Принципы формирования кадровой политики организации
Корпоративная культура
набор наиболее важных предположений, принимаемыхчленами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий
Цели корпоративной культуры как элемента системы управления ЧР:
1.Обеспечить понимание работниками стратегии компании и принятие ее идеологии и политик
2.Обеспечить лояльность и приверженность работников по отношению к компании
Организационная культура
Важные характеристики:
· Декларируемые ценности, нормы и правила (регламенты)
· Корпоративный стиль и символика
· Поведение сотрудников (модели выполнения работ, система взаимоотношений в коллективе, традиции) Система управления (оргструктура, персонал (состав, знания и навыки, система внутренней мотивации), система планирования, координации и контроля, бизнес-цели, задачи и стратегия их реализации)
· Философия
· Организационный климат
Уровни организационной культуры
Видимый:
Корпоративная культура в представлении стороннего наблюдателя
1. Артефакты (манера одеваться, расположение офисов, символы, девизы, церемонии).
Невидимый:
Общие для членов организации основные ценности и негласные соглашения
2. Выраженные в словах и делах общие ценности и убеждения
3. Основополагающие предположения и глубокие убеждения
Факторы влияния на формирование организационной культуры:
· Национальная культура
· Отрасль
· Личность первого лица
· Организационная культура
· Используемые технологии
· Размер компании
Условия эффективного управления корпоративной культурой
Наличие согласованного понимания и принятия ведущих ценностей компании на всех уровнях управления
Соответствие декларируемых ценностей реальному положению дел (отсутствие «двойных» стандартов)
Привлечение к разработке корпоративных норм и ценностей работников компании
Наличие каналов распространения информации о корпоративных нормах и ценностях («трансляция» корпоративной культуры) и развитая система внутренних коммуникаций
Корпоративная культура:
Факторы успеха
•Наличие лидерства в управлении КК
•Налаженная коммуникация
•сверху вниз
•снизу вверх
•горизонтальная
•Наличие формализованных описаний ценностей, стандартов и атрибутики
•Эффективные инструменты нематериальной мотивации
Линейная модель стратегического планирования УЧР
Планирование человеческих ресурсов
Определяющие факторы
Цели организации:
Планирование человеческих ресурсов
Определяющие факторы
Этапы планирования:
Планирование персонала
Экстраполяция
•продление в будущее существующих тенденций, связывающих показатели производства и общую численность персонала (прежде всего, соотношение между объемом работ/услуг и среднесписочной численностью).
Балансовый метод
•близок к экстраполяции, отличие заключается в том, что планирование персонала осуществляется для нескольких связанных между собой видов деятельности в организации. Баланс между видами деятельности может быть просчитан как по продукции, так и по персоналу.
Метод экспертного опроса
•Проводится опрос менеджеров компании, в ходе которого выясняется, потребуются ли им дополнительные работники для выполнения новых заданий, и если да, то в каком количестве. Менеджер сообщает, какие работники справятся с новыми заданиями, какие - нет, тем самым предоставляя не только количественные, но и качественные характеристики персонала
Моделирование
•Процесс моделирования основывается на требованиях и особенностях технологических процессов (масштабов работ, соответствия между количеством работников и видом оказываемой услуги, количеством и спецификой потоков информации и др.), а также на социотехническом подходе, учитывающем запросы производственной и социальной подсистем организации (обогащение труда, развитие персонала, ротация кадров и др.).
Решение проблем
нехватки персонала:
•Перевод работников на вакантные рабочие места;
•Обучение работников дефицитным профессиям;
•Сверхурочная работа;
•Повышение производительности;
•Найм работников на неполный рабочий день;
•Найм временных работников;
•Найм дополнительных работников.
Распределение ответственности при планировании:
Отдел персонала - Формулирует цели
планирования
•Участвует в выработки
стратегии фирмы
•Разрабатывает форматы
планов
•Анализирует информацию
в потребностях персонала
•Разрабатывает стратегию
управления персоналом
•Реализует планы
управления персоналом
после их утверждения
Линейный менеджер:
•Определяет потребности
в персонале для
подразделения
•Обсуждает информацию
для планирования с
кадровиками
•Согласует планы по
персоналу с планами
подразделения
•Отслеживает планы
персонала для учета новых
потребностей
•Следит за реализацией
планов развития персонала
АНАЛИЗ РАБОТ
Дает представление о том, что следует выполнять на каждом рабочем месте, какие квалификационные ТРЕБОВАНИЯ предъявляются к данной должности, какое качество выполнения работ необходимо
Эффективно организовать деятельность компании
Обеспечить правильную расстановку работников, рабочую нагрузку
Определить показатели эффективности выполнения тех или иных работ и разработать критерии их оценки
Разработать систему должностных окладов и премирования в зависимости от результативности
Определить требования к знаниям, умениям и навыкам (компетенциям) работников и построить систему обучения персонала
СОДЕРЖАНИЕ АНАЛИЗА РАБОТ
Что делает работник на данной позиции (рабочем месте)?
