Характеристики современного этапа управления человеческими ресурсами

Характеристики современного этапа управления человеческими ресурсами

Персонал компаний отличается наименьшей мобильностью по сравнению с технологией, знаниями, капиталом и сырьем, которые могут стать доступными практически мгновенно. Но в отличии от изнашивающихся в процессе использования основных и оборотных фондов человеческий капитал с возрастом в пределах своего жизненного цикла приобретает опыт, навыки и становится лучше.

Предлагаем, на наш взгляд, наиболее успешное определение управления человеческими ресурсами в организации как процесса воздействия на потенциальных и фактических сотрудников с использованием совокупности специальных методов для оперативного и эффективного достижения целей организации.

В новых условиях хозяйствования процессу управления человеческими ресурсами в организации должна предшествовать разработка концепции управления человеческими ресурсами, на наш взгляд, содержащая обобщенные представления о сущности, целях, задачах, принципах, методологии, структуре системы управления человеческими ресурсами и технологии управления человеческими ресурсами. Система управления человеческими ресурсами организации – это совокупность взаимосвязанных элементов, реализующих процесс управления человеческими ресурсами организации. Центральным звеном системы управления человеческими ресурсами является служба управления человеческими ресурсами – подразделение организации, специализирующееся на реализации всех функций по управлению персоналом и координации вопросов, связанных с кадрами в организации. Современные службы управления человеческими ресурсами существенно отличаются от традиционных отделов кадров по своему функционалу, методологии, принципам, технологии функционирования и т.д. Свойственный советской эпохе отдел кадров осуществлял в основном деятельность по учету или кадровой работе. Таким образом в современных службах управления человеческими ресурсами доминируют над учетными преимущественно управленческие виды деятельности: управление мотивацией, конфликтами, стрессами, развитием работников, нововведениями и пр. Для настоящего этапа развития науки управления человеческими ресурсами характерно интегрирование управления человеческими ресурсами в общую стратегию организации. Суть современного этапа управления человеческими ресурсами составляют: отнесение функции управления человеческими ресурсами к высшему уровню руководства организацией; вовлечение управления человеческими ресурсами в определение стратегии и организационной структуры компании; участие всех линейных руководителей в реализации единой политики и решении задач в области управления человеческими ресурсами; интеграция деятельности менеджеров по персоналу и линейных руководителей, постоянное участие первых в качестве советников вторых при решении вопросов, связанных с персоналом во всех подразделениях и на всех уровнях корпорации; системное, комплексное решение вопросов управления человеческими ресурсами и всех других стратегических задач на основе единой программы деятельности организации.

Классические теории, теории человеческих отношений,

Гуманистические теории.

Исследователями проблемы выделяются следующие этапы развития науки управления человеческими ресурсами:

Первый этап: классические теории (Ф.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, Л.Урвик, М.Вебер, Г.Форд, А.Гастев, П.Керженцев) - с 1880 по 1930 гг.

Второй этап: теории человеческих отношений (Э.Майо, К.Арджерис, Р.Ликарт, Р.Блейк) - с начала 30-х годов ХХ века.

Третий этап: гуманистические теории (А.Маслоу, Ф.Герцберг, Д.Макгрегор) - c 70-х годов XX века.

Классические теории подразумевают технико-экономический (технократический) подход к управлению кадрами предприятий, который строится на научной организации труда, внедренной в управление еще в начале XX века. Основные задачи руководства компаний сводились: к строгому контролю и наблюдению за работниками; разложению задач на простые и понятные элементы; жесткому разделению управленческих и исполнительских функций, использованию авторитарного стиля руководства; обеспечению материального стимулирование работников; учету некоторых интересов работников и обеспечению защиты их прав.

В 30-х годах прошлого века развиваются более отвечающие требованиям производственно-экономических процессов компаний концепции управления человеческими ресурсами, в частности, теории школы человеческих отношений. В данных исследованиях школы человеческих отношений предполагалось, что люди стремятся быть полезными и нужными организации, работники хотят быть признанными, оцененными, причастными к процессам ее развития. Основными задачами руководства являлись: создание таких условий, при которых каждый работник ощущал бы свою полезность, предоставление определенной свободы и самостоятельности в работе, взаимодействие руководителя с подчиненными и участие последних в решении несложных проблем компании, формирование чувства значимости персонала.

