Реординация как модель управления

Реординацией обычно называют третью модель социального управления, при кото­рой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой или одних сторон, частей и элементов какой-либо общности другим, как по горизонтали, так и по вертикали.

Если для субординации характерно наличие властных полномочий у высшего уровня в системе управления относительно более низшего, то это не значит, что у низшего уровня нет полномочий относительно более высшего. Отношения, которые могут возникать в процессе реализации таких полномочий, являются отношениями реординации.

Наиболее распространенный случай - когда управляемый объект сообщает о своих намерениях или подает ходатайство, а руководящий субъект обязан на них определенным способом отреагировать. К тому же реординационные связи необязательно являются реакцией на то или иное управленческое влияние, а могут возникнуть независимо от них и имеют не просто информационный, а управленческий характер.

Г.В. Атаманчук выделяет обратные управленческие отношения, которые характеризуются, по его мнению, преимущественно как реакция низшего органа на то или иное влияние. Он выделяет два вида обратных связей: объективные и субъективные, которые связаны с местом их возникновения и реализации.

Объективные обратные связи отображают уровень, глубину, адекватность восприятия объектами, которыми осуществляется управление, влияние компо-нентов субъекта государственного управления, настоящую роль последних в их функционировании и развитии.

Субъективные обратные связи характеризуют рациональность собственной, внутренней организации и деятельности субъекта государственного управления в целом, его подсистем, звеньев и отдельных компонентов. Они дают возможность понять и оценить, что происходит в результате его собственной активности, каково его реальное отношение к высшему уровню и тому подобное.

Таким образом, реординация – это одна из организационно-технических форм человеческих взаимодействий, наряду с субординацией и координацией, проявляющаяся в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т. д.).

Политическое манипулирование

Политическое манипулирование – это теория и практика предвыборных технологий и методика проведения избирательных кампаний. Стратегия получения власти требуетрешения таких тактических задач, как привлечение и удержание внимания, а также формирование благоприятного имиджа.

Политическое манипулирование предполагает следующие операции:

– внедрение в общественное сознание под видом объективной информациижелательного для некоторой группы содержания;

– воздействие на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т. Д.

– реализацию декларируемых и скрываемых замыслов, достижение которых манипулятор связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции .

Первый пункт относится к задачам, второй – к методам, третий – к целям пм. Для успешного решения задач и достижения целей существуют средства пм, которые называются политическими технологиями (их ядро – избирательные методики, используемые в период предвыборных кампаний).

Все средства политического манипулирования основываются на создании и внедрении в массовое сознание социальных мифов, то есть идей, утверждающих интересы манипуляторов и принимаемых большинством на веру, без серьезного осмысления.

Группа и команда

Команда – это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей личным целям каждого.

Команда характеризуется рядом признаков, основными из которых являются следующие: команда состоит из двух человек или более; члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей; команда имеет свою индивидуальность свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качествами ее членов; для команды характерны сложившиеся связи как внутри команды, так и вне ее – с другими командами и группами; команда имеет ясную, упорядоченную и экономичную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач; команда периодически оценивает свою эффективность (38).

Большинство исследователей отмечают три ключевых признака команды: сотрудничество, разнообразие задач, ответственность за всю работу в целом и ее анализ.

Очевидно, что команды и группы – частично совпадающие социальные образования и между ними нет непреодолимой разницы. Команда и группа могут заниматься развитием своих членов или организации, управлять процессами изменений. Но в одних случаях целесообразно уделять более пристальное внимание процессам строительства команды, а в других ограничиваться привычной работой в группе или, что еще проще, работой «одиночек».

Каждая команда проходит определенные этапы развития, у нее есть свой жизненный цикл. Его этапы и похожи, и непохожи на жизненный цикл социальных групп и организаций. Наиболее полная картина получится из совмещения всех видов жизненных циклов команд.

1. Формирование. Члены команды обмениваются информации, узнают и принимают друг друга, формулируют задачи группы. Преобладает аура вежливости, взаимоотношения отличаются осторожностью.

2. Смятение. Члены команды конкурируют за обладание высоким статусом и относительное влияние, дискутируют о направлениях развитии. Она испытывает внешнее давление, между ее участниками складываются довольно напряженные отношения.

3. Нормирование. Команда начинает совместное движение к общим целям, устанавливаются равновесие конкурирующих сил групповые нормы, определяющие поведение ее членов; их сотрудничество становится все более эффективным.

4. Выполнение работы. Команда вступает в стадию зрелости. Она способна решать самые сложные задачи, каждый ее член исполняет несколько функциональных ролей.

5. Расформирование. Рано или поздно расформировываются самые успешные группы, комитеты и проектные команды; интенсивные социальные отношения их участников постепенно сходят на нет.

