3.1. Разобрать решение задач, заполнив пропуски |
Задача1. На отрезке единичной длины случайным образом появляется точка. Найти вероятность того, что расстояние от точки до концов отрезка больше . Решение. По условию задачи искомому событию удовлетворяют все точки, появляющиеся на интервале . Его длина . Длина всего отрезка . Значит, искомая вероятность . |
Задача 2.В круг радиуса наудачу брошена точка. Найти вероятность того, что она не попадет в правильный треугольник, вписанный в этот круг. Решение. В этом случае мерой множества возможных исходов является площадь круга: а мерой множества благоприятных исходов — разность площадей круга и треугольника (площадь треугольника, вписанного в круг - ): Вероятность заданного события равна |
Задача 3.На отрезке наудачу выбраны два числа и . Найти вероятность того, что эти числа удовлетворяют неравенствам . Решение. По условию задачи координаты точки удовлетворяют системе неравенств . Это означает, что точка наудачу выбирается из множества точек квадрата, длина стороны которого равна 2. Точки квадрата, координаты которых удовлетворяют неравенствам , принадлежат фигуре, закрашенной на рис.8. В этом случае мерой множества возможных исходов является площадь квадрата: а мерой множества благоприятных исходов - площадь закрашенной фигуры: Вероятность заданного события равна |
Задача 4.На отрезке длины числовой оси наудачу поставлены две точки: и , причем . Найти вероятность того, что длина отрезка окажется меньше, чем . Предполагается, что вероятность попадания точки на отрезок пропорциональна длине отрезка и не зависит от его расположения на числовой оси. Решение. Координаты точек и должны удовлетворять неравенствам . Введем в рассмотрение прямоугольную систему координат. В этой системе указанным неравенствам удовлетворяют координаты любой точки, принадлежащей заштрихованному прямоугольному треугольнику. Длина отрезка должна быть меньше, чем , т.е. должно иметь место неравенство . Это неравенство выполняется для точек, которые лежат в закрашенной трапеции (рис.9). В этом случае мерой множества возможных исходов является площадь заштрихованного прямоугольного треугольника: а мерой множества благоприятных исходов - площадь закрашенной трапеции: Вероятность заданного события равна |
Задача 5. В шар вписан куб. Точка наудачу зафиксирована в шаре. Найти вероятность того, что точка попадет в куб. Решение. Введем обозначения – радиус шара, – ребро куба. В этом случае мерой множества возможных исходов является объем шара: а мерой множества благоприятных исходов — объем вписанного круга: Вероятность заданного события равна |
Задача 6. Какова вероятность того, что из трех взятых наудачу отрезков длины не больше можно построить треугольник? Решение. Обозначим длины этих отрезков через . Из условия задачи следует, что . Обозначим через множество точек с координатами для которых выполняются данные неравенства, т. е. – куб с ребром . Исходя из условия задачи и учитывая введенные обозначения, получается, что эксперимент состоит во взятии наудачу трех отрезков, длины которых .Мы его отождествим с экспериментом, состоящим во взятии точки из куба .Чтобы построить из этих трех отрезков треугольник, необходимо выполнение условий . Эти неравенства определяют тело (рис.10), которое получается отбрасыванием от куба трех тетраэдров, отсекаемых плоскостями . Итак, в нашем случае мерой множества возможных исходов является объем куба с ребром : а мерой множества благоприятных исходов — объем тела : Вероятность заданного события равна |
3.2. Решить задачу |
Задача 7. На отрезке длины 20 см помещен меньший отрезок длины 10 см. Найти вероятность того, что точка, поставленная на больший отрезок, попадет также и на меньший отрезок. Решение. |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задача 8. Взяты наугад два положительных числа, каждое из которых не больше единицы. Какова вероятность того, что их сумма не превзойдет единицы, а произведение будет не больше ?Решение. |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задача 9. На отрезке длины числовой оси наудачу поставлены две точки: и , причем . Найти вероятность того, что длина отрезка окажется меньше, длины отрезка . Предполагается, что вероятность попадания точки на отрезок пропорциональна длине отрезка и не зависит от его расположения на числовой оси. Решение. |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |