Характеристика японской, американской и российской философии управления персоналом организации по основным критериям организации работы.
Философия управления персоналом — философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его возникновения,связи с другими науками и направлениями науки об управлении, уяснение лежащих в основе управления персоналом идей и целей. В частности, философия управления персоналом рассматривает процесс управления персоналом с логической, психологической, социологической, экономической, организационной и этической точек зрения.
Критерии организации работы | Японская философия | Американская философия | Российская философия |
Основа организации | Гармония | Эффективность | Смешанная |
Отношение к работе | Главное — выполнение обязанностей | Главное — реализация заданий | Главное — реализация заданий |
Конкуренция | Практически нет | Сильная | Практически нет |
Гарантии для работника | Высокие (пожизненный найм) | Низкие | Низкие |
Делегирование власти | В редких случая | Распространено | Распространено |
Отношения с подчиненными | Семейные | Формальные | Смешанные |
Метод найма | После окончания учебы | 1о деловым качествам | Смешанный |
Оплата труда | В зависимости от стажа | В зависимости от результатов | Смешанная |
Американская философия управления персоналом построена на традициях конкуренции и поощрения индивидуализма работников с четкой ориентацией на прибыль компании и зависимость личного дохода от нее. Характерна четкая постановка целей и задач, высокий уровень оплаты персонала, поощрение потребительских ценностей, высокий уровень демократии в обществе, социальные гарантии.
Японская философия управления персоналом основывается на традициях уважения к старшему, коллективизма, всеобщего согласия, вежливости и патернализма. Преобладает теория человеческих отношений и преданность идеалам фирмы, пожизненный наем сотрудников в крупных компаниях, постоянная ротация персонала, создание условий для эффективного коллективного труда.
Российская философия управления персоналом весьма многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей и величины организации. Крупные организации (акционерные на базе государственных) сохраняют свои традиции четкой дисциплины, коллективизма, эффективности, повышения уровня жизни работников и сохранения социальных благ и гарантий сотрудников в новых условиях хозяйствования. Организации малого бизнеса работают в условиях отсутствия четко сформулированной философии, достаточно жесткого и не всегда гуманного отношения к персоналу со стороны собственника и минимальной демократизации управления .
Отличия управления человеческими ресурсами от традиционного управления персоналом.
УП | УЧР |
Вертикальное управление подчиненными, «персонал» - отдельная функция. | Горизонтальное управление и забота обо всех ресурсах, акцент на формирование команды. |
Централизированная кадр. Функция в отделе кадров, специалисты планируют, мотивируют и т.д. персоналом управляют линейные руководители. | Децентрализованная функция в линейном управлении. Последнее отвечает за управление всеми ресурсами подразделения и достижения целей. Специалисты по персоналу оказывают поддержку линейному менеджменту. |
Кадровое планирование – следствие производственного планирования и реакция на него; связь односторонняя. | Планирование чел. рес. полностью интегрировано в корпоративном планировании, связь двусторонняя. |
Цель – обеспечить наличием нужных людей в нужных местах, в нужное время и освобождение ненужных людей. Сотрудники – это факторы производства и их «рассматривают» как в шахматах. | Цель – совмещение имеющихся ЧР , квалификации и потенциалов со стратегией и целями компании. Сотрудники – это объект корпоративной стратегии, фактор преимущества в конкурентной борьбе объект инвестиций фирмы. |
Кадровая политика нацелена на достижение помпромиса между эконом. и соц. партнерами. | УЧР нацелено на развитие целостной, сильной, корпоративной культуры и сбалансированных текущих потребностей. акцентированно орг. с окр. деловой средой. |