Процедуры, необходимые для минимизации ошибок при комплектовании кадров.
Основной целью процедур, связанных с миниминизацией ошибок при найме, является обстоятельное изучение менеджером по персоналу всех аспектов и содержания выполняемой работы, на основании анализа которого разрабатывается персональная спецификация или должностная инструкция. Менеджер по персоналу используя результаты этого анализа, а так же свои знания и опыт в области психологии управления и методов оценки заинтересованности в труде, может осуществлять безошибочный отбор персонала или минимизироватьо ошибки.
Для минимизации ошибок при найме необходимо выполнить следующие процедуры:
1) анализ выполняемой работы
2) описание работы
3) спецификацию работы.
Анализ выполняемой работы осуществляется в соответствии с контрольными блоками, которые содержат ряд ключевых вопросов. Ответы на эти вопросы позволяют точнее определеить суть и содержание и особенности данного рабочего места.
Контрольный блок №1- «Метод ключевых слов»: что делать? (ответ будет содержать что делает человек на данном рабочем месте), когда это делается?, зачем?, где? Как?(перечисляются основные виды действий).
Контрольный блок №2- «Ответственность, обязанности»: характеризует ответственность человека на данном рабочем месте: 1) ответственность за подчиненных 2) ответственность за материальные средства, оборудование, технологическую оснастку 3) финансовая ответственность
Контрольный блок №3 «Рабочие взаимоотношения»: отношения с вышестоящими работниками, отношения с работниками других подразделений, отношения с коллегами, отношения с поставщиками, клиентами,
Контрольный блок №4 «Требования, предъявляемые к работе». Требуемый стандарт по характеристикам и результатам. Необходимые аналитические способности, необходимая квалификация и опыт, необходимое образование, необходимые физические данные и здоровье, необходимая социальная позиция и мотивация.
Контроль №5«Рабочие условия».Физические условия и окружающая среда, экономические условия и оплата труда, социальные условия
Контроль №6 «Оценка результатов»: проверка работодателем, проверка вышестоящим руководством
Одновременно с анализов выполняемой работы производиться описание работы, которое содержит в частности название должности, квалификацию, разряд, краткий перечень обязанностей, подчинение, ответственность, требования к работе.
Спецификация работ - это документ, содержащий требования, предъявляемые к исполнителю работы:
1) физические качества, указываемые в профессиональной спецификации (минимальные требования и желательные)
2) умственные качества (желательные -высокий уровень эрудиции)
3) образование и квалификация ( минимальные — требования высшего проф.образования, желательные — знание иностранных языков и компьютерная грамотность
4) опыт и подготовка
5) личные качества
На российских предприятиях используют должностные инструкции, в которых отражается конкретные требования к работнику, а так же его права. Как правило должностная инструкция содержит следующие разделы:
1) общая часть, в которой отражается о каком предприятии идет речь, о какой должности и т. д.
2) функциональные обязанности
3) ответственность
4) права
Объект и субъект управления
Субъектуправления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами.
Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.
Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:
субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;
степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.
Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.
Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на ОУ, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:
1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования ОУ и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;
2)механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.