Точечные и интервальные оценки

Смоленск 2009

Оценки параметров генеральной совокупности, полученные на основании выборки, называются статистическими. Если статистическая оценка характеризуется одним числом, она называется точечной.

Выборочная средняя определяется как среднее арифметическое полученных по выборке значений:

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Для устранения смещённости выборочной дисперсии её умножают на величину n /(n - 1) и получают

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Величину Точечные и интервальные оценки - student2.ru называют несмещенной или «исправленной» выборочной дисперсией.

В некоторых случаях для удобства расчётов при определении статистических оценок переходят к условным вариантам. Например, если варианты Точечные и интервальные оценки - student2.ru - большие числа, то используют разности

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

где С – произвольно выбранное число (ложный нуль), такое, при котором условные варианты принимают небольшие значения.

В этом случае

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Для изменения значения варианты можно ввести также условные варианты путём использования масштабного множителя:

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

где Точечные и интервальные оценки - student2.ru (b выбирается положительным или отрицательным целым числом).

Метод моментов точечной оценки неизвестных параметров заданного распределения состоит в приравнивании теоретических моментов соответствующим эмпирическим моментам того же порядка.

Метод наибольшего правдоподобия, применяемый для определения точечной оценки, опирается на использование условий экстремума функций одной или нескольких случайных величин. В качестве такой функции принимают функцию правдоподобия.

Для дискретной случайной величины функция правдоподобия принимает вид

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

где Точечные и интервальные оценки - student2.ru варианты выборки;

Точечные и интервальные оценки - student2.ru параметр, для которого находится оценка;

Точечные и интервальные оценки - student2.ru вероятность события X = xi, зависящая от параметра Точечные и интервальные оценки - student2.ru ;

Точечные и интервальные оценки - student2.ru заданная функция плотности вероятности в точках xi..

Так как функции L и lnL достигают максимума при одном и том же значении Точечные и интервальные оценки - student2.ru , то обычно точки экстремума находятся для lnL. Для этого определяется производная Точечные и интервальные оценки - student2.ru и приравнивается к нулю.

Если статистическая оценка параметров закона распределения случайной величины Х характеризуется двумя числами – концами интервала, то такая оценка называется интервальной.

Интервал, в который попадает оцениваемый параметр с заданной надёжностью (вероятностью), называется доверительным. Доверительный интервал применяется в случае сравнительно небольшого объёма выборки, когда предполагается, что надёжность точечной оценки может быть невысокой.

Доверительный интервал для оценки математического ожидания случайной величины Х с заданной надёжностью γ в случае нормального закона распределения определяется на основе неравенств

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

где z – значение аргумента функции Лапласа, получаемое из

таблицы (см. Приложение), с учётом того, что Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Точечные и интервальные оценки - student2.ru известное среднее квадратичное отклонение или его

оценка;

n – объём выборки.

Доверительный интервал для оценки среднего квадратичного отклонения случайной величины X с надёжностью γ для нормального закона распределения случайной величины находится из неравенств

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

где s – несмещённое значение выборочного среднего квадра-

тичного отклонения;

q – параметр, который находится по таблице (см. Приложение) на основе известного значения объёма выборки n и заданной надёжности оценки γ.

Цель занятия: 1. Добиться усвоения простейших навыков построения точечных и интервальных оценок. Обратить внимание студентов на случайный характер получаемых оценок, на проявление закона больших чисел, если наблюдений много.

2. Закрепить в сознании студентов соответствие между понятиями прикладной и математической статистики:

В задачах 5 и 6 четко провести разграничение методов построения доверительного интервала.

К занятию по данной теме должны быть подготовлены ответы на следующие вопросы:

1. В чем заключается сущность задачи нахождения точечных оценок неизвестных параметров распределения?

2. Что называется доверительным интервалом? доверительной вероятностью?

3. Что называется предельной погрешностью точечной оценки параметра?

4. Что происходит с длиной доверительного интервала при увеличении объема выборки? увеличении доверительной вероятности?

5. Являются ли концы интервалов постоянными величинами? Случайными величинами?