Сколько времени тратит на те или иные операции?
С кем взаимодействует для выполнения своей работы?
Каковы обязанности, ответственность, полномочия?
Что и кому передает (результаты работы)?
В какие сроки и с каким качеством выполняет работу?
Кто контролирует работника и кого он контролирует?
Какое оборудование используется?
Какие профессиональные знания, навыки, деловые и
личностные качества необходимы для выполнения работы?
Этапы анализа работ:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ HR-СЛУЖБЫ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АНАЛИЗА РАБОТ
Служба управления персонала - Готовит процедуру анализа работ и согласует ее с руководителями
•Осуществляет (или координирует в зависимости от выбранного метода) реализацию процедуры
•Осуществляет анализ и обработку полученных материалов (в соответствии с изначально определенными целями)
•Готовит, согласует и утверждает профили позиций
Руководители подразделений:
Участвуют в подготовке процесса анализа работ, вносят предложения и рекомендации
•После утверждения плана действий обеспечивают его выполнение
•Помогают уточнить получившиеся в итоге профили должностей и после их утверждения следят за их актуальностью
Оптимизация численности сотрудников
· Внешние и внутренние факторы - изменение спроса на рабочую силу
· Приведение численности сотрудников в соответствие с реальными потребностями - сокращение численности
· Болезненный процесс (демотивация, недоверие, профсоюзы)
· Управление сокращением численности - одна из важнейших функций управления персоналом
Этапы оптимизации численности персонала
Альтернативы увольнениям
Разработка и реализация программы оптимизации
· обеспечить соблюдение трудового законодательства
· критерии отбора сотрудников, подлежащих сокращению
· коммуникационная кампания
· Помощь увольняемым сотрудникам в виде материальной компенсации и содействия в трудоустройстве
· действовать решительно и последовательно (хвост нужно отрубать одним ударом)
· база данных на работников, уволившихся по собственному желанию или по сокращению
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ, ОТБОРА, НАЙМА ПЕРСОНАЛА
Схема подбора персонала
Завышенные ожидания /Заниженные предложения
Работник:
· Высокий заработок
•Перспективная карьера
•Повышение квалификации
•Надежная фирма
•Продолжительный отпуск
Работодатель:
•Высокая квалификация
•Умеренная оплата
•Лояльность
•Стабильная работа
•Минимальное обучение
Внутренние источники подбора персонала:
· Родственники работников
· Бывшие работники
· Работники предприятия
· Бывшие кандидаты
· Знакомые работников
Опыт работы Служб персонала с кадровыми агентствами
Причины не сотрудничества Служб персонала с кадровыми агентствами
Аутстаффинг (англ. out — «вне» + англ. staff — «штат») — вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-подрядчика, при этом он продолжает работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к нему выполняет уже компания-подрядчик.
Сравнение внутренних и внешних источников
Методы отбора сотрудников
Виды тестов
Личностные тесты
— тесты, направленные на анализ личностных свойств и качеств сотрудников (на определение характера, типа темперамента, уровня тревожности, агрессии, самооценки и т. п.).
Мотивационные тесты
— тесты, определяющие такие параметры личности, как стремление к достижению (избеганию), тесты, вскрывающие неудовлетворенные потребности человека.
Когнитивные тесты
— тесты, которые проверяют внимание, память, мышление, восприятие — психические познавательные процессы.
Интеллектуальные тесты
направлены на оценку уровня и структуры интеллекта, обучаемости, креативности.
Проективные тесты
— рисуночные или ассоциативные тесты, скрытым образом выявляющие творческие способности, а также проблемы и психические заболевания.
