Должностная инструкция заместителя начальника отдела кадров по подготовке кадров

1. Общие положения

1.1. Заместитель начальника отдела кадров по подготовке кадров отвечает:
1.1.1. За эффективное исполнение поручаемой ему работы по подготовке кадров в соответствии с текущими и перспективными потребностями организации.
1.1.2. За соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины.
1.1.3. За сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну.
1.1.4. За соблюдение требований безопасности труда, правил пожарной безопасности в процессе работы.
1.1.5. ... (другое - указать конкретно).
1.2. Квалификационные требования: высшее профессиональное образование и стаж работы по подготовке кадров не менее 5 лет.
1.3. В практической деятельности должен руководствоваться:
1.3.1. Установленным порядком (регламентом) деятельности подразделения.
1.3.2. Правилами внутреннего трудового распорядка.
1.3.3. Правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.3.4. Настоящей должностной инструкцией.
1.3.5. ... (и т.д.).
1.4. Должен знать:
1.4.1. Законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по подготовке кадров, повышению их квалификации.
1.4.2. Порядок взаимодействия в процессе деятельности подразделения.
1.4.3. Технологии и направления подготовки кадров.
1.4.4. Правила ведения деловой переписки по кадровым вопросам.
1.4.5. Передовой опыт в области подготовки кадров по профилю своей работы.
1.4.6. ... (другое - указать конкретно).
1.5. Заместитель начальника отдела кадров по подготовке кадров назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации по представлению непосредственного начальника (начальника отдела кадров).
1.6. Заместитель начальника отдела кадров по подготовке кадров подчиняется начальнику отдела кадров. Заместителю начальника отдела кадров по подготовке кадров подчиняются специалисты отдела... (и т.д. - указать конкретно исходя из штатного расписания отдела кадров).

2. Должностные обязанности

2.1. Заместитель начальника отдела кадров по подготовке кадров обязан:
2.1.1. Руководить работой по совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков работников организации в соответствии с ее целями и стратегией, кадровой политикой.
2.1.2. Обеспечить создание и эффективное функционирование системы непрерывного обучения всех категорий работников организации.
2.1.3. Участвовать в разработке стратегии развития кадрового потенциала организации, а также программ и планов профессионального развития ее работников.
2.1.4. Осуществлять непосредственное руководство планированием подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организации.
2.1.5. Своевременно и обоснованно определять направления, формы, методы и сроки обучения работников организации.
2.1.6. Организовывать заключение договоров с учреждениями профессионального образования, курсами повышения квалификации, организациями, предприятиями и учреждениями, в том числе зарубежными, по обучению и стажировке работников.
2.1.7. Во взаимодействии с финансовым отделом (бухгалтерией) определять затраты на обучение работников.
2.1.8. Осуществлять организационно-методическое руководство, оснащение и развитие материальной базы учреждений профессионального образования и курсов повышения квалификации, входящих в структуру организации, внедрение в учебный процесс автоматизированных средств обучения.
2.1.9. Руководить подбором преподавателей, а также инструкторов производственного обучения и наставников из числа наиболее высококвалифицированных специалистов организации, заключением трудовых соглашений с преподавателями и инструкторами производственного обучения, составлением документов на оплату труда за обучение.
2.1.10. Устанавливать режим занятий для всех видов профессионального обучения работников организации в точном соответствии с ранее разработанными (утвержденными) учебными программами (планами обучения).
2.1.11. Возглавлять работу по профессиональной ориентации и привлечению в организацию молодежи, ее последующему профотбору в соответствии с кадровыми приоритетами и потребностями организации.
2.1.12. Обеспечивать функционирование системы адаптации работников из числа молодых специалистов и технических исполнителей.
2.1.13. Организовывать производственную практику студентов и учащихся в организации.
2.1.14. Осуществлять действенный контроль над регулярностью и качеством проводимых занятий, успеваемостью обучаемых, соблюдением сроков профессионального обучения, своевременным и полным выполнением учебных планов и программ, а также правильностью ведения установленной учебной документации.
2.1.15. Разрабатывать меры по повышению профессиональной подготовки и педагогической квалификации преподавателей, инструкторов производственного обучения и наставников.
2.1.16. Ежеквартально анализировать результаты работы по профессиональному обучению, оценивать ее эффективность.
2.1.17. Обобщать предложения по совершенствованию форм и методов обучения и повышения квалификации, устранению имеющихся недостатков с учетом пожеланий работников предприятия, проходящих обучение, и регулярно представлять их на рассмотрение руководству организации.
2.1.18. Систематически контролировать надлежащее расходование средств, выделяемых организацией на обучение в соответствии с утвержденными сметами и финансовыми планами, составление, ведение и представление установленной отчетности по подготовке и повышению квалификации работников организации в соответствующие органы управления, а также предоставление социальных гарантий работникам в период обучения, создание необходимых условий для обучения без отрыва от производства.
2.1.19. Исполняя обязанности начальника отдела кадров, руководить работниками отдела.
2.1.20. ... (другое - указать конкретно).
2.2. Заместитель начальника отдела кадров по подготовке кадров должен своевременно и в полном объеме обрабатывать и представлять начальнику подразделения отчетную и иную служебную документацию.
2.3. Регламент рабочего времени заместителя начальника отдела кадров по подготовке кадров соответствует нормам федерального законодательства о труде. Время труда и отдыха в течение рабочего дня регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка организации.
2.4. В случае служебной необходимости заместитель начальника отдела кадров по подготовке кадров может привлекаться к выполнению своих обязанностей сверхурочно в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
2.5. ... (и т.д.).