Задача 1. В итоге 8 измерений некоторой физической величины одним и тем же прибором получены следующие результаты: x1=50,3; x2=50,1; x3=50,4; x4=49,9; x5=50,0; x6=50,2; x7=50,8; x8=50,7. В предположении, что систематическая ошибка отсутствует, найти оценку измеряемой величины и оценку дисперсии ошибки прибора.

Решение. Результаты измерений Х можно представить в виде Х = a+Y, где a – измеряемая физическая величина, а Y – ошибка измерения. Из предположения об отсутствии систематической ошибки следует, что M(Y) = 0 и M(X)=M(a)+M(Y)=a. Поэтому для оценки a можно использовать оценку математического ожидания, т.е. среднее арифметическое

Точечные и интервальные оценки - student2.ru = Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Так как D(X)=D(a)+D(Y)=D(Y), представление об ошибке прибора дает несмещенная оценка дисперсии.

Задача 2. В табл.4 приведены сгруппированные данные измерений роста у 50 случайно отобранных студентов.

Таблица 4.

Рост студентов, см 162-166 166-170 170-174 174-178 178-182 182-186
Число студентов            

Оценить средний рост и дисперсию роста студентов.

Решение. Так как данные сгруппированы, то в качестве представителя каждой группы можно взять середину интервала. Тогда

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

S = 4,87.

Задача 3. Известно, что число независимых опытов до первого появления события имеет геометрический закон распределения:

X 1 2 3 k
P P qp q2p qk-1p

где p – неизвестный параметр, который равен вероятности появления события в одном опыте, q = 1 – p. Проделано 5 серий опытов до первого появления события. Они дали следующие результаты: x1=10, x2=4, x3=2, x4=11, x5=3. Найти оценку наибольшего правдоподобия для р. Оценить р по методу моментов.

Решение.Найдем функцию правдоподобия в общем случае

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Тогда

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

В нашем случае Точечные и интервальные оценки - student2.ru .Значит Точечные и интервальные оценки - student2.ru . По методу моментов получается та же оценка, так как Точечные и интервальные оценки - student2.ru А оценкой Точечные и интервальные оценки - student2.ru является Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

Задача 4. Для обследования крупной парии изделий отобрано наугад 900 штук. Проверка показала, что среди них 810стандартны. Построить доверительный интервал для доли стандартных изделий в партии. Уровень надёжности выбрать равным 0,95.

Решение.Пусть доля стандартных изделий в партии равна p. Оценкой её может служить величина Точечные и интервальные оценки - student2.ru По таблице функции Лапласа Точечные и интервальные оценки - student2.ru находим такое Точечные и интервальные оценки - student2.ru чтобы Точечные и интервальные оценки - student2.ru Тогда по формуле

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

Задача 5. По данным задачи 2, построить доверительный интервал для среднего роста студентов с надёжностью 0,9.

Решение.По таблице функции Точечные и интервальные оценки - student2.ru находим значение Точечные и интервальные оценки - student2.ru для которого Точечные и интервальные оценки - student2.ru Тогда по формуле

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

находим

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

или

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Задача 6.Измерения сопротивления резистора дали следующие результаты (в омах)

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Известно, что ошибки измерения имеют нормальный закон распределения. Систематическая ошибка отсутствует. Построить доверительный интервал для истинного сопротивления резистора с надёжностью 0,99 в предположении:

а) дисперсия ошибки измерения известна и равна 4;

б) в предположении неизвестной ошибки измерения.

Решение.Результаты измерения Точечные и интервальные оценки - student2.ru можно представить в виде X = a + Y, где a - истинное значение измеряемой величины, а Y - ошибка измерения. Систематическая ошибка отсутствует (M(Y)=0), поэтому M(X)=M(a)+M(Y)=a и D(X)=D(a)+D(Y)=D(Y), т.е. доверительный интервал для M(X) будет доверительным интервалом для истинного значения сопротивления резистора. В данной серии наблюдений

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Если дисперсия известна, то доверительный интервал можно построить, используя устойчивость нормального закона распределения. Так как Точечные и интервальные оценки - student2.ru и Точечные и интервальные оценки - student2.ru ,

