Т 17. Модели и методы принятия решений

Неструктурированные

Программно-целевые методы предполагают качественный анализ ситуации, построение дерева целей. Они используются при обосновании целей организации в стратегическом управлении и целей подготовки решений в оперативном управлении.

Эвристические методы основаны на интуитивно-логических процедурах. специалист должен догадываться о существовании логической взаимосвязи в явлениях. Эти методы используются в неформализованных ситуациях.

Расчетно-аналитические методы предполагают наличие конкретных формул и специальных зависимостей, которые имеют место на практике.

Оптимизационные методы – это специальные методы поиска наилучшего варианта решения по критерию оптимальности и с учетом имеющихся ограничений.

Детерминированные

Маржинальный анализ – метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Линейное программирование является классическим вариантом оптимизационных методов. Это алгоритм целенаправленного перебора вариантов решений и постоянное приближение к наиболее рациональному. Поиск осуществляется по критерию оптимальности, который представлен линейной функцией.

Стохастические

Имитационное моделирование– это создание моделей, учитывающих большое количество переменных, а затем определение зависимостей. С помощью этих моделей решаются задачи влияния одной переменной при неизменном уровне других переменных. Они используются в ситуациях, которые являются сложными для линейного программирования.

Теория игр – метод оценки ситуации на рынке с учетом вероятностного характера ее изменения. Она используется для прогноза поведения конкурентов на рынке.

Теория массового обслуживания (теория очередей) предлагает способ определения оптимального числа каналов обслуживания, которое уменьшает время ожидания у клиента и минимизирует затраты у предприятия.

Многомерный статистический анализ основан на многомерном представлении характеристик объекта. Например, предприятие характеризуется большим количеством показателей; персонал – большим количеством персональных и личных качеств.

Метод экстраполяции – позволяет выявлять направленность в динамических рядах, а затем производить прогнозирование этих показателей.

Метод управления –это прием или способ управленческой деятельности, который обеспечивает достижение поставленной цели.

Т.20. Власть и влияние. Теория лидерства.

Целью управления является осуществление влияния на людей, на ситуацию для достижения целей организации.

Влияние – это воздействие, которое вносит изменения в поведение, мировоззрения, отношения и ощущения другого индивида

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности или группы, направляя их усилия на достижения целей организации.

Личностная власть включает экспертную власть, потребность во власти, власть примера, власть информации.

Т 21.Стили руководства.

50г 20в - Теория лидерских качеств – теория великих людей.

Модель ситуационного лидерства Фидлера (60г 20в): предлагает графический метод для выбора стилей руководства. Параметры ситуации включают три вида:

-структуризация задачи(структурирована если имеет чёткий алгоритм и чаще с использованием количественных зависимостей, неструктурированные-творческие и требуют индивидуального подхода);

-взаимоотношение между руководителями и подчиненными;

-сила должностных полномочий руководителя.

Модель руководства «путь-цель»(70г 20в): эта модель не имеет четкой структуризации. Термин«путь – цель» аналогичен понятию «усилие – производительность - результаты» по теории ожидания. В этой модели авторы предлагают конкретные приемы с помощью которых руководитель может влиять на пути и средства достижения целей, а именно: разъяснение того, что ожидается от подчиненных; использование системы наставничества; создание у подчиненных таких потребностей, которые находятся в компетенции руководителя; удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель

достигнуты.

Модель руководства «теория жизненого цикла»: согласно этой теории ситуация характеризуется одним параметром – зрелость исполнителей, в том числе рассматривается зрелость профессиональная и психологическая. Профессиональная предполагает способность работников выполнять какую либо работу, а психологическая связана с мотивацией выполнения этой работы.

Модель принятия решений Врум – Йеттон – Яго: в этой модели в отличии от других предполагается более детальный алгоритм выбора стиля руководства. Таким образом эту модель можно назвать иначе теорией принятия решения. Она представляет собой сетевой график принятия, выбора решения, который предполагает на семь вопросов. Из которых три характеризуют задачу, а четыре человеческих характер.

Модель ситуационного лидерства Стинсона – Джонсана: по форме графика напоминает теорию жизненного цикла, а по параметрам ситуации модель Фидлера .Параметры:

1.структурированность работы

2.возможности последователей

Эта модель убеждает менеджеров, что характеристики последователей являются решающим фактором при выборе эффективного стиля руководства.

Модель лидерского поведения Танненбаума – Шмидта: эта модель предлагает использовать различные стили в определенных соотношениях в зависимости от ситуации. Четкий характер ситуации не предлагается.

Сравнительный анализ ситуационной модели лидерства

Ситуационные модели похожи, в том, что в них даются параметры ситуации и рассмотрен алгоритм. Содержание теорий различается , а также используются различные классификации стилей руководства, из которых производится выбор.

Сравнение ситуационных моделей.

Концепция атрибутивного лидерства означает, что лидер ищет причинно-следственные связи между различными событиями (атрибуты ситуации).В рамках данного подхода лидер выполняет роль информационного процессора.

Концепция харизматического лидерства является продолжением концепции атрибутивного лидерства. При этом поведение и воздействие на подчиненных происходит через эмоциональную сферу и большое внимание уделяется личности лидера.

Концепция преобразующего лидерства также является продолжением концепции атрибутивного лидерства. Лидер здесь стремится воздействовать на рациональную сторону подчиненных, на их способность понять проблему. Здесь руководители являются руководителями – реформаторами.

Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, кот. м.б. конкретными лицами или группами и приводит к открытому противостоянию сторон.

Наши рекомендации