Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов
Развитием формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста занимались такие ученые: Щербакова Е.И.; Белошистая А.В.; Столяр А.А; З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.М. Леушина и Л.С. Метлина.
Существует множество программ, которые рассматривают формирование математических представлений у детей дошкольного возраста.
Программа "Радуга" - комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работает дошкольное образовательное учреждения, на базе которого мы проводили опытно-практическую работу. Одной из задач, реализуемых программой «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.) формирование математических представлений у детей дошкольного возраста. Поставленные задачи в разделе «Математика» основаны на репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методах обучения: выделять различные признаки и свойства объектов и явлений (цвет, форму, величину, физические качества); сравнивать объекты и явления по однородному признаку или свойству (различать контрастные качества размера); устанавливать отношения сходства, тождества и различия; квалифицировать положения предметов в пространстве в терминах; осуществлять классификацию по одному признаку; осуществлять сериацию (собирать пирамидку из 5-7 колец, 4-5 местную матрешку, строить упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака и.т.д.); воспроизводить и строить упорядоченные временные последовательности на основе представления о соотношении прошедшего, настоящего и будущего, восстанавливать сюжеты простых, знакомых сказок; осуществлять операцию счета в пределах 5.
Программа «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./ под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович) относится к содержательно насыщенным программам, что особо отмечается во введении к ней: «Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов».
Но при этом содержание и способ организации математического развития ребенка, по замыслу авторов, педагог определяет сам. В методических рекомендациях даны только описания игр и указано программное содержание, а сама методика работы с этим содержанием не рассматривается. Также необходимо отметить, максимальная детская активность в ходе обучения и усвоения знаний, по мнению авторов, обеспечивается педагогом, то есть речь идет об управляемом и регулируемом обучающем процессе, основанном на «знаниевой парадигме». В программных задачах по математике для детей старшего дошкольного возраста отмечается, что геометрические фигуры, протяженности и объемы, масса объектов, сила, глубина становятся предметов изучения и самостоятельной исследовательской деятельности детей. Но предлагаемые для этой деятельности игры по уровню сложности не посильны для самостоятельных действий с ними детей 5 - 7 лет. Поэтому работа с ними превращается в работу по указанию педагога, что не соответствует идеям развивающего обучения.
Анализ программы «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Н.С. Варенцова и др.) показал, что авторы придерживаются теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития ребенка, основной путь которого амплификации, то есть его обогащение, наполнение значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. Поэтому основным в образовании дошкольника является организация его собственного опыта. Однако все примеры в разделах программ обычно приводятся на материале художественно-литературной, конструктивной, природопознавательной деятельности. И не одного примера не приведено на примере математики. Основное место в программе «Развитие» занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. При этом развитие элементарных математических представлений рассматривается отдельно от развития логического развития. Формирование и развитие математических представлений происходит на основе построения и использования детьми различных наглядных моделей.
В программе «Из детства - в отрочество» (Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др.) провозглашается направленность на формирование собственной активности ребенка - исследовательской, предметно - манипулятивной, познавательной. Авторами программы признается важность развивающего эффекта при изучении многих, в том числе и математических, понятий на основе чувственного опыта, «памяти рук и глаз».
В результате у ребенка возникает познавательный интерес, развивается эвристическое мышление, речь, сообразительность, расширяется понятийный опыт и самостоятельность. В разделе по математическому развитию используется специальная педагогическая технология организации целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности. Она включает латентное, реальное и опосредованное обучение. Реальное (прямое) обучение предлагает применение эвристических методов обучения.
Остановимся на трудах Щербакова Е.И. в «Методике обучения математике в детском саду» она выделяла. Основная форма обучения детей младшего дошкольного возраста элементам математики - индивидуальные занятия, а главный метод - дидактические игры. Эти игры могут быть с предметами, игрушками, с активными движениями детей. Широко используются народные игры.
Так, чтобы сформировать у ребенка представление о величине (размере), нужно провести с ним такие игры-упражнения: нанизывание больших и маленьких колец на стержень, складывание матрешки, раскладывание однородных предметов разной величины на две группы и другие. Нанизывая большие и маленькие кольца на стержень, взрослый обращает внимание ребенка на величину, и учить правильно, называть слова: большой, маленький.
В процессе непосредственного сравнения (путем накладывания, прикладывания или приставления) дети четвертого года жизни учатся различать и обозначать соответствующими словами одинаковые и разные по величине (размеру) предметы, они ставят предметы рядом, определяют результаты сравнения соответствующими словами: длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий. Именно в этой группе дети учатся обследовать величину предметов зрением, на ощупь, с помощью движений, сравнивать предметы контрастные и равные по длине, ширине, высоте, пользуясь, приемами накладывания и прикладывания (длиннее - короче, равные по длине)
Для сравнения сначала используются предметы, контрастные по размеру. Разница в размере демонстрационного раздаточного материала не менее 10-15 сантиметров. Предметы размещают так, чтобы выделенный параметр было хорошо видно.
На первых занятиях, когда дети выделяют размер предмета в целом, они сравнивают их на глаз. Предметы размещают в одной плоскости, рядом. Сравниваются однородные предметы: большой и маленький мячи, большая и маленькая матрешка. Для удобства и лучшей ориентировки детей предметы подбирают так, чтобы они отличались по размеру и цвету. Например, синий мяч большой, а красный маленький; большая матрешка в синей косынке, а маленькая в белой.
После того как у малышей будут сформированы навыки сравнения предметов по величине, отличие в предметах по этому признаку постепенно уменьшается. Они сравнивают предметы, которые мало отличаются по размеру. Для этого используется прием накладывания или прикладывания.
В качестве раздаточного материала можно использовать знакомые геометрические фигуры и силуэты разных предметов, игрушек. Дети овладевают приемами непосредственного сравнения накладыванием. Они сравнивают большой и маленький круг, большую и маленькую елочку. Для того чтобы дети действовали осознанно, педагог ставит перед ними вопрос: "Что надо сделать, чтобы узнать, какой из предметов больший (меньший)?"
При сравнении предметов по величине большое значение имеет двигательный анализатор - жест руками. Показывая высоту, ребенок делает жест рукой снизу вверх, от основания до верхнего края предмета.
Особое значение в формировании представлений о размере приобретают дидактические игры и упражнения. Это, прежде всего игры и упражнения на усвоение соотношения предметов по размеру в целом и по отдельным параметрам (длине, ширине и высоте). Можно организовать игры «Большой и маленький», «Соберем пирамидку из колец» и другие, а также игры и упражнения на развитие глазомера: «Найди такое же кольцо», «Построим дом большой и маленький», и др.
Выделению данного признака-размера способствует создание игровых ситуаций, в которых успех того или иного действия связан со степенью выраженности признака и требует ее учитывания, например, дети сами выбирают, под какую елочку спрятался большой медведь, а под какую - маленький зайчик.
Размеры предметов сравнивают по принципу парности. Например, красное кольцо больше, чем синее, но одинаковое по размеру с зеленым; синее кольцо меньше, чем красное и зеленое.
Умение сравнивать предметы по размеру закрепляется в процессе продуктивной деятельности: аппликации, лепке, рисовании, а также в процессе организации самостоятельной игровой деятельности.
Таким образом, наиболее эффективными средствами формирования представлений о величине являются дидактические игры, с помощью которых ребенок получает знания о свойствах предметов действия по их использованию.