то Точечные и интервальные оценки - student2.ru , откуда

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Из таблицы функции Лапласа Точечные и интервальные оценки - student2.ru находим, что Точечные и интервальные оценки - student2.ru . Тогда Точечные и интервальные оценки - student2.ru или Точечные и интервальные оценки - student2.ru

В результате

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

или

Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

В случае неизвестной дисперсии, её оценку можно получить на основе тех же опытных данных

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

По таблице распределения Стьюдента для Точечные и интервальные оценки - student2.ru степеней свободы и заданной вероятности Точечные и интервальные оценки - student2.ru находим такое Точечные и интервальные оценки - student2.ru , что

Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

Отсюда

Точечные и интервальные оценки - student2.ru ,

Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

Задача 7. По данным выборки объёма n = 25 найдено несмещённое значение выборочного среднего квадратичного отклонения s = 3 нормально распределённой случайной величины Х. Найти с надёжностью 0,99 доверительный интервал для оценки среднего квадратичного отклонения случайной величины.

Решение. На основании данных значений γ= 0,99, n = 25 по таблице (см. Приложение) находим значение q = 0,49. Подставляем в неравенства

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

откуда

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Задача 8. На основании выборочных наблюдений производительности труда 20 работниц было установлено, что среднее квадратическое отклонение суточной выработки составляет 15 м ткани в час. Предполагая, что производительность труда работницы имеет нормальное распределение, найти границы, в которых с надёжностью 0,9 заключены генеральные дисперсия и среднее квадратическое отклонение суточной выработки работниц.

Решение. Имеем γ = 0,9; (1 – γ)/2 = 0,05. (1+ γ)/2 = 0,95.

При числе степени свободы k = n – 1 = 20 – 1 = 19 определим Точечные и интервальные оценки - student2.ru и Точечные и интервальные оценки - student2.ru по таблице (см. Приложение) для вероятностей 0,95 и 0,05, т.е. Точечные и интервальные оценки - student2.ru и Точечные и интервальные оценки - student2.ru Тогда доверительный интервал для Точечные и интервальные оценки - student2.ru можно записать в виде:

Точечные и интервальные оценки - student2.ru или Точечные и интервальные оценки - student2.ru и для Точечные и интервальные оценки - student2.ru : Точечные и интервальные оценки - student2.ru или Точечные и интервальные оценки - student2.ru (м/ч).

Итак, с надёжностью 0,9 дисперсия суточной выработки работниц заключена в границах от 149,5 до 445,6, а её среднее квадратическое отклонение – от 12,2 до 21,1 метров ткани в час.

Дополнительные задачи.

Задача 1.Найти несмещённую и состоятельную оценку доли рабочих цеха с выработкой не менее 124% по выборке, представленной в таблице 1 (предыдущего урока).

Решение. Несмещенной и состоятельной оценкой генеральной доли Точечные и интервальные оценки - student2.ru является выборочная доля

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Задача 2.Найти выборочную среднюю по данному распределению выборки:

xi
ni

Решение. Так как выборочные значения – большие числа, то целесообразно ввести условные варианты. В качестве ложного нуля выбираем С = 1470 и рассчитываем ui по формуле Точечные и интервальные оценки - student2.ru

xi -20
ni

Определяем выборочную среднюю: Точечные и интервальные оценки - student2.ru

После этого находим Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Задача 3.Найти выборочную дисперсию по данному распределению выборки:

xi 0,02 0,05 0,08
ni

Решение. В целях упрощения расчётов целесообразно перейти к условным вариантам Точечные и интервальные оценки - student2.ru

xi
ni

Найдём выборочную дисперсию условных вариант:

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Выборочная дисперсия данного распределения вариант xi находится на основе выражения

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Задача 4. На предприятии изготавливается определённый вид продукции. Ежемесячный объём выпуска этой продукции является случайной величиной, для характеристики которой принят показательный закон распределения

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

В течение шести месяцев проводился замер объёмов выпуска продукции, получены следующие данные:

Месяц
Объём выпуска

Найти оценку параметра λ.

Решение. Так как закон распределения содержит лишь один параметр λ, то для его оценки требуется составить одно уравнение.

