Социально-психологические методы управления персоналом
Социально-психологические методы управления персоналом основаны на использовании закономерностей социологиии психологии и заключаются преимущественно в воздействии на интересы личности, группы, коллектива. Для осуществления воздействия на отдельную личность используются психологические методы, для воздействия на группу, коллектив — социологические.
К наиболее важным результатам применения психологических методов можно отнести минимизацию психологическихконфликтов (скандалов, обид, стрессов и т.д.), управление формированием карьеры на основе психологических особенностей каждого сотрудника, обеспечение здорового климата, формирование организационной культуры на основе норм поведения и образа идеального сотрудника.
Социологические методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров, связать мотивацию с результатами трудовой деятельности, обеспечить эффективные коммуникации, разрешить производственные конфликты. Социологические методы также являются научным инструментарием в работе с персоналом и позволяют собрать необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала, а также обоснованно принимать кадровые решения. Инструментарий социологических методов составляет анкетирование, интервьюирование, социометрический метод, метод наблюдения и т.д.
Методы управления персоналом также можно классифицироватьпо признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, планирования, организации, координации, стимулирования, контроля, анализа, учета). По этому признаку выделяются методы:
§ обеспечения организации персоналом;
§ оценки персонала;
§ организации оплаты труда;
§ управления карьерой;
§ профессионального обучения;
§ управления дисциплинарными отношениями;
§ обеспечения безопасных условий труда.
9. Организация оплаты труда на основе тарифной и бестарифной системы.
10. Система грейдов. История возникновения грейдинга. Этапы внедрения системы грейдов на предприятии.
11. Связь заработной платы с конечными результатами хозяйственной деятельности. Премирование на базе KPI (Ключевых показателей эффективности)
12. Формирование системы льгот (benefits)
13. Особенности отраслевых, профессиональных, региональных, гендерных различий в заработной плате в российской экономике.
14. Кадровая политика организации: сущность, цели, принципы
15. Понятие рекрутмента. Этапы рекрутмента. Источники и методы набора персонала. Приоритетные инструменты рекрутмента в России.
16. Этапы отбора персонала в организации. Процесс приема персонала на работу. Перевод на другую работу. Увольнение с работы
17. Цели планирования человеческих ресурсов. Процесс планирования человеческих ресурсов. Методы планирования человеческих ресурсов. Сущность прогнозирования потребности в персонале организации
18. Теория и практика оценки персонала. Аттестация кадров. Формирование резерва кадров и планирование деловой карьеры
19. Виды обучения персонала. Методы обучения персонала. Оценка эффективности обучения. Коучинг как современный подход к обучению и развитию персонала организации.
20. Оценка эффективности управления человеческими ресурсами. Аудит человеческих ресурсов
21. Природа конфликтов в организации, их виды и значение. Причины конфликтов и их устранение. Профилактика конфликтных ситуаций. Роль руководителя в конфликтных ситуациях.
22. Лизинг и аутстаффинг персонала. Аутсорсинг персонала. Контроллинг персонала
23. Использование человеческих ресурсов. Занятость человеческих ресурсов. Государственная политика социальной защиты безработных.
24. Теория человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал. Модель отдачи от инвестиций в человеческий капитал. Отдача от человеческого капитала в России.
25. Особенности управления человеческими ресурсами за рубежом (на примере конкретной страны)
Список литературы
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. — СПб.: Питер, 2013.
2. Дейнека А. В. , Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами: Учебник. — М.: ИТК "Дашков и К°", 2013.
3. Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика.- М.:. Проспект, 2013.
4. Макарова И. К. Управление человеческими ресурсами: Учебник. — М.: Дело, 2007.
5. Базарова Т. Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2007.
6. Горелова Н. А. Антикризисное управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2010.
7. Ильина Л. О. Рынок труда и управления человеческими ресурсами: Учебник. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
8. Карташова Л. В. Управление человеческими ресурсами. — М.: Инфра-М, 2010.
9. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: Инфра-М, 2013.
10. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник –самый эффективный ресурс компании: учебное пособие.- М.: ИНФРА-М,2008.
11. Портер М. Конкурентные преимущества. — М.: Альпи-на Бизнес Букс, 2005.
12. Потемкин В. К. Управление персоналом: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2010.
13. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практич. пособие. — М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2005.