3. Права работника

3.1. Заместитель начальника отдела кадров по подготовке кадров имеет право:
3.1.1. Принимать решения в целях обеспечения повседневной деятельности по всем вопросам, относящимся к его компетенции.
3.1.2. Готовить и представлять начальнику отдела кадров предложения по совершенствованию работы по подготовке кадров и деятельности отдела кадров в целом.
3.1.3. Участвовать в служебных мероприятиях подразделения, в ходе которых рассматриваются вопросы, касающиеся его работы.
3.1.4. ... (другое - указать конкретно).

4. Организация взаимодействия

4.1. В интересах обеспечения эффективной деятельности заместитель начальника отдела кадров по подготовке кадров осуществляет взаимодействие:
4.1.1. С другими подразделениями организации - по вопросам совместной подготовки и проведения мероприятий по подготовке кадров.
4.1.2. С отделом труда и заработной платы - по вопросам определения (пересмотра) уровней заработной платы, указываемых в объявлениях о вакансиях, приглашениях на работу и т.п.
4.1.3. С отделом документационного обеспечения - по вопросам документирования подготовки кадров.
4.1.4. С информационным отделом - по вопросам обработки служебной информации.
4.1.5. ... (и т.д.).

5. Ответственность, порядок оценки труда работника

5.1. Заместитель начальника отдела кадров по подготовке кадров несет административную, дисциплинарную и материальную ответственность за:
5.1.1. Нарушение положений руководящих документов по вопросам деятельности отдела.
5.1.2. Невыполнение служебных указаний начальника отдела кадров.
5.1.3. Несохранение от несанкционированного разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну организации.
5.1.4. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
5.1.5. ... (и т.д.).
5.2. Оценка работника производится его непосредственным руководителем в соответствии с разделом... "Критерии оценки труда работников категории "руководитель (заместитель руководителя) подразделения" организации".

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая инструкция вступает в силу с даты ее утверждения руководителем организации.
6.2. Изменения в настоящую инструкцию вносятся по письменному представлению начальника отдела кадров.
6.3. Настоящая инструкция подлежит переутверждению в случае:
6.3.1. Существенных изменений в содержании задач заместителя начальника отдела кадров по подготовке кадров.
6.3.2. Внесения в нее большого количества изменений.
6.3.3. Мотивированного решения начальника отдела кадров, но не реже одного раза в три года.

* * *

Таким образом, в должностной инструкции нужно предельно четко, но в то же время кратко описать порядок назначения работника на должность и освобождения от должности. То же самое касается определения порядка подчиненности работника и его полномочий по руководству работниками подразделения, а также прав работника (раздел "Права работника"). Аналогичным образом в должностной инструкции следует зафиксировать порядок взаимодействия работника с должностными лицами и структурными подразделениями организации, а также, если необходимо, с другими организациями (раздел "Организация взаимодействия").
После всех основных этапов составления должностной инструкции - подготовка предварительного, а затем уточненного варианта документа, его согласование, оформление приложений, утверждение - должен получиться продукт, не только соответствующий критериям законодательства по форме, стилю изложения, языку, содержанию, но и четко описывающий должностные обязанности специалистов организации.

Инструкция - это правовой акт, устанавливающий правила, регулирующие организационные, научнo-технические, технологические, финансовые и иные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий, их подразделений, служб и отдельных должностных лиц (в последнем случае-должностные инструкции). Инструкция является нормативным актом, регламентирующим различные вопросы, рассчитана на длительное применение и поэтому не содержит указаний на конкретных исполнителей и сроки исполнения функции

Инструкции, как правило, составляются -на основе типовых инструкций. Текст инструкции состоит из разделов, которые делятся на пункты и подпункты. Инструкция начинается разделом. «Общие положения», в котором указываются цели ее издания, область распространения, излагается порядок использования, а также могут приводиться другие сведения общего характера.

Инструкция оформляется на общем бланке организации и содержит следующие реквизиты: название организации и структурного подразделения, название вида документа: (инструкция), дату и индекс (номер), место издания, заголовок, текст, подпись, гриф утверждения (или отметку, что инструкции является приложением к распорядительному документу).

Инструкция подлежит обязательному утверждению специальным распорядительным актом (постановлением) или непосредственной подписью руководителя в грифе утверждения. Наиболее удобной формой утверждения инструкции является, приказ. В приказе устанавливается срок введения инструкции, ответственный исполнитель, перечисляются организационные мероприятия, необходимые для введения инструкции в действие.

Должностная инструкция- нормативный документ, издаваемый организацией в целях регламентации деятельности организационно-правового положения работника, его обязанностей; прав, ответственности и обеспечения условия его эффективной работы:

Должностную инструкцию разрабатывает непосредственный руководитель работника, деятельность которого он регламентирует и контролирует.

Текст инструкции должен быть кратким, точным и понятным. Так как он носит указующий характер, целесообразно использовать четкие формулировки со словами-«должен», «следует», «необходимо», и т.п.

Инструкцией устанавливаются права,ответственность и взаимоотношения работника со смежными- сотрудниками данной организации. Она утверждается руководителем организации. При оформлении на работу один экземпляр должностной инструкции после ознакомления выдается поступающему на работу сотруднику, другой остается у администрации.(в отделе кадров). Систематическое неисполнение должностных обязанностей может повлечь освобождение работника от занимаемой должности.

Структура должностной инструкции включает в себя следующие разделы:

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (порядок назначения на должность подчиненность, руководящие нормативные документы, требованияк образованию опыту практической работы и т. д.).

2. ФУНКЦИИ (основные функциональные обязанности).

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ (подробный перечень объема выполняемых работ в соответствии с функциональными обязанностями).

4. ПРАВА-(использование прав в связи с выполняемой работой, в том числе выявление недостатков в пределах своей компетенции, а также права вносить предложения по совершенствованию работы на данном участке).

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ содержанию должностных (по обязанностей):

Наши рекомендации