Находим выборочную среднюю:

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Определяем математическое ожидание:

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Интегрируя по частям, получаем

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

откуда

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Полученное равенство является приближённым, так как правая часть его является случайной величиной. Таким образом, из уравнения получается не точное значение λ , а его оценка Точечные и интервальные оценки - student2.ru :

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Итак, Точечные и интервальные оценки - student2.ru откуда Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Задача 5. Случайная величина Х (время безотказной работы элемента) имеет показательное распределение Точечные и интервальные оценки - student2.ru Точечные и интервальные оценки - student2.ru Ниже приведено эмпирическое распределение среднего времени работы 1000 элементов (в первой строке указано среднее время xi безотказной работы одного элемента в часах; во второй строке указана частота ni – количество элементов, проработавших в среднем xi часов):

xi
ni

Найти методом наибольшего правдоподобия точечную оценку неизвестного параметра λ показательного распределения.

Решение. Составим функцию правдоподобия

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

учитывая, что Точечные и интервальные оценки - student2.ru и, следовательно, Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Найдём логарифмическую функцию правдоподобия:

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Найдём первую производную по λ:

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Запишем уравнение правдоподобия, для чего приравняем первую производную к нулю: Точечные и интервальные оценки - student2.ru Найдём критическую точку, для чего решим полученное уравнение относительно λ:

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Найдём вторую производную по λ:

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Легко видеть, что при Точечные и интервальные оценки - student2.ru вторая производная отрицательна; следовательно, это точка есть точка максимума и, значит, в качестве оценки наибольшего правдоподобия надо принять величину, обратную выборочной средней: Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Так как

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

то

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Домашнее задание.

Задача 1. Выручка в магазине от продажи обуви составила соответственно по месяцам следующие значения (млн. руб.):

Месяц
P 0,2 0,5 0,4 0,2 0,4 0,5 0,2 0,2 0,4 0,5 0,4 0,2

Найти выборочную среднюю и выборочную дисперсию.

Задача 2. При условии показательного распределения случайной величины X

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

произведена выборка

xi
ni

Найти оценку параметра λ методом моментов.

Задача 3. Стеклянные однородные изделия отправлены для реализации из Москвы в Новосибирск в 1000 контейнерах. После поступления товара было выявлено количество разбитых изделий в каждом контейнере. Результаты представлены в таблице:

xi
ni

Считая, что число разбитых изделий описывается законом Пуассона, найти точечную оценку параметра λ .

Задача 4. Найти доверительный интервал с надёжностью 0,8 для оценки математического ожидания нормально распределённой случайной величины Х со средним квадратичным отклонением Точечные и интервальные оценки - student2.ru выборочной средней Точечные и интервальные оценки - student2.ru и объёмом выборки n = 25.

Задача 5. В нескольких мелких магазинах проведена проверка качества 100 изделий, после чего осуществлена обработка полученных данных. В результате получено несмещённое значение выборочного среднего квадратичного отклонения s = 4. Считая распределение качественных изделий нормальным, найти с надёжностью 0,95 доверительный интервал для оценки среднего квадратичного отклонения.

Ответы: 1) Точечные и интервальные оценки - student2.ru 2) Точечные и интервальные оценки - student2.ru 3) Точечные и интервальные оценки - student2.ru 4) (18,72; 21,28). 5) (3,5; 4,67).

СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Г. С. ЕВДОКИМОВА

ПРАКТИКУМ

ПО ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ

СТАТИСТИКЕ

МОДУЛЬ 9–10

Проверка статистических гипотез. Критерий χ2

Смоленск 2009

Если принятое решение о законе распределения генеральной совокупности или о числовых значениях его параметров проверяется по выборочным данным, то говорят о проверке статистических гипотез. Проверке подвергается гипотеза об отсутствии разности между принятым и найденным по выборке значениями исследуемого параметра. Такую гипотезу называют нулевой. Противоположную ей гипотезу называют альтернативной.

Схема проверки нулевой гипотезы:

1. Рассматривая выборочные данные x1, x2 ,...,xn и учитывая конкретные условия задачи, принимают H0 – нулевую гипотезу и H1 – альтернативную гипотезу, конкурирующую с Н0.

