Кафедра культурологии и управления социальными процессами
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФГБОУ ВПО «ИГУ»
Кафедра культурологии и управления социальными процессами
| Утверждаю Директор Института Проф. В. А. Решетников “____”______________2012__ г. |
Рабочая программа дисциплины
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
Рекомендуется для направления подготовки специальности
Менеджмент»,
Код дисциплины по учебному плану: Б. 3 Б. 5
Профиль «Менеджмент организации»
Квалификации выпускника: «Менеджер»
Рекомендовано кафедрой: Протокол № ____ От «___» _______________________2012__г. Зав. кафедрой проф. Федчин В.С. (ФИО) |
Иркутск 2012 г.
Содержание
стр.
1. Цели и задачи дисциплины. __
2. Место дисциплины в структуре ООП. __
3. Требования к результатам освоения дисциплины. __
4. Объем дисциплины и виды учебной работы. __
5. Содержание дисциплины. __
5.1 Содержание разделов и тем дисциплины. __
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с
обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. __
5.3 Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий. __
6. Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ. __
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) (при наличии) __
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: __
а) федеральные законы и нормативные документы (при наличии);
б) основная литература;
в) дополнительная литература;
г) программное обеспечение;
д) базы данных, поисково-справочные и информационные системы
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. __
10. Образовательные технологии. __
11. Оценочные средства. (ОС). __
1. Цели и задачи дисциплины:
Изучение основ современной теории управления человеческими ресурсами на макро- мезо- и микроуровне; раскрытие экономической природы трудового потенциала и системы формирования и использования человеческих ресурсов.
В результате освоения дисциплины бакалавр должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- участие в разработке и реализации кадровой стратегии организации;
- участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии с кадровой стратегией организации;
- планирование деятельности кадровых служб предприятия;
- участие в формировании организационный и управленческой структуры предприятия;
- организация работы исполнителей (команды исполнителей) для выполнения работ по управлению человеческими ресурсами;
- разработка и реализация проектов, направленных на развитие системы кадрового обеспечения организации (подготовка кадров, коучинг и др.);
- контроль деятельности подразделений, работников (Аудит и контроллинг персонала);
- мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей.;
- учет и анализ трудовых показателей (информационно-аналитическая деятельность);
- оценка производительности труда и эффективности использования человеческих ресурсов;
- организация предпринимательского труда
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Управление человеческими ресурсами» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3 Б. 5).
Данная дисциплина взаимосвязана с дисциплиной «Теории менеджмента», в которой формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента. Дисциплина «Управление человеческими ресурсами» является предшествующей для дисциплины «Стратегический менеджмент»
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и овладение следующими компетенциями:
- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
- способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
- умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);
- способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные результаты новейших исследований по проблемам управления человеческими ресурсами;
- методологию, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления и прогнозирования человеческих ресурсов;
Уметь:
- проводить аудит и анализ трудообеспечения организации, выявлять узкие места и обосновывать перспективные направления научных исследований;
- управлять формированием и использованием интеллектуально- креативных ресурсов организации, повышением производительности и деловой стратегии
Владеть:
- научной методологией и информационными технологиями для прогнозирования и управления человеческими ресурсами;
- навыками подготовки научных отчетов, написании статей, эссе, аналитических записок и т.п.;
- навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других;
- навыками разработки и внедрения кадровой политики, планирования потребности в рабочей силе, деловой оценки и подбора персонала, формами и методами обучения персонала, управления карьерой.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | 72/5 | ||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
КСР | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы для освоения пройденных тем при подготовке к практическим занятиям, подготовке к текущему контролю | |||||
Решение задач | |||||
Контрольные работы | |||||
Подготовка к коллоквиуму | |||||
Подготовка презентации | |||||
Вид промежуточной аттестации - экзамен | |||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||||
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов и тем дисциплины
РАЗДЕЛ 11. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
Тема 3. Предмет и место управления человеческими ресурсами в системе современных наук.
Полидисциплинарные истоки управления человеческими ресурсами. Управление человеческими ресурсами и экономика предприятия. Управление человеческими ресурсами и гуманитарные науки. Синкретичность и интегративность управления человеческими ресурсами.
