Выбор источника и оборудование оперативного тока.
Для нормальной работы приборов и аппаратов управления и сигнализации, а также для питания оперативных цепей релейной защиты и автоматики, создающих логическую последовательность операций при срабатывании соответствующего устройства, необходим вспомогательный источник оперативного тока. Возможно использование как постоянного, так и переменного оперативного тока. Питание оперативных цепей может осуществляться как от специальных независимых источников энергии (аккумуляторных батарей), так и путем отбора мощности от первичной установки.
Использование аккумуляторной батареи в качестве источника оперативного тока обеспечивает электроснабжение вторичных устройств даже при полном исчезновении напряжения переменного тока в обслуживаемой электроустановке. Однако капитальные затраты оказываются значительными. Поэтому аккумуляторные батареи применяют только на мощных электростанциях и крупных районных подстанциях ( на всех подстанциях 330-750 кВ и на подстанциях 110-220 кВ при наличии РУ 110-220 кВ со сборными шинами). На основании вышеуказанного выбираем установку постоянного тока с аккумуляторными батареями.
Выполним выбор аккумуляторных батарей, подзарядного и зарядного агрегата.
Аккумуляторные батарей выбираются по необходимой емкости, уровням напряжения в аварийном режиме и схеме присоединения к шинам.
Количество элементов, присоединяемых к шинам в режиме постоянного заряда, определяется по формуле;
(10.1)
где n0 - число основных элементов в батарее;
Uш – напряжение на шинах, Uш=230 В;
Uпз – напряжение на элементе в режиме подзаряда, Uпз=2,15 В;
Определим число основных элементов в батарее;
Число элементов в режиме аварийного разряда при напряжении на элементе 2,6 В;
Число элементов в режиме аварийного разряда при напряжении на элементе 1,75 В;
Число элементов присоединяемых к элементному коммутатору;
Типовой номер батареи выбирается по формуле;
(10.2)
где Iав – н агрузка установившегося получасового (часового) аварийного разряда, А;
1,05 – коэффициент запаса;
j – допустимая нагрузка аварийного разряда, А/N, приведенная к первому номеру аккумуляторов, в зависимости от температуры электролита.
Полученный номер округляется до ближайшего большего типового номера.
Выбранный аккумулятор необходимо проверить по наибольшему толчковому току;
(10.3)
где 46 – коэффициент, учитывающий допустимую перегрузку;
Iт.макс. – наибольший толчковый ток, А.
Наибольший толчковый ток определяется по формуле;
(10.4)
где Iпр – ток, потребляемый электромагнитными приводами выключателей, включившихся в конце аварийного режима, А;
Расчет нагрузки приведен в табл. 10.1.
Таблица 10.1. Расчет и выбор источника и оборудование оперативного тока. | ||||||||
Вид потребителя | Параметры электроприемников | Расчетные нагрузки., А | ||||||
Количество. | Номинальная мощность. кВт. | Номинальный ток. А. | Расчетный ток длительного режима. А. | Пусковой ток.А. | Аварийный режим до 0,5 ч | Толчок тока в начале аварийного режима. | Наибольший толчковый ток (в конце разряда). | |
Постоянная нагрузка. | ||||||||
Аварийное освещение. | - | |||||||
Преобразовательные агрегаты оперативной связи. | 7,2 | 3,8 | ||||||
Приводы выключателей 10 кВ. | ||||||||
Приводы выключателей 35 кВ. | ||||||||
Приводы выключателей 150 кВ. | ||||||||
Расчетные величины |
Определим типовой номер батарей;
Принимаем необслуживаемую аккумуляторную батарею с типовым номером 10.
Выбранный аккумулятор необходимо проверим по наибольшему толчковому току;
Условие выполняется.
В настоящее время выпускаются малообслуживаемые (требующие незначительного ухода) и герметичные необслуживаемые аккумуляторы. В них используется принцип рекомбинации газов по кислородному циклу, в результате которой выделяющиеся внутри аккумулятора кислород и водород вновь соединяются с образованием воды. Существует два основных способа "связывания" электролитов:
применение пропитанного жидким электролитом пористого заполнителя, например стекловолокна (технология Absorptive Glass Mat — AGM);
использование гелеобразного электролита (технологии Dryfit и Gelled Electrolite — GEL).
Их главное преимущество перед аккумуляторами классического типа состоит в том, что они практически не требуют обслуживания в течение всего срока службы и могут эксплуатироваться в помещениях с естественной вентиляцией.
Шкаф оперативного тока работает от двух независимых источников питания переменного тока (ТСН). Зарядное устройство и аккумуляторная батарея находятся в постоянном параллельном соединении, обеспечивая, таким образом, высокую безопасность и надежность эксплуатации в сочетании с экономичностью. Зарядное устройство обеспечивает питание потребителей и одновременно заряжает батарею.
Заряд аккумулятора производится от источника постоянного тока (выпрямительной установки). При этом к аккумулятору подводится напряжение большее, чем его э.д.с., и направление движения ионов внутри аккумулятора меняется на противоположное.
В качестве зарядн ых устройств применяются статические преобразователи. Для выбора подзарядного и зарядного устройств определяют величину тока подзаряда IП и напряжение UП, ток заряда IЗ и напряжение в конце заряда UЗ , по которым определяют необходимую мощность преобразователя.
Для подзаряда и послеаварийного заряда устанавливаем статические выпрямительные агрегаты ВАЗП-300-30 на напряжение 300 В и ток 70 А.