2. Так как решение о справедливости гипотезы Н0 принимается на основе выборочных данных, могут возникать ошибки двух родов:

– гипотеза Н0 отвергается, а на самом деле она верна – это ошибка первого рода; вероятность ошибки первого рода равна уровню значимости α , т.е. Точечные и интервальные оценки - student2.ru ;

– гипотеза Н0 принимается, а на самом деле она неверна – это ошибка второго рода; вероятность ошибки второго рода равна β, т.е. Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

Соответственно, вероятность принять первую верную гипотезу равна Точечные и интервальные оценки - student2.ru , а вероятность отвергнуть неверную гипотезу Н0 равна Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

3. Используя выборочные данные, вводят статистический критерий – некоторую функцию К, зависящую от условий решаемой статистической задачи. Эти функции, являясь случайными величинами, подчинены некоторому известному, затабулированному закону распределения (t-распределение, χ2-распределение или нормальное распределение).

4. В зависимости от принятого уровня значимости из области допустимых значений функции критерия К выделяют критическую область ω. Далее руководствуются следующим правилом: если вычисленное по выборке значение критерия К попадает в критическую область, то Н0 отвергается и принимается гипотеза Н1. При этом возможно, что Н0 справедлива и, следовательно, совершена ошибка первого рода, вероятность которой α, т.е. Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

Возможны три варианта расположения критической области:

правосторонняя критическая область, состоящая из интервала Точечные и интервальные оценки - student2.ru , где Точечные и интервальные оценки - student2.ru определяется из условия Точечные и интервальные оценки - student2.ru ;

левосторонняя критическая область, состоящая из интервала Точечные и интервальные оценки - student2.ru , где Точечные и интервальные оценки - student2.ru определяется из условия Точечные и интервальные оценки - student2.ru ;

двусторонняя критическая область, состоящая из интервалов Точечные и интервальные оценки - student2.ru и Точечные и интервальные оценки - student2.ru , где точки Точечные и интервальные оценки - student2.ru и Точечные и интервальные оценки - student2.ru определяются из условий Точечные и интервальные оценки - student2.ru и Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

5. По выборочным данным находят числовое значение критерия (kr). Если kr попадает в критическую область ω, то гипотеза Н0 отвергается и принимается альтернативная гипотеза Н1. Если kr не попадает в критическую область, то гипотеза Н0 принимается.

При проверке статистических гипотез учитываются конкретные условия рассматриваемой задачи.

На практике часто требуется оценить, соответствуют ли действительности рекламные данные о параметрах того или иного товара. В этом случае возникает задача сравнения выборочной средней с анонсируемым значением этого параметра.

Задача 1. Фирма-поставщик в рекламном буклете утверждает, что средний срок безотказной работы предлагаемого изделия – 2900 ч. Для выборки из 50 изделий средний срок безотказной работы оказался равным 2720 ч при выборочном среднем квадратичном отклонении 700 ч. При 5%-м уровне значимости проверить гипотезу о том, что значение 2900 ч является математическим ожиданием.

Решение. Предположим, что случайная величина срока безотказной работы подчинена нормальному закону распределения. Требуется проверить гипотезу о числовом значении математического ожидания нормально распределенной величины (генеральной средней) при неизвестной генеральной дисперсии. В этом случае в качестве критерия выбирают функцию

Точечные и интервальные оценки - student2.ru ,

где Точечные и интервальные оценки - student2.ru – выборочная средняя, а0 – математическое ожидание, s – выборочное среднее квадратичное отклонение. Случайная величина Т имеет t-распределение (распределение Стьюдента) с Точечные и интервальные оценки - student2.ru степенями свободы.В данной задаче речь идет о сравнении выборочной средней 2720 ч с гипотетическим математическим ожиданием Точечные и интервальные оценки - student2.ru =2900 ч, при этом выборочное среднее квадратичное отклонение равно 700 ч.

Требуется найти критическую область для нулевой гипотезы Н0: а0=2900 при альтернативной гипотезе Н1: а1<2900. Очевидно, что другие альтернативные гипотезы ( Точечные и интервальные оценки - student2.ru и Точечные и интервальные оценки - student2.ru ) нецелесообразны, т.к. потребитель обычно обеспокоен лишь тем, что срок службы изделия может оказаться меньше гарантируемого поставщиком.

