Т. 1.Эволюция управленческой мысли.
Т. 1.Эволюция управленческой мысли.
Управление-функция биологических, технических и социальных организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определённый режим жизнедеятельности и обеспечивает достижение определённых целей.
Менеджмент – такое руководство людьми, которое обеспечивает достижение целей наиболее рациональным и гуманным трудом при наилучшем использовании всех видов ресурсов.
1пол.20века господствовало 4 школы:
- научного управления (1 десятилетие)
- классическая (административная 20г)
- человеческих отношений (30г)
- количественная(50г)
Процессный подход - 60г 20в
Системный подход – 70г 20в
Ситуационный подход – 80г 20в
Реинженеринговый подход – 90г 20в
Сетевой подход – 2000г
Менеджер- член орг-ции, кот. осуществляет руководство людьми, определяет цель работы и принимает решения по эффективному взаимодействию в цепочке «люди-цели».
Организация- предприятие или группа людей, кот. объединены общей целью и упр-ем, кот. мобилизует и приводит в движение потенциал орг-ции для достижения поставленных целей
Управленческие отношения – отношения между людьми в аппарате управления по поводу принятия и реализации управленческих решений.
Т2: СОДЕРЖАНИЕ И ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ КУРСА МЕНЕДЖМЕНТА.
Система - совокупность взаимосвязанных элементов, кот. обладают свойствами неприсущими каждому из элементов системы
Цели - конкретные конечные результаты, которых должна достичь организация к определённому моменту.
Задачи- предписанная работа , которая должна быть выполнена в заранее оговоренные сроки и заранее установленным способом.
Технология-средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги.Выполнение задач связано с использованием того или иного способа, т.е. технологии.
Орг.культура - набор наиболее важных предположений , принимаемых членами организации и получающих выражение в виде организационных ценностей, которые задают людям ориентиры поведения.
Люди - центральный фактор модели управления
Структура - логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Т 3. Человек в организации.
Роль в организации - это обособленная совокупность задач и работ, выполнение которых предполагает закрепление их за работником.
Т4Человек в организации. Психологические аспекты управления
Типология представляет собой классификацию психологии людей по различным критериям. Типоведение – упорядочённая научнообоснованная теория, которая используется отдельными людьми и организациями для улучшения всех видов сотрудничества
Экстраверт (E) и Интраверт (I): мыслительный (T), сенсорный(S), интуитивный (N), чувствующий (F), решающий (J), воспринимающий (P)
Т5Использование соционики в кадровом менеджменте организации
Соционика рассматривается как раздел общей психологии, в других – как самостоятельная наука на стыке психологии и кибернетики.
Тема 6: Упр-е группами.
Неформ-я гр–спонтанно образовавшаяся гр.людей , которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей.
Т.11. Стратегическое управление.
Этапы стратегического управления.
МиссияàЦелиàАнализ внеш.среды.à Анализ внутр.средыàАнализ стратегич.альтернативы àВыбор cтратегииà*Планирование реализации стратегииà*Оценка эффективности стратегии
Цели формулируются на основе общей миссии и определённых ценностей на которые ориентируется высшее рук-во.
Анализ внешней среды-процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чб определить возможности и угрозы для фирмы.
Внутренняя среда: оценка функциональных зон организации, предназначенная для выявления её стратегически сильных и слабых сторон.
Т 21.Стили руководства.
50г 20в - Теория лидерских качеств – теория великих людей.
Модель ситуационного лидерства Фидлера (60г 20в): предлагает графический метод для выбора стилей руководства. Параметры ситуации включают три вида:
-структуризация задачи(структурирована если имеет чёткий алгоритм и чаще с использованием количественных зависимостей, неструктурированные-творческие и требуют индивидуального подхода);
-взаимоотношение между руководителями и подчиненными;
-сила должностных полномочий руководителя.
Модель руководства «путь-цель»(70г 20в): эта модель не имеет четкой структуризации. Термин«путь – цель» аналогичен понятию «усилие – производительность - результаты» по теории ожидания. В этой модели авторы предлагают конкретные приемы с помощью которых руководитель может влиять на пути и средства достижения целей, а именно: разъяснение того, что ожидается от подчиненных; использование системы наставничества; создание у подчиненных таких потребностей, которые находятся в компетенции руководителя; удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель
достигнуты.
