Компенсация реактивной мощности нагрузки
Рассмотрим схему замещения ЛЭП без емкостных элементов (рис. 5.15). Это допустимо, если нас интересует лишь величина потери напряжения в линии. На рис. 2.5 строилась векторная диаграмма линии при вариации реактивной мощности и заданном напряжении в конце линии. Анализ построенной векторной диаграммы показал, что изменение реактивной мощности в конце линии существенно влияет на величину напряжений в линии.
Падение напряжения в линии можно выразить через вещественную и мнимую составляющие:
Из последнего выражения (5.16) также видно, что с уменьшением реактивной составляющей тока /^ увеличиваются оба слагаемых в подкоренном выражении, а следовательно, напряжение U2 возрастает.
Изменение сопротивления электрической сети
В ЛЭП высокого и сверхвысокого напряжения, а также в трансформаторах индуктивное сопротивление намного превышает активное сопротивление и поэтому оказывает большее влияние на потери напряжения. Если изменить реактивное сопротивление сети, то в некоторых случаях можно улучшить условия регулирования напряжения у потребителей.
Одним из способов уменьшения индуктивного сопротивления линии является продольная компенсация — последовательное включение в рассечку линии конденсаторов (рис. 5.18). Батарея конденсаторов с устройством переключения называется устройством продольной компенсации (УПК).
РЕГУЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ В РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЯХ МЕТОДОМ ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКОГО УЗЛА
Здесь используют подход, основанный на минимизации ущерба, наносимого потребителю при отклонении напряжения от номинального значения. Напряжение на понижающей подстанции регулируется таким образом, чтобы обеспечить потребителям сети с наибольшей потребляемой энергией напряжение, близкое к номинальному. С этой целью строят специальную модель эквивалентного сопротивления сети (рис. 5.20), за которым в узле регулируется напряжение по специально полученному закону.
Данный подход к регулированию напряжения, так же как и встречное регулирование, является согласным (токовой нагрузке шин НН), однако выбор диапазона регулирования осуществляется иначе. Узел, в котором регулируется напряжение, называется характеристическим. Он является модельным образованием и не существует в действительности.
На подстанции, где размещено устройство РПН, располагают только информацией о напряжении (U), активной (Р) и реактивной (Q) составляющих мощности нагрузки и токе.
Модель эквивалентного сопротивления, по которому протекает ток (рис. 5.21), соответствует отдаваемой в сеть мощности.
Проектирование механической части воздушных ЛЭП. Исходные положения и задачи расчета. Климатические условия и их нормирование. Определение удельных нагрузок на провода и тросы. Систематический расчет проводов и грозозащитных тросов. Критическая ткмпература.
Воздушные линии сооружаются преимущественно на унифицированных опорах, при этом нет необходимости для каждой проектируемой линии разрабатывать конструкции опор. Поэтому при проектировании должны решаться следующие вопросы: рациональный выбор и применение унифицированных опор, прочностный расчёт проводов и тросов в нормальных и аварийных режимах, расстановка опор по профилю трассы линии.
В механический расчёт воздушных линий электропередачи входят:
- расчёт опор и их фундаментов;
- расчёт проводов и грозозащитных тросов.
Задача механического расчёта проводов и тросов состоит в обеспечении механической прочности и габаритов для следующих условий:
1) нормального режима работы ВЛ, под которым понимается состояние ВЛ при необорванных проводах и тросах;
2) аварийного режима работы, который характеризуется оборванными одним или несколькими проводами или тросами. При этом проверяются тяжения и стрелы провеса в пролётах, смежных с аварийным;
3) монтажного режима, характеризующегося состоянием в условиях монтажа опор, проводов и тросов;
4) режимов работы ВЛ, связанных с возможными приближениями проводов к элементам опор и сооружений по рабочему напряжению, возможными внутренними и атмосферными перенапряжениями.
Расчёт производится в следующей последовательности:
1. Выбор материалов и конструкций проводов, тросов и поддерживающих зажимов.
2. Выбор схемы размещения проводов и тросов на опорах.
3. Выбор материалов опор и основного типа опор для ВЛ.
4. Выбор расчётного пролёта линии.
5. Определение напряжений в материале и стрел провеса проводов и тросов в нормальном режиме работы (систематический расчёт), в том числе для наихудших условий.
6. Определение тяжений по проводам и тросам при обрыве части из них.
7. Расчёт переходов через инженерные сооружения в нормальном и аварийном режимах.
8. Расчёт габаритов провода до элементов опоры, зданий и сооружений под воздействием ветра.
9. Расчёт габаритов между проводами и тросами по условиям грозозащиты.
10. Расстановка опор по трассе ВЛ.
11. Расчёт монтажных стрел провеса (монтажных кривых).
В соответствии с ПУЭ, механический расчёт проводов и тросов производится по методу допустимых напряжений. В его основу положены нормируемые допустимые напряжения в материале провода при различных условиях с учетом возможных деформаций провода (троса) при его растяжении.
На воздушных линиях могут встретиться пролёты различной длины, что обусловлено рельефом местности, наличием различных преград и пересекаемых инженерных сооружений и пр. Потому по известным исходным данным применительно ко всем необходимым расчётным режимам работы линии заранее выполняют расчёт провода заданной марки для всего диапазона длин пролётов, которые могут получиться на данной линии, называемый систематическим расчётом. Он дает информацию о механическом напряжении в проводе и стрелах провеса при решении различных задач, возникающих в процессе проектирования механической части линии.
Систематический расчёт проводов выполняют в такой последовательности:
1. Определяют удельные нагрузки, действующие на провода.
2. Вычисляют критические значения длины пролётов.
3. Находят напряжение в проводе при различных расчётных режимах (расчётных сочетаниях климатических условий).
4. Определяют стрелы провеса провода для выбранных расчётных режимов.
5. Составляют по результатам расчётов сводные таблицы и кривые в виде зависимостей напряжения в проводе и стрелы провеса от длины пролёта.