Критическая область левосторонняя; Точечные и интервальные оценки - student2.ru находим из условия Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

При α=0,05 и l=50-1=49 в таблице t-распределения, используя криволинейную интерполяцию, находим Точечные и интервальные оценки - student2.ru . Таким образом, критическая область Точечные и интервальные оценки - student2.ru . Рассчитаем tr, полагая Точечные и интервальные оценки - student2.ru :

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

Значение -1,8 попадает в критическую область, поэтому нулевая гипотеза Н0 должна быть отвергнута. Следовательно, фирма в рекламе завышает срок безотказной работы изделия.

Сравнение двух дисперсий.

Пусть имеются две случайные величины Точечные и интервальные оценки - student2.ru и Точечные и интервальные оценки - student2.ru с неизвестными дисперсиями и две независисмые выборки х1, х2 ,..., хn и y1, y2 ,..., ym. Требуется по выборочным оценкам

Точечные и интервальные оценки - student2.ru и Точечные и интервальные оценки - student2.ru , где Точечные и интервальные оценки - student2.ru и Точечные и интервальные оценки - student2.ru ,

проверить гипотезу Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

В качестве критерия при проверке гипотезы Точечные и интервальные оценки - student2.ru используют функцию

Точечные и интервальные оценки - student2.ru ,

которая имеет F-распределение (распределение Фишера-Снедекора) с l1=n-1 и l2=m-1 степенями свободы, если полученные по выборкам значения Точечные и интервальные оценки - student2.ru , и

Точечные и интервальные оценки - student2.ru

с l1=m-1, l2=n-1, если Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

Если задаться уровнем значимости α, то можно построить критичские области для проверки гипотезы Точечные и интервальные оценки - student2.ru при двух альтернативных гипотезах:

1) Точечные и интервальные оценки - student2.ru , если Точечные и интервальные оценки - student2.ru , или Точечные и интервальные оценки - student2.ru , если Точечные и интервальные оценки - student2.ru . В этом случае критическая область правосторонняя Точечные и интервальные оценки - student2.ru , где Точечные и интервальные оценки - student2.ru определяется из условия Точечные и интервальные оценки - student2.ru ;

2) Точечные и интервальные оценки - student2.ru . В этом случае критическая область двусторонняя. Однако можно использовать только правостороннюю область Точечные и интервальные оценки - student2.ru , где Точечные и интервальные оценки - student2.ru определяется из условия Точечные и интервальные оценки - student2.ru , если Точечные и интервальные оценки - student2.ru , и из условия Точечные и интервальные оценки - student2.ru , если Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

Если fr попадает в критическую область, то принимается альтернативная гипотеза Н1, в противном случае принимается гипотеза Точечные и интервальные оценки - student2.ru ; при этом оценкой генеральной дисперсии служит величина

Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

Задача 2. Срок хранения продукции, изготовленной по технологии А, составил:

Срок хранения xi
Число единиц продукции ni

а изготовленной по технологии В:

Срок хранения yi
Число единиц продукции mi

Предположив, что случайные величины X и Y распределены по нормальному закону, проверить гипотезу Точечные и интервальные оценки - student2.ru при уровне значимости 0,1 и альтернативной гипотезе Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

Решение. Вычислим «исправленные» выборочные дисперсии Точечные и интервальные оценки - student2.ru , Точечные и интервальные оценки - student2.ru . Для этого вначале найдем Точечные и интервальные оценки - student2.ru , Точечные и интервальные оценки - student2.ru :

Точечные и интервальные оценки - student2.ru ; Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

Тогда

Точечные и интервальные оценки - student2.ru ;

Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

Учитывая, что Точечные и интервальные оценки - student2.ru , определим fr:

Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

Критическое значение Точечные и интервальные оценки - student2.ru находим из условия

Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

По таблице F-распределения определяем Точечные и интервальные оценки - student2.ru .

Так как число fr=5,64 попадает в критическую область Точечные и интервальные оценки - student2.ru , то гипотезу о равенстве дисперсий среднего срока хранения продукции, изготовленной по технологиям А и В, отвергаем.

Наши рекомендации