Во второй половине XX столетия появились современные теории, каждая из которых по-своему пыталась объяснить этот сложный вид управленческой деятельности. Вся совокупность новых концепций управления человеческими ресурсами может быть объединена в еще один подход теоретических исследований в данной области - гуманистический[1]. Он включает в себя такие исследования, как управление человеческими ресурсами; теорию человеческого капитала и другие. Концепция «человеческих ресурсов» подразумевает, что персонал - это такой же важный производственный ресурс, как и финансовые, материальные, технологические и другие ресурсы, участвующие в процессе производства, а следовательно, предприятие (организация) в процессе своего развития может либо накапливать, либо сокращать этот вид ресурса. Согласно теории человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, на­выков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть: образование, профессиональный опыт, охрана здоровья, географическая мобиль­ность, информация.

Наем персонала.

Наем на работу представляет собой совокупность действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих профессиональными, квалификационными качествами, необходимыми для достижения целей организации. С привлечения на работу начинается процесс управления человеческими ресурсами.

Найму кандидатов на вакантные должности должно предшествовать определение параметров потребности в персонале, анализ рабочих мест, разработка должностной инструкции по каждой вакантной должности, по каждой вакантной должности разработка личной спецификации, содержащей требования к работнику, претендующему на данную должность.

Наиболее часто источники найма персонала подразделяются на внутренние и внешние, активные и пассивные, низко- и высоко- затратные, кратко- и долгосрочные. К внутренним источникам, на наш взгляд, можно отнести внутренний конкурс, совмещение профессий, ротацию кадров,сверхурочную работу; к внешним - государственные и частные кадровые агентства, самостоятельный поиск работодателями работников. Самостоятельный поиск работодателями работников может вестись через средства массовой информации. В качестве источников найма на работу могут рассматриваться: случай, средние школы, техникумы, ПТУ, ВУЗы в виде практик, стажировок, направлений, клиенты и поставщики организации, внешний кадровый резерв организаций, также организация может участвовать в ярмарке вакансий, проводить «Дни открытых дверей компании», размещать информацию о вакансиях «на дверях» организации, информационных щитах и прочих поверхностях, осветительных столбах, в подъездах жилых домов, в транспорте, использовать кадровый лизинг персонала, «людей-сэндвичей». Одним из наиболее дешевых способов подбора персонала является поиск кандидатов через сотрудников, работающих в организации. Альтернативным способом заполнения вакантных мест является временный наем персона­ла, например, в связи с сезонными работами. Все большее распространение получает в России хедхантинг «охота за головами» (англ. head - голова и hunt - охотиться, ловить). Чрезвычайно актуальным и эффективным способом подбора кандидатов на вакантную должность является использование информационных ресурсов сети Интернет. В настоящее время постепенно стандартный рекрутинг менеджеров среднего звена уменьшается по сравнению с поиском и набором перспективных молодых специалистов, получившим название Graduate Rekrutment.

Использование внутренних источников для привлечения кандидатов на замещение вакантных должностей повышает мотивацию труда персонала, предоставляет им возможности для продвижения по службе, улучшает морально-психологичес­кий климат в коллективе, но полностью не удовлетворяет потребности в ка­драх. В свою очередь, внешние источники полностью удовлетворяют потребность в персонале, дают новые импульсы для развития организации, но не способствуют социальной сплоченности членов коллектива.

Отбор персонала.

До принятия организацией решения о приеме кандидата на работу он должен пройти несколько этапов отбора.

1. Предварительная отборочная беседа. Цель отборочной беседы - оценить общий уровень претендента, внешний вид и определяющие личностные качества. Предварительный отсев должен дать в «сухом остатке» 30-40 процентов кандидатов от числа откликнувшихся.

2. Заполнение бланка анкеты.Эта ступень присутствует в любой процедуре отбора независимо от типа организации. Количество пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего выясняющую производительность будущей работы соискателя (прошлая работа, основные достижения, склад ума).

3. Беседа по найму (интервью). Беседы могут проводиться по схеме, то есть заранее готовятся вопросы, быть слабоформализованными (заранее готовятся только основные вопросы), вестись не по схеме (заранее готовятся только основные направления беседы). Желательно, чтобы во время беседы претендент на вакантную должность ответил на вопросы: что он хочет добиться в карьере; что более для него важно - работа или заработок; каковы сильные и слабые стороны кандидата; планирует ли он продолжать повышать свое образование; что является наиболее важным для кандидата на работе; удается ли сочетать личную жизнь и семейную жизнь с выполнением должностных обязанностей.

