Распределение информации и координация исполнителей
Своевременное информирование всех заинтересованных сторон о ходе проекта – важный элемент управления коммуникациями проекта. Задача менеджера – удовлетворение ожиданий заказчика проекта. Это может быть достигнуто регулярным и систематическим согласованием с заинтересованными сторонами хода проекта и управлением их ожиданиями.
Координация работ и исполнителей проекта – центральный процесс при обеспечении исполнения проекта. Практически все процессы в обеспечении исполнения проекта связаны обратной связью с этим процессом и могут оказывать на него значительное влияние.
Процессы управления проектами. Процессы контроля проекта
Процессы контроля проекта
Процессы контроля проекта являются важной частью работы менеджера проекта и команды управления. Контролю должны быть подвергнуты все показатели проекта, которые планировались: сроки, стоимость, качество, коммуникации, риски и др.
Иногда приходится контролировать некоторые аспекты проекта, которые не были включены в изначальныепланы. Для повышения качества такого контроля необходимо дополнительно разработать планы соответствующих функциональных областей.
Уточнение планов, корректировка правил взаимодействия, внесение изменений в проект, отклонение нецелесообразных изменений – результаты выполнения процессов контроля.
Учетная и прогнозная функция контроля
Основными функциями контроля проекта являются учет выполнения и прогноз будущего хода исполнения работ. Учетная функция позволяет команде проекта уяснить, в каком состоянии находится проект на текущий момент. Прогнозная функция позволяет заранее выявить будущие потенциальные отклонения и своевременно отреагировать на них.
Система контроля проекта
Бессистемный контроль проекта неэффективен. Он отнимает много времени и не даст полноценного результата. Для повышения эффективности процессов контроля они должны выполняться в рамках функционирования интегрированной системы контроля проекта.
Система контроля должна быть разработана на самых ранних этапах планирования проекта и обладать достаточной гибкостью, чтобы соответствовать изменениям, возникающим в проекте.
Важнейшим элементом интегрированной системы контроля проекта является подсистема управления изменениями.
Основными рабочими документами для команды проекта при выполнении процессов контроля являются регулярные отчеты (еженедельные, ежемесячные и др.), а также запросы на изменения.
Процессы управления проектами. Процессы закрытия проекта
Процессы закрытия проекта
Процессы закрытия проекта являются заключительными в нем. Проект завершается не тогда, когда готов продукт проекта. Необходимо проделать еще и целый ряд формальных действий для четкой и однозначной фиксации факта прекращения проекта и расформирования команды.
Закрытие проекта – процесс завершения всех операций всех групп процессов в целях формального завершения проекта или фазы. (PMBOK)
Закрытие проекта – стадия процесса управления проектом, результатом которой является подтверждение и документальное оформление завершения всех работ проекта и окончательное разрешение всех спорных вопросов. (НТК)
Процессы закрытия проекта должны обеспечить формальное авторизованное завершение проекта. Основными задачами процессов закрытия проекта являются:
· Сдача-приемка результатов проекта заказчику;
· Подготовка и передача проектной документации, оценка ее качества и полноты;
· Разрешение спорных и конфликтных вопросов;
· Утверждение и архивирование результатов проекта для будущего использования;
· Документирование и анализ опыта;
· Извлечение уроков и обмен опытом;
· Оценка работы членов проектной команды, распределение поощрений;
· Роспуск команды проекта, возвращение персонала по подразделениям;
· Помощь в переводе персонала на другие проекты или должности.
Цель процесса закрытия проекта заключается в обеспечении четкого, автоматизированного прекращения работ по проекту и формальной передачи результатов и продукта проекта заказчику.
Значительную часть работы в ходе процессов закрытия проекта составляет работа с документами:
· Подписание актов сдачи-приемки, ввода в эксплуатацию заказчиком;
· Обмен документами (актами выполнения работ, табелями учета рабочего времени, счетами-фактурами и пр.);
· Подготовка архива проекта;
· Подготовка и выпуск приказов и распоряжений, формально завершающих проект.
В задачи менеджера проекта также входят:
· Сдача результатов заказчику;
· Решение всех спорных и конфликтных вопросов;
· Поощрение отличившихся участников проекта;
· Наказание или лишении премии;
· Расформирование команда проекта;
· Решение организационных вопросов;
· Организация возврата в подразделения участников проекта;
· Демонтаж (при необходимости) информационной системы управления проектами и иных элементов временной проектной инфраструктуры (офиса, списков рассылки и др.)
Хорошо, когда проект достиг цели и завершен успешно. Однако даже если проект закрыт досрочно, процессы закрытия должны быть выполнены. Всю проектную документацию необходимо систематизировать и поместить в архив. Итоги лучше подводить публично на завершающем совещании по проекту.
Извлечение уроков проекта
Целью процесса извлечения уроков и закрытия проекта является обеспечение возможностей для использования опыта и знаний, полученных в ходе выполнения проекта, и создание условий для получения выгод от их применения в будущих проектах организации.Обмен опытом и анализ ошибок можно отнести не только к управлению проектами, но и к функции управления знаниями в организации.
Основные задачи процесса извлечения уроков проекта:
· Систематизация и обобщение опыта, приобретенного в ходе выполнения проекта;
· Обмен знаниями и полученными уроками между участниками проектов;
· Подготовка итогового отчета по проекту;
· Документирование и анализ полученного опыта;
· Проведение итогового совещания по проекту.