Структура знаний науки управления человеческими ресурсами и её практическая значимость. Включение в управление персоналом выводов других наук. Теоретический и прикладной уровни управления человеческими ресурсами.
Тема 4. Управление человеческими ресурсами как учебная дисциплина.
Значение изучения управления человеческим ресурсами для руководителей, специалистов (кадровиков), менеджеров организаций. Понятие профессиональной, социальной, человековедческой и методической компетентности. Место управления человеческими ресурсами в системе современного образования. Специфика изучения управления человеческими ресурсами в России.
Тема 5. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ.
Актуализация проблемы управления человеческими ресурсами. Соотношение понятий «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами», «человеческий ресурс» и "человеческий капитал». Цели и задачи УЧР. Виды деятельности и роли по УЧР. Функции УЧР.. Тенденции в УЧР. Политические и организационные аспекты управления человеческими ресурсами. Принципы УЧР.
Экономический подход к управлению как основание концепции использования трудовых ресурсов.
Концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами в рамках органической парадигмы.
Концепция управления человеком в контексте гуманистической парадигмы.
Концепция «человеческого капитала» как теоретическое обоснование ориентации на человека и условия его работы. Теория человеческого капитала (Теодор Шульц, Гэри Беккер). Концепция «анализ человеческих ресурсов» Эрика Флэмхольца. Анализ человеческих ресурсов как процесс выявления, измерения и предоставления информации о человеческих ресурсах лицам, принимающим решения в организации.
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Выполнение курсовых работ не предусмотрено учебным планом.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) федеральные законы и нормативные документы (при наличии)
- Трудовой кодекс РФ. – М.: РИОР, 2005. – 240 с.
б) основная литература
1. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Изд-во «Креативная экономика», 2010. – 384 с.
2. Антикризисное управление человеческими ресурсами: учебное пособие/ Под ред д.э.н., проф. Н.А. Горелова. – СПб: Питер, 2010. – 432 с.
в) дополнительная литература
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание /Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. – СПб.: Питер, 2004. -832 с.
2. Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007. – 624 с.
3. Спенсер, Л.М., Спенсер, С.М. Компетенции: модели максимальной эффективности работы. – М.: Н1РРО, 2005.
4. Рамперсад, Х. К. Универсальная система показателей деятельности. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
5. Армсторнг Майкл. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 328 с.
6. Потемкин В.К. Управление персоналом: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.
7. Экономика трудовых ресурсов: Учеб.пособие./ Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2011-302 с.
8. Основы наукоемкой экономики (знания – креативность - инновации): Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. И.А. Максимцева, М.: Изд-во «Креативная экономика», 2010.-456 с.
9. Ильина Л.О. Рынок труда и управления человеческими ресурсами: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 415 с.
г) программное обеспечение
MS Office, InternetExplorer.
д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
www.nigma.ru
www.yandex.ru
www.google.ru
www.rambler.ru
Интернет-ресурсы:
www.gov.ru (сайт Правительства РФ)
www.ilo.ru (официальный сайт Международной организации труда) www.infp.gks.ru( официальный сайт Госкомстата)
www.sclaha.ru/cgi-bin/ regbase.pl (Россия в цифрах)
www.government.ru (Министерство здравоохранения и социального развития)
www.remier.gov.ru (Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год.)
www.gorant.ra/prime(Социально-трудовые отношения отношения в кризисный период. Материалы VI съезда Всероссийской конференции труда.)
www.inion.ru(офицальныйсайт Института научной информации по общественным наукам).
www.finec.ru (сайт библиотеки СПб Универститета экономики и финансов) www.ruslan.ru (:8001/ms/consortium(сайт сводной библиотеки вузов Санкт-Петербурга) www.cir.ru (сайт информационной системы «Россия»; ресурс СПбГУЭФ)
http://www.top-personal.ru/magazines.html Журнал «Управление персоналом»
«Кадровое дело» - http://www.kdelo.ru Журнал
http://www.hr-journal.ru Журнал «Работа с персоналом»
http://www.delopress. Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия»
ru
http://www.kapr.ru/articles/2003/11/3110.html Журнал «Кадры предприятия»
http://grebennikon.ru/journal-25.html или - Журнал «Управление развитием персонала» .
http://www.vsetreningi.ru/magazine/grebennikov-personal-management
http://www.profmedia.by/pub/man Журнал «Кадровик. Управление персоналом» .
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Компьютеры с доступом в Интернет в библиотеке Института социальных наук вИГУ; библиотечный фонд ИГУ на бумажных и электронных носителях.
10. Образовательные технологии:
Основными формами проведения занятий являются лекции и семинары. На данных
занятиях важно сформировать интерес студентов к теоретическим аспектам и основным
направлениям практической работы в сфере управления человеческими ресурсами организации.
Формы лекций: информационно-объяснительные, проблемные, лекции-
дискуссии, лекции-беседы и т.п. В ходе проведения лекций и семинаров особое внимание уделяется практической ориентации материала. В этой связи вполне возможно использование метода деловая игра. Данный метод сочетает в себе с одной стороны
широкий охват проблем, а с другой глубину их осмысления. В форме игры лучше всего
отрабатывается логика действий, а также имеет место социальное взаимодействие.
Процесс игры возбуждает интерес участников и способствует их большей
вовлечённости. При конструировании деловых игр главным является моделирование
среды, а не деятельности. Данный процесс предполагает организацию совместной
деятельности игроков, которая имеет характер ролевого взаимодействия в соответствии с
правилами и нормами. В процессе игры цель достигается путём принятия
индивидуальных и групповых решений. Для того, чтобы процесс был интересен, игровая
ситуация должна предполагать неоднозначность решения. Это способствует также
личностному проявлению участвующих игроков. В ходе игры каждому участнику должна
быть дана возможность принимать решение. Для этого подготавливается пакет
документов таким образом, чтобы каждый документ был предназначен для определенного
игрока. В конструкции игры должно быть отражено не всё многообразие факторов, а лишь
те, что имеют практическую значимость.
Преподавание данной дисциплины предполагает такие формы работы, как демонстрация практических методов работы с персоналом, например, разработка должностной инструкции какой-либо специальности, составление объявления о приеме на работу, составление и представление личного резюме, разработка примерного перечня вопросов при проведении отборочного интервью, составление уведомления об увольнении работника и т.п.
Для наглядности и визуализации изучаемой темы возможна разработка и представление презентацийразличных направлений, как теоретических, так и прикладных аспектов управления человеческими ресурсами.
10. Оценочные средства (ОС):
Система контроля знаний
Письменные домашние работы по курсу выполняются студентами индивидуально в течение семестра и призваны способствовать выработке навыков использования получаемых в ходе лекций и самостоятельного изучения литературы знаний применительно к реальным проблемам управления человеческими ресурсами в современных организациях. Каждая домашняя работа связана с определенной темой курса и может быть максимально оценена на 1-3% в зависимости от сложности. При получении максимально возможной оценки за каждую домашнюю работу общая оценка за все домашние работы составит 15%.
Главными критериями оценки домашних работ являются:
§ Самостоятельность;
§ Выполнение поставленных перед работой преподавателем задач;
§ Проявленное студентом умение применять полученные в ходе курса знания к анализу реальных ситуаций в области управления человеческими ресурсами.
Контрольные работы по курсу выполняются студентами индивидуально в аудитории и призваны контролировать знания, получаемые студентами в ходе самостоятельного изучения рекомендованной литературы и, прежде всего, – компендиума по курсу. В течение семестра студенты выполняют 4 контрольных работ, каждая – после завершения изучения определенной темы. Работа включает в себя один открытый вопрос и рассчитана на 10 минут работы в аудитории. Максимальная оценка за каждую контрольную работу составляет 1%. При получении максимально возможной оценки за каждую контрольную работу общая оценка за все контрольные работы составит 5%.
Промежуточная аттестация по курсу проводится в форме письменного теста по всем пройденным на момент аттестации темам. Тест включает в себя 20 заданий различного типа: выбор правильного ответа из предложенных, выбор всех правильных ответов из предложенных, согласие или несогласие с предложенным положением (определением), открытые вопросы. Каждому заданию присваивается максимально возможное количество процентов (указывается рядом с номером задания). Успешное прохождение аттестации предполагает выполнение 60% и более теста. Студенты, аттестованные по курсу, получают 10% баллов, учитываемые при выставлении итоговой оценки по курсу; студенты, не прошедшие или не проходившие аттестацию, получают 0%.