4. Тестирование – это источник информации, который может дать сведения о профессиональных способностях, умениях кандидата, описать возможные ориентации, цели, установки человека, а также конкретные методы работы, которыми он уже владеет. В практике рекрутмента используются тесты для оценки таких характеристик кандидатов на вакантную должность как: профессиональная подготовка, интеллектуальный уровень, наклонности, личностные качества, физические характеристики.

5. Проверка рекомендаций и послужного списка.

6. Медицинский осмотр (если предъявляются особые требования к здоровью претендента). Как правило, медицинское заключение требуется от кандидатов на должности, предполагающие ответствен­ность за жизнь других людей. К ним относятся: машинисты поездов, летчики, моряки, работники органов внутренних дел, сферы питания, государственные служащие и пр.

7. Принятие решения о приеме. Окончательное решение о приемевыносит руководитель организации на основе сравнения представленных отчетов по результатам отбора кандидатов.

Для проверки профессиональных качеств работника устанавливается испытательный срок. По общему правилу, предусмотренному законодателем (ст. 70 ТК РФ), этот период не должен превышать трех месяцев... Если его профессиональные качества окажутся неудовлетворительными, организация имеет право, предупредив работника в письменной форме за три дня до окончания испытательного срока, расторгнуть с ним трудовой договор. Расторжение трудового договора по данному основанию осуществляется без учета мнения профсоюза и без выплаты выходного пособия (ч. 2 ст. 71 Трудового Кодекса Российской Федерации).

Деловая оценка персонала.

Процесс подготовки и осуществления текущей деловой оценки должен быть технически и организационно проработан. Этот процесс предполагает обязательное выполнение следующих мероприятий: разработка методики оценки персонала непосредственно для данной организации, создание оценочной комиссии с участием руководителя оцениваемого работника, специалистов разных иерархических уровней, специалистов службы управления человеческими ресурсами, либо специализированных оценочных центров, определение времени и места проведения деловой оценки, установление процедуры, формы подведения итогов оценивания, документационное, информационное и техническое обеспечение процесса деловой оценки (создание полного комплекта документации в соответствии с методикой оценки, программного обеспечения и так далее), консультирование оценщиков со стороны разработчика методики, специалиста по применению методики.

Выделяют несколько этапов деловой оценки персонала: сбор предварительной информации по необобщенной оценке работника со стороны оценщика, обобщение полученной информации, подготовка руководителя (линейного) к оценочной беседе с подчиненным, оцениваемым работником, проведение оценочной беседы и подведение ее результатов, формирование руководителем экспертного заключения по результатам деловой оценки и его представление в экспертную комиссию, принятие решений экспертной комиссией по существу предложений, содержащихся в экспертных заключениях.

При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на несколько групп: результаты труда, трудовая деятельность, личностные качества. Что касается личных качеств, то в качестве важных для работника традиционно называют интеллект, активность, лидерские качества (для руководителей), уживчивость. Также важны управляемость, обучаемость, адекватность.

Если работник не управляем, или управляем с трудом, перспективы его в этой компании весьма сомнительны. Чем выше обучаемость, тем лучше адаптивные способности человека. Высокообучаемый кандидат легко может сменить сферу деятельности, освоить новые отрасли, быстро изучить новые технологии и незнакомый ассортимент. Чем выше способность к обучению, тем легче пройдет адаптация в коллективе. Адекватность сотрудника проявляется в том, что он делает то, что ему поручают, а не то, что он под этим понял, реагирует на окружающую действительность, а не на свои представления о ней, более стабилен в коллективе, более эмоционально устойчив.

Для текущей оценки могут использоваться следующие методы: анкетирование, тестирование, ассессмент-центр, игротехнический способ (со строго структурированными игровыми имитационными процедурами и на базе организационно-деятельностных игр), способ ситуационного моделирования (технология, ориентированная на решение задач отбора в условиях социально-экономической, политической и социально-психологической нестабильности), нетрадиционные методы (детектор лжи, алкогольный и наркотический тесты, психоанализ).

Аттестация персонала.

Аттестация персонала – это процедура формализованной систематической оценки соответствия уровня труда, качеств и потенциала личности конкретного работника требованиям выполняемой работы на данном рабочем месте за определенный период времени[15].

Как правило аттестация позволяет решить следующие задачи: провести аудит персонала; проверить точность требований к работникам и критериев их оценки; выявить «болевые точки» в «человеческой подсистеме» организации; оценить ценность сотрудников для компании; обоснованно принимать кадровые решения; составлять планы обучения персонала; мотивировать персонал; принимать решения по отплате труда, увольнению персонала и др.

