Методология управления человеческими ресурсами: принципы, методы.
Принципы УЧР – правила и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.
Принципы отечественных организаций: научность; плановость; первого лица; единства; распорядительства; отбор, подбор, расстановка кадров; сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления; контроль исполнения решений.
Принципы современных зарубежных организаций: ориентация на стратегический подход к УП; подход к работнику как к решающему фактору эффективности и конкурентоспособности организации; экономическая целесообразность инвестиций в формирование и развитие человеческих ресурсов; социальное партнерство и демократизация управления; обогащение труда и повышение качества труд жизни; непрерывное обучение и развитие ЧР.
Методы УЧР – способы воздействия на коллективы отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функция организации. Выделяют 3 группы:
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ базируются на применении власти и нормативном обеспечении труд деятельности; организационное регламентирование – разработка положений о подразделениях; организационное нормирование- нормативы, внутренние правила; организационно-методическое инструктирование –метод указания, инструктирование) и распорядительного воздействия (выражается в форме приказа- это письменное/устное требование руководителя решить определенные задачи, распоряжения- письменное/устное требования к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей).
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ- это экономические механизмы, с помощью которых обеспечивается функционирование и развитие организации. Основное: мотивация труд деятельности, материльное стимулирование, система надбавок и льгот, социально обеспечение сотрудников.
СОЦ-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ основаны на исполнении закономерностей психологии и социологии и заключаются в воздействии на интересы личности, группы коллектива. Психологические: минимизация конфликтов, управление формированием карьеры сотрудников ,обеспечение здорового климата, формирование организационной культуры. Социальные позволяют: выявить лидера, выявить место сотрудника в организации, обеспечить коммуникации, обучение персонала, анкетирование, сбор данных.
Методы управления персоналом также можно классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, планирования, организации, координации, стимулирования, контроля, анализа, учета). По этому признаку выделяются методы:
. обеспечения организации персоналом;
. оценки персонала;
. организации оплаты труда;
. управления карьерой;
. профессионального обучения;
. управления дисциплинарными отношениями;
. обеспечения безопасных условий труда.
Деловая оценка персонала
Оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Оценка труда персонала направлена на достижение трех целей: административной, информационной, мотивационной.
Административная цель достигается путем принятия обоснованного административного решения (повышение или понижение по службе, перевод на другую работу, направление на обучение, увольнение) на основе результатов оценки деятельности персонала.
Информационная цель заключается в том, что и работники, и руководители имеют возможность получить достоверную информацию о деятельности. Такая информация является крайне важной для работника в плане совершенствования своей деятельности, а руководителям дает возможность принять правильное решение.
Мотивационная цель состоит в том, что оценка сама по себе является важнейшим средством мотивации поведения людей, так как адекватно оцененные затраты труда будут обеспечивать дальнейший рост производительности труда работников, но только в том случае, если труд человека будет оценен соответственно его ожиданиям.
Исходя из целей оценки персонала, можно решить следующие важные задачи:
· оценить потенциал для продвижения и снижения рискавыдвижения некомпетентных сотрудников;
· определить затраты на обучение;
· поддерживать у сотрудников чувство справедливости иповышать трудовую мотивацию;
· организовать обратную связь с сотрудниками о качествеих работы;
· разрабатывать программы обучения и развития персонала.
Субъект оценки – тот, кто оценивает.
Субъектами могут быть:
1) линейные руководители. Как правило, они являются главными действующими лицами при деловой оценке персонала. Отвечают за объективность и полноту информационнойбазы для проведения оценки, проводят оценочные беседы. Вряде случаев в качестве оценщиков могут выступать руководители более высоких уровней управления;
2) работники службы управления персоналом;
3) коллеги и работники, имеющие структурные взаимосвязи с оцениваемыми;
4) лица, не имеющие непосредственного отношения к оцениваемому сотруднику.
Все субъекты оценки подразделяются на формальные инеформальные. К формальным субъектам оценки относят руководителей и работников служб управления персоналом.Именно они обладают правом принятия административногорешения по результатам оценки.Неформальные субъекты оценки – коллеги, независимые эксперты – только дают свое заключение, которое учитывается формальными субъектами оценки при обобщенииинформации для принятия управленческих решений.
Объект оценки – тот, кого оценивают. В качестве объекта оценки могут быть либо отдельные работники, либо группа работников, выделенная по определенному признаку (например, в зависимости от уровня в организационной структуре или по профессиональному признаку).
Предметом оценки результатов труда персонала являются личные качества работников, процесс труда и результативность труда.
Различают два основных вида деловой оценки:
· оценку кандидатов на вакантную должность;
· текущую периодическую оценку сотрудников организации.
Отечественная и зарубежная практика деловой оценки кандидатов на вакантную должность позволяет говорить о четырех основных этапах, определяющих содержание процесса оценки. К этим типовым этапам можно отнести:
· анализ имеющихся данных;
· наведение справок об испытуемом работнике (по месту прежней работы или учебы);
· проверочные испытания;
· собеседование.