Модель руководства «теория жизненого цикла»: согласно этой теории ситуация характеризуется одним параметром – зрелость исполнителей, в том числе рассматривается зрелость профессиональная и психологическая. Профессиональная предполагает способность работников выполнять какую либо работу, а психологическая связана с мотивацией выполнения этой работы.
Модель принятия решений Врум – Йеттон – Яго: в этой модели в отличии от других предполагается более детальный алгоритм выбора стиля руководства. Таким образом эту модель можно назвать иначе теорией принятия решения. Она представляет собой сетевой график принятия, выбора решения, который предполагает на семь вопросов. Из которых три характеризуют задачу, а четыре человеческих характер.
Модель ситуационного лидерства Стинсона – Джонсана: по форме графика напоминает теорию жизненного цикла, а по параметрам ситуации модель Фидлера .Параметры:
1.структурированность работы
2.возможности последователей
Эта модель убеждает менеджеров, что характеристики последователей являются решающим фактором при выборе эффективного стиля руководства.
Модель лидерского поведения Танненбаума – Шмидта: эта модель предлагает использовать различные стили в определенных соотношениях в зависимости от ситуации. Четкий характер ситуации не предлагается.
Сравнительный анализ ситуационной модели лидерства
Ситуационные модели похожи, в том, что в них даются параметры ситуации и рассмотрен алгоритм. Содержание теорий различается , а также используются различные классификации стилей руководства, из которых производится выбор.
Сравнение ситуационных моделей.
Концепция атрибутивного лидерства означает, что лидер ищет причинно-следственные связи между различными событиями (атрибуты ситуации).В рамках данного подхода лидер выполняет роль информационного процессора.
Концепция харизматического лидерства является продолжением концепции атрибутивного лидерства. При этом поведение и воздействие на подчиненных происходит через эмоциональную сферу и большое внимание уделяется личности лидера.
Концепция преобразующего лидерства также является продолжением концепции атрибутивного лидерства. Лидер здесь стремится воздействовать на рациональную сторону подчиненных, на их способность понять проблему. Здесь руководители являются руководителями – реформаторами.
Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, кот. м.б. конкретными лицами или группами и приводит к открытому противостоянию сторон.
Т. 1.Эволюция управленческой мысли.
Управление-функция биологических, технических и социальных организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определённый режим жизнедеятельности и обеспечивает достижение определённых целей.
Менеджмент – такое руководство людьми, которое обеспечивает достижение целей наиболее рациональным и гуманным трудом при наилучшем использовании всех видов ресурсов.
1пол.20века господствовало 4 школы:
- научного управления (1 десятилетие)
- классическая (административная 20г)
- человеческих отношений (30г)
- количественная(50г)
Процессный подход - 60г 20в
Системный подход – 70г 20в
Ситуационный подход – 80г 20в
Реинженеринговый подход – 90г 20в
Сетевой подход – 2000г
Менеджер- член орг-ции, кот. осуществляет руководство людьми, определяет цель работы и принимает решения по эффективному взаимодействию в цепочке «люди-цели».
Организация- предприятие или группа людей, кот. объединены общей целью и упр-ем, кот. мобилизует и приводит в движение потенциал орг-ции для достижения поставленных целей
Управленческие отношения – отношения между людьми в аппарате управления по поводу принятия и реализации управленческих решений.
Т2: СОДЕРЖАНИЕ И ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ КУРСА МЕНЕДЖМЕНТА.
Система - совокупность взаимосвязанных элементов, кот. обладают свойствами неприсущими каждому из элементов системы
Цели - конкретные конечные результаты, которых должна достичь организация к определённому моменту.
Задачи- предписанная работа , которая должна быть выполнена в заранее оговоренные сроки и заранее установленным способом.
Технология-средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги.Выполнение задач связано с использованием того или иного способа, т.е. технологии.
Орг.культура - набор наиболее важных предположений , принимаемых членами организации и получающих выражение в виде организационных ценностей, которые задают людям ориентиры поведения.
Люди - центральный фактор модели управления
Структура - логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Т 3. Человек в организации.
Роль в организации - это обособленная совокупность задач и работ, выполнение которых предполагает закрепление их за работником.