Наиболее часто в практической деятельности применяются следующие методы аттестации:

1. Рейтинговые методы предполагают, что работники получают оценку по заданным критериям с определенной шкалой.

2. Сравнительные методы, предполагают сравнение сотрудников внутри какой-либо группы. При ранжировании составляется список, где все сотрудники внутри какой-либо группы располагаются в соответствии с рейтинговой оценкой их деятельности, сначала в список вносятся работники, чья деятельность признала наилучшей и наихудшей. При парных сравнениях деятельность каждого сотрудника поочередно сравнивается с деятельностью остальных, одному присваивается оценка «1», другому соответственно «0», далее считается общая сумма балов каждого сотрудника.

3. Письменные методы. Эссе – это подготовка сочинения с предложение направлений повышения эффективности деятельности организации. Метод критических ситуаций предполагает, что в течение периода, за который проводится оценка работника, его руководитель делает записи о его поведении в сложных или критических ситуациях.

4. Поведенческие рейтинговые шкалы BARS (Behaviorally anchored rating scales) сочетают рейтинговые методы и черты поведения на рабочем месте в различных ситуациях.

5. Управление по целям MBO (Management By Objectives) – в соответствии с данным методом достижение целей организации осуществляется через постановку целей каждому сотруднику и их согласование, что позволяет перейти от простого выполнения должностных обязанностей к осознанной работе, нацеленный на значимый для организации результат.

6. Метод «360 градусов» или круговой оценки предполагает, что о работнике высказывается не только его непосредственный руководитель, но и подчиненные, коллеги, клиенты, а так же сам сотрудник выставляет оценки себе по тем же критериям, что и сослуживцы.

7. Система грейдов – это метод оценки персонала, предполагающий выделение групп критериев, соответствующих требованиям к основным категориям работников и оценку персонала подразделений компании аттестационной комиссией по соответствующим их должностям критериям.

Профориентация персонала.

Профессиональная ориентация - это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.

Основными формами профориентационной работы являются:

- профессиональное просвещение - воспитание осознанной потребности в труде: начальная профессиональная подготовка студентов, школьников через уроки труда;

- профессиональная информация - система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда;

- профессиональная консультация – это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией человека с целью выявления состояния здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направления переобучения;

- профессиональная пропаганда – разновидность профессионального просвещения, которая представляет собой информационную деятельность по привлечению внимания к определенной профессии или специальности путем показа ее привлекательных сторон с критикой конкурирующих на рынке профессий или специальностей.

- профессиональная реклама – неотъемлемый элемент рынка труда, представляющий собой информацию о характере и состоянии конкретного вида профессиональной деятельности, должностях, требующих замещения специалистами, с целью их популяризации, создания кадрового спроса и его согласования с кадровыми предложениями.

- профессиональная пропедевтика – это различные формы участия человека в тех или иных сторонах будущей профессиональной деятельности, предваряющие принятие окончательного решения о выборе профессии.

- профессиональный предварительный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека еще на этапе выбора профессии путем знакомства его с требованиями профессии, изучения личных особенностей, предоставления возможности включить в определенную деятельность.

Общую координацию профориентационной работы осуществляют министерство образования и науки Российской Федерации, министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. На региональном и местном уровнях профориентационную работу проводят учебные заведения, центры занятости, центры профориентации. В настоящее время основными каналами воздействия на процесс выбора профессии являются: средства массовой информации, средства искусства, профессиональные клубы и ассоциации, профессиональная реклама, личные контакты с представителями избираемой профессии, ближайшее социальное окружение, персонал образовательных учреждений, работники служб занятости, должностные лица, содействующие профессиональной ориентации.

Адаптация персонала.

Каждому человеку на протяжении всей жизни приходится адаптироваться в новой для него среде в связи со сменой места жительства, работы.

Можно классифицировать основные виды адаптации индивида в новой организации следующим образом:

1. По наличию опыта трудоустройства: первичная адаптация, приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности, и вторичная адаптация, приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности.

2. По содержанию адаптации: психофизиологическая адаптация, приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда, социально-психологическая адаптация, приспособление к новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в ином коллективе, профессиональная адаптация, постепенная доработка трудовых способностей (профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества и т.п.), организационная адаптация, усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре.

3. По характеру адаптации: активная адаптация, индивид сам стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее, и пассив­ная адаптация, индивид не стремится к такому воздействию и изменению.

4. По результатам адаптации: прогрессивные результаты адаптации, после завершения периода ознакомления с организацией повышение производительности труда, уровня дисциплины и эффективные социальные коммуникации, и регрессивные результаты адаптации, в случае пассивной адаптации к среде с отрицательным содержанием.