Экзамен по курсу «Управление человеческими ресурсами » проводится в форме письменного теста по всем изученным в течение семестра темам, включая темы и вопросы, требующие самостоятельной подготовки. Экзаменационный тест включает в себя 30 заданий различного типа: выбор правильного ответа из предложенных, выбор всех правильных ответов из предложенных, согласие или несогласие с предложенным положением (определением), открытые вопросы. Каждому заданию присваивается максимально возможное количество процентов, которое указывается рядом с номером задания. Максимально возможное количество процентов по экзаменационному тесту составляет 70%. Экзамен проводится в три потока при многовариантности тестов. Продолжительность экзамена составляет два астрономических часа.
Итоговая оценка по курсу «Управление человеческими ресурсами» состоит из следующих элементов:
§ 70% - оценка за экзаменационный тест;
§ 10% - промежуточная аттестация;
§ 15% - письменные домашние работы;
§ 5% - аудиторные письменные контрольные работы.
11.1. Оценочные средства для входного контроля (могут быть в виде тестов с закрытыми или открытыми вопросами).
11.2. Оценочные средства текущего контроля (могут быть в виде тестов, ситуационных задач, деловых и ролевых игр, диспутов, тренингов и др. Назначение оценочных средств ТК - выявить сформированность компетенций - указать каких конкретно).
(Указываются темы эссе, рефератов и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы студента по отдельным разделам дисциплины).
11.3. Оценочные средства для самоконтроля обучающихся (при необходимости).
Варианты контрольных заданий (темы исследовательских работ/проектов)
1. Современные подходы к УЧР.
2. Система оплаты труда как область применения УЧР.
3. Оценка результатов деятельности как область применения УЧР.
4. Обучение как область применения УЧР.
5. Проектирование труда как область применения УЧР.
6. Мотивация и удовлетворённость как область применения УЧР.
7. Обязательства как область применения УЧР.
8. Человеческий капитал и человеческие ресурсы: сравнительный анализ.
9. Индустриальные отношения на постсоветском пространстве.
10. Специфика индустриальных отношений: культурологический аспект.
11. Корпоративизм и УЧР.
12. Проблема УЧР и девиантное поведения сотрудников.
13. Проблема управления отношениями между сотрудниками.
14. Индустриальный конфликт как проблема УЧР.
15. Индустриальная демократия как проблема УЧР.
16. Индустриальный саботаж как проблема УЧР.
17. Индустриальные и трудовые отношения: вмешательство третьей стороны.
18. Стратегический подход к УЧР.
19. Индивидуальный подход к УЧР.
20. Подход к УЧР с позиций групп и управления изменениями.
21. Организационный подход к УЧР.
22. Подход к УЧР с точки зрения развития бизнеса.
23. Коммуникативные стратегии и УЧР.
24. Управление качеством и УЧР.
11.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации (в форме экзамена или зачета).
Вопросы к зачёту
1. Факторы актуализации проблемы УЧР.
2. Цели и задачи УЧР.
3. Различие между УЧР и УП.
4. Функции УЧР.
5. Виды деятельности и роли в УЧР.
6. Профессиональная этика в УЧР.
7. Основные тенденции в УЧР.
8. Политические и организационные аспекты УЧР.
9. Принципы УЧР.
10. Система УЧР.
11. Области применения УЧР (общая характеристика)
12. Область применения методов УЧР (по выбору).
13. Понятие организационной культуры.
14. Организационные и национальные культуры.
15. Различия национальных культур.
16. Аспекты организационной культуры..
17. Культурные модели в международном менеджменте.
Разработчики:
доцент Киселев Ю.А.
(подпись) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(подпись) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________ (подпись) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Программа рассмотрена на заседании кафедры культурологии и управления социальными процессами
«___» ______2012__г.
Протокол № ____ Зав. кафедрой профессор В.С. Федчин
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФГБОУ ВПО «ИГУ»
Кафедра культурологии и управления социальными процессами
| Утверждаю Директор Института Проф. В. А. Решетников “____”______________2012__ г. |
Рабочая программа дисциплины