность участия в принятии решений о непроизводственной жизни в компании.)
7) Стимулирование обучением
8) Принадлежность к команде
Вопрос №33
Организационная культура: понятие, виды
Организационная культура – совокупность моделей поведения, приобретенных организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность.
Компоненты ОК:
Роль индивида
Действующая система коммуникации
Принятая система лидерства
Подходы к разрешению конфликтов
Атрибутика, лозунг, ритуалы
Функции ОК:
1) Нормативно-регулирующая – задает нормы поведения работников; делает поведение предсказуемым и управляемым
2) Познавательная – позволяет работнику реализовать стремление к познанию; включает работника в коллективную деятельность
3) Ценностнообразующая – формирует взгляды о смысле жизни; правильное понимание ценностей; превращение целей организации в личные цели
4) Коммуникационная – способствует взаимопониманию работников и их взаимодействию
Мотивирующая
6) Инновационная – основана на системе целей, ориентированности на потребности клиентов, готовность к риску и внедрение инноваций; способствует развитию организации; создание позитивного имиджа организации
Организационные ценности - это представление о полезности и предпочтительности для реализации миссии организации тех или иных средств, форм и методов, а также культурных свойств членов этой организации.
Типы ОК:
1) Сильные/слабые - Сила определяется:
- "толщиной культуры" (количеством важных предположений, множеством уровней веры и ценностей),
- степенью разделяемости культуры членами организации,
- ясностью приоритетов культуры
2) Динамические/статические – к динамическим относятся культуры, способные к быстрым и существенным изменениям
Активные и пассивные