Управление трудовой адаптацией требует проработки в первую очередь трех организационных элементов: структурного закрепления функции управления адаптацией, разработки технологии закрепления процесса управления адаптацией, информационного закрепления этого процесса.

На практике же довольно редко в компаниях уделяется внимание адаптационным процессам, «акклиматизации» новых сотрудников. Мерами, способствующими сокращению периода адаптации, являются хорошо поставленные профориентация и профотбор кадров, позволяющие выявить тех работников, вероятность успешной адаптации которых к фак­торам данной производственной среды наиболее высока.

Основными мероприятиями по технологии процесса управления адаптацией могут быть следующие: организация семинаров, курсов; проведение индивидуальных бесед руководителей с новым работником; интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих на эту должность; проведение организационно-подготовительной работы при введении новшеств.

Адаптация работников требует значительных организационных усилий, поэтому разумно создавать службы адаптации персонала или вводить специальных менеджеров по адаптации. Такие службы могут выступать как самостоятельные структурные подразделения (отдел, лаборатория) или входить в состав других функциональных подразделений (группа, отдельные специалисты) в отделе управления человеческими ресурсами, социологической службе и тому подобное.

Понятие карьеры.

Деловая карьера– это поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения. Можно говорить о карьере как роде занятий, деятельности.

Можно выделить карьеру внутриорганизационную и межорганизационную, специализированную и неспециализированную, вертикальную, горизонтальную, скрытую, ступенчатую.

Карьера внутриорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии работник проходит последовательно в стенах одной организации.

Карьера межорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития последовательно, работая на различных должностях в разных организациях.

Специализированная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные этапы карьеры. Их работник может пройти последовательно как в одной организации, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется.

Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года. Там, считается нормальным, если начальник отдела сбыта меняется местами с начальником отдела снабжения.

Вертикальная карьера – это подъем на более высокий уровень в иерархи­ческой структуре. Это наиболее распространенное понимание карьеры. Та­кое ее воплощение могут увидеть окружающие.

Горизонтальная карьера - это перемещение в другую функцио­нальную область деятельности, например кадровая ротация. Этот вид карье­ры также может быть связан с расширением или усложнением задач на прежней должности.

Скрытая карьера наименее очевидна для окружающих. Это приближение работника к структурам, принимаю­щим решения. Выражается в приглашении работника на совещания или неформальные встречи, где его мнение может иметь значение и учи­тываться при принятии решений. Также это может быть роль так называе­мого «серого кардинала», то есть человека, не имеющего официальных пол­номочий, но принимающего в организации решения, выражающиеся в со­ветах и указаниях руководству, которое придает им статус приказов и рас­поряжений.

Ступенчатая карьера сочетает в себе последовательно этапы горизонтальной и вертикальной карьеры.

Этапы карьеры работника

1. Предварительный этап.Включает в себя учебу в школе, полу­чение среднего и высшего образования. Длится до 25-летнего возраста. Человек может сменить несколько мест работы в поисках такого вида де­ятельности, который соответствовал бы его потребностям и интересам. Когда найдено место работы, удовлетворяющее человека на данном эта­пе, начинается процесс его самоутверждения и как работника, и как лич­ности.

2. Этап становления.Этот период занимает пять лет. Работник осваивает выбранную профессию, приобретает практи­ческие навыки, квалификацию, происходит его самоутверждение. Появляет­ся потребность в независимости. Перейдя во вторую стадию карьеры, работ­ник получает возможность стать профессионалом в выбранном виде дея­тельности. Второй этап очень важен для работника в психологическом плане он может потерпеть неудачу, опуститься на первую ступень.

3. Этап продвижения.Работник продолжает повышать квалификацию, продвигаться по службе, накапливать практический опыт, формировать навыки. У работника растет потребность в самоутверждении, в достижении более высокого статуса, еще большей независимости. Основные усилия работников направлены на увеличение сво­их доходов. Больше внимания они уделяют здоровью. Профессионалы, вступая в третий этап трудовой карьеры, становятся наставниками тех, кто находится на первом этапе карьеры. На третьем этапе карьеры работники несут ответственность уже не только за себя, но и за своих подчиненных. В то же время, в силу опреде­ленных внешних обстоятельств, работник может опуститься на уровень вто­рой стадии карьеры. Работник достигает вершин не­зависимости и максимально реализует возможности самовыражения. Он на­чинает испытывать чувство заслуженного уважения к себе (самоуважение), его заслуги находят признание. Работник задумывается о том, как обеспе­чить себя после выхода на пенсию, старается найти для себя другие источ­ники доходов.