Консультирование

Управленческое консультирование – это разновидность экспертной помощи в области социального управления. Здесь предполагается наличие специалиста – носителя особой квалификации (знаний, умений, навыков) в совершенствовании управленческой деятельности. Такая помощь предполагается, как правило, по заказу заинтересованного руководителя и не имеет для него обязательной силы.

Можно выделить следующие типы управленческого консультирования:

-консультирование проекта, когда консультант сам вырабатывает для организации проект какого-то требуемого изменения в управлении и предлагаетего в готовом виде;

-консультирование процесса, когда консультант организует групповую работу сотрудников организации с целью побуждения их к поиску наилучшего варианта управленческого решения;

-консультирование через взаимное обучение, когда консультант инициирует непосредственный обмен опытом (достижениями, навыками) между руководителями и специалистами различных организаций на основе разработанной им программы.

Консультирование начинается с «диагностики», т.е. выявления актуальных («острых») проблем организации. Организационная диагностика является формой социальной технологии производства проблемной информации. В ней присутствуют все значительные элементы конкретно-социологического иссле-дования.

Управленческое консультирование прямо связано с обучением управленческого персонала. Совместно с руководителями и специалистами данной организации эксперт работает над поиском, принятием и осуществлением решений, вносит в сознание управленческого персонала новое знание, расшатывает стереотипы и проводит профессиональный тренинг. Задача эксперта - выдача конкретных рекомендаций по решению проблемы заказчика, например, перестройка организационной структуры, внедрение новых форм оплаты труда, разрешение конфликтной ситуации в управленческом звене и т.д. У заказчика недостаточно или совсем отсутствуют знания по решению этой проблемы.

Научная гипотеза

Гипотеза — предположение о структуре и характере объекта, подлежащего изучению. В социологическом исследовании гипотезы конкретизируют цель исследования, представляют собой основной методологический инструмент, организующий процесс исследования, описывающий его внутреннюю логику.

Процедура разработки гипотез начинается с формулировки частных познавательных задач исследования. Они фиксируются в форме отдельных предложений,отображающих зависимости между отдельными элементами концептуальной схемы. Эти зависимости будут служить основанием для формулировки гипотез.

Закончив процедуру формулировки частных познавательных задач исследования, нужно описать сами гипотезы. Гипотеза определяется как обоснованное научное предположение о непосредственно ненаблюдаемых связях, отношениях, причинах и т.д., приводящих к тем или иным явлениям.

Гипотеза определяется как "научное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть".

С точки зрения задач исследования гипотезы классифицируются как основные и дополнительные, что соответствует основным и частным познавательным задачам исследования. По степени разработанности и обоснованности различаются первичные и вторичные гипотезы.

Гипотезы разрабатываются в два этапа: при подготовке программы исследования и после пилотажа (пробного социологического исследования, проведенного на небольшой выборке опрошенных), когда они уточняются, корректируются и дополняются новыми.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объяснительные и прогностические.

Описательные гипотезы — предположения о фактическом состоянии (структуре) объекта, его функциях, так как в данном случае анализируется статистическая и эмпирическая информация, относящаяся, прежде всего, к эмпирическим фактам.

Объяснительные гипотезы относятся к уровню аналитических исследований, представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. На основании объяснительных гипотез делаются попытки раскрыть причины социальных явлений, процессов, тенденций, установленных в результате подтверждения описательных гипотез.

Наблюдение

Социальное наблюдение - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений.

Особенность наблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации - способность анализировать и воспроизводить жизненный процесс во всем его богатстве, поставлять разносторонние, порой весьма «обнаженные» впечатления об исследуемом объекте. Здесь могут фиксироваться характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп). Нередко наблюдение используется наряду с другими методами сбора информации, одухотворяя бесстрастные колонки цифр - результаты различных опросов. Наблюдение может активно применяться при изучении степени активности населения на собраниях, митингах, интереса слушателей, поведения участников массовых общественно-политических мероприятий и т.д.

Использование метода- Связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме.

Особенности метода:

•Они связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна, и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние здесь и сейчас. Поэтому обобщение результатов наблюдения носит достаточно определенный характер.

•Наблюдение позволяет помогать избежать влияние респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации.

Виды наблюдения:

· Различают включенное и невключенное наблюдения (подразумевают участие или неучастие исследователя в жизни объекта)

· Полевое или лабораторное наблюдение (связаны с местом проведения исследо-вания)

· Структурированное и неструктурированное (подразумевает, что структурирова-ние наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации реузльтатов).

Основные этапы научного наблюдения:

1) Выявление цели и задач наблюдения.

2) Выявление объекта и предмета наблюдения.

3) Выбор способа наблюдения, как более эффективно обеспечивающего сбор необходимой информации - включенное, не включенное и иные виды наблюдения.

4) Определение способов регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений.

5) Осуществление контроля наблюдения.

6) Обработка и интерпретация полученной информации.

7) Составление отчета о результатах наблюдения и полученных выводах.

Наши рекомендации