Стили мышления
Познавательное
(левое полушарие):
•Склонны к аналитике
•Предпочитают логическое и осязаемое
•Используют абстрактные символы, слова, числа
•Медленнее обрабатывают информацию
•Делают конкретные утверждения
Эмоциональное
(правое полушарие):
•Бывают интуитивны, импрессионичны
•Предпочитают то, что им приятно
•Используют метафоры, образы, рассказы
•Быстрее обрабатывают информацию
•Быстрее принимают решения
Карта информации о кандидате
Отбор персонала. Ключевые вопросы.
•Смогут ли кандидаты выполнять данную работу — компетентны ли они?
•Захотят ли они выполнять эту работу — достаточно ли они мотивированы?
•Насколько кандидаты подойдут организации?
Информация для кандидата
А. Основная:
• Профиль предстоящей работы
• Система оплаты труда
• Социальные льготы
• Некоторые аспекты психологического климата в коллективе
Технологии эффективного найма
«У Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление…»
Дон-Аминадо
Первое впечатление
•81% - внешнее впечатление
•12% - голос
•7% - содержание фраз
Стратегия делового разговора
•Держать цель встречи в голове
•Поддерживать атмосферу доброжелательности
•Учитывать особенности партнера
•Искать личностный смысл решения вопроса
Приемы достижения расположенности собеседника
1. Приём "имя собственное" - основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник.
2. Приём "зеркало отношений" - •состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что "я - ваш друг.
3. Приём "золотые слова" - заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения.
4. Приём "терпеливый слушатель" - вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем.
5. 5. Приём "личная жизнь" = выражается в привлечении внимания к "хобби", увлечениям.
Уровни слушания
•Слышит кое-что, воспринимает смысл поверхностно. Слушает, но не слышит.
•Слышит большую часть того, что говорится, адекватная вовлеченность в общение, корректно реагирует на все, что слышит. Пассивное слушание
•Слышит то, что говорится и то, что подразумевается. Отклик как результат верной интерпретации вербального и невербального каналов общения. Активное слушание.
Техники активного слушания
•Проговаривание
•Перефразирование
•Развитие идеи
•Отражение чувств
Подготовка к интервью
Классификация вопросов
Информация о кандидате
Информация для кандидата
При интервью ВАЖНО:
•выделять себе достаточно времени;
•планировать собеседование для того, чтобы иметь возможность структурировать его должным образом;
•создавать нужную атмосферу;
•устанавливать приятные неформальные отношения — начинать с открытых вопросов;
•поощрять кандидата рассказывать о себе;
•охватывать все вопросы, следя за выполнением плана собеседования и поддерживая непрерывность беседы;
•анализировать трудовой стаж кандидата, раскрывая его сильные, слабые стороны и сферу интересов;
•задавать ясные, недвусмысленные вопросы;
•добиваться примеров и случаев успешного применения знаний, навыков и результативного применения способностей;
•составлять мнение на основе фактического материала, который вы получили по поводу опыта кандидатов и их соответствия профилю личности.
•контролировать содержание и время проведения собеседования.
При интервью НЕЛЬЗЯ:
•назначать слишком большое количество собеседований подряд;
•попадаться в ловушку эффекта ореола или противоположного эффекта;
•начинать собеседование неподготовленным;
•слишком быстро переходить к трудным (зондирующим) вопросам;
•задавать наводящие вопросы или вопросы с множеством предлагаемых ответов;
•уделять слишком большое внимание отдельным сильным или слабым сторонам;
•позволять кандидатам приукрашивать важные факты;
•говорить слишком много или позволять кандидатам говорить о пустяках;
•позволить вашим предубеждениям взять верх над вашей способностью принимать объективные решения.
Проведение освидетельствования
на проф.пригодность
Информация о кандидате
Этапыотбораперсонала
Информация о кандидате
Увольнение:
Почему уходят сотрудники?
•Неудовлетворенность условиями труда и режимом работы
•Низкая заработная плата
•Отсутствие социальных гарантий
•Неблагоприятный климат в коллективе, интриги, конфликты
•Плохая организация труда, не налаженные бизнес-процессы
•Отсутствие системы адаптации
•Неудовлетворенность отношением руководства компании к сотрудникам
•Семейные проблемы, состояние здоровья
•Монотония, "выгорание"
•Отсутствие у сотрудников чувства причастности к компании
•Несовпадение ценностей
•Отсутствие возможностей для развития, изменений в статусе работника