4. Этап завершения карьеры. Приходится на возраст от 60 до 65 лет, когда работник готовится к выходу на пенсию. Основные усилия направле­ны на поиск и обучение собственной смены, обеспечение преемственности своих достижений. Основная потребность работника на этом этапе - сохра­нить социальное признание своих заслуг.

5.Пенсионный этап(после 65 лет). Человек начинает заниматься другими видами деятельности, иногда продолжая сотрудничать с организа­цией, в которой он работал ранее, в качестве консультанта или работать там на часть ставки. Основная потребность человека в этот период - поиск возможности для самовыражения в новых сферах деятельности (общественной, семейной и др.)

Этап карьеры (как точка на временной оси) не всегда связан с этапом профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом и наоборот развивающийся профессионально специалист на данном этапе может не продвигаться по служебной лестнице.

Планирование деловой карьеры.

Планирование карьеры- одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов. Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.

Перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и вне ее), фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации, представляет собой карьерограмму, формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте.

Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Планированием трудовой карьеры в организации могут заниматься и сам сотрудник, его непосредственный руководитель, специалист кадро­вой службы. При этом между ними распределяются обязанности по прове­дению мероприятий, связанных с планированием карьеры. Так, от сотрудника зависит выбор самой профессии, конкретной ор­ганизации и должности. Он оценивает свои перспективы и планирует долж­ностной рост, определяет, какие знания, связанные с реализацией этого рос­та, ему необходимо получить. Специалист службы управления человеческими ресурсами (менеджер) прово­дит оценку кандидата при приеме его на работу, определяет для него рабо­чее место, оценивает потенциал сотрудников, производит отбор в кадровый резерв, направляет работников на дополнительную подготовку, осуществля­ет документооборот, связанный спродвижением работников, планирует но­вый цикл карьеры. Непосредственный руководитель (линейный менеджер) про­водит такие мероприятия, как оценка результатов труда, оценка мотива­ции, организация профессионального развития. Он вносит предложения по стимулированию труда работника и по его продвижению по служебной лестнице.

Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, в частности показатель числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум. В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой, у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая.

Управление деловой карьерой– это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации, по планированию, организации, мотивации, контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации. Управлением своей деловой карьерой занимается и каждый работник самостоятельно.

Планирование и организация работы с резервом кадров.

Работа по подготовке резерва кадров носит целенаправлен­ный, системный и плановый характер. Организация данной рабо­ты направлена на обеспечение качественной и интенсивной подготовки каждого специалиста к самостоятельной деятельно­сти на новом, более высоком уровне. Работа со специалистами, включенными в состав резерва, проводится по плану, в котором предусматриваются конкрет­ные мероприятия по приобретению необходимых теоретичес­ких, экономических и управленческих знаний, глубокому осво­ению характера работ, по выработке у специалиста умения и навыков руководства на уровне современных требований.

Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем за­мещения, которые имеют разнообразные формы в зависимости от особенностей и традиций различных организаций. Можно сказать, что схемы замещения представляют собой варианты развития организационной структуры, ориентированной на конкретные личности с различными приоритетами. В основе ин­дивидуально ориентированных схем замещения лежат типовые схемы замещения. Они разрабатываются службами управления человеческими ресурсами под организационную структуру и представляют со­бой вариант концептуальной модели ротации рабочих мест.

Основными критериями при подборе кандидатов в резерв являются: соответствующий уровень образования и профессиональной подготовки; опыт практической работы с людьми; организаторские способности; личностные качества; состояние здоровья, возраст. Источниками формирования резерва кадров являются: ква­лифицированные специалисты; заместители руководителей под­разделений; руководители низового уровня; дипломированные специалисты, занятые на производстве в качестве рабочих.

В организациях сложился определенный порядок отбора и зачисления в группу резерва кадров: отбор кандидатов должен проводиться на конкурсной ос­нове среди специалистов в возрасте до 35 лет, положительно зарекомендовавших себя на практической работе и имеющих высшее образование; решение о включении работников в группы резерва при­нимает специальная комиссия и утверждает приказом по орга­низации; для каждого работника (стажера) утверждается руководи­тель стажировки (основной) и руководитель каждого этапа ста­жировки, которые составляют индивидуальный план стажи­ровки на каждом этапе;

Наши рекомендации