Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств

Разработка экспериментальной программы тренировок спортсменов-акробатов учебно-тренировочной группы СДЮШОР № 10 предполагала использование в качестве эргогенических средств дополнительных направленных воздействий на дыхательную систему спортсменов.

На основании проведенного педагогического наблюдения с целью повышения показателей функциональной мощности была изучена структура недельного микроцикла подготовки, согласно которому тренировочные занятия были разделены на два основных типа: содержание тренировок первого типа составляла общая и специальная физическая подготовка, направленность второго - предполагала изучение и совершенствование техники в избранном виде акробатики (техническая подготовка).

Структура экспериментальной тренировки спортсменов-акробатов в сочетании с применением комплекса направленных воздействий на дыхательную функцию формировалась в зависимости от типов тренировочных занятий в недельном микроцикле (рис. 5).

Экспериментальная программа была дифференцирована с учетом особенностей построения тренировочного процесса, а именно, в программу тренировок, направленных на совершенствование общей и специальной физической подготовленности спортсменов был включен комплекс дыхательных упражнений, способствующих развитию резервов мощности дыхательной системы. В ходе разминки испытуемые выполняли упражнения из дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой (С.Н. Кучкин, 1991; М.А.Щетинин, 2000). Кроме того, использовались такие дыхательные упражнения как сверхглубокие (тройные) вдохи и выдохи, частое и глубокое дыхание, сдувание легкого предмета, выполняемые как после разминки, так и в заключительной части занятия.

 
  Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

тренировки, направленные на повышение общей и специальной физической подготовленности
Тип I Тип II

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru Разминка Заключительная Основная часть

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru часть

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

Рис. 5. Структура экспериментальной программы тренировок спортсменов-акробатов СДЮШОР № 10

В ходе тренировочных занятий, предполагающих выполнение преимущественно специфической мышечной деятельности и направленных на совершенствование технической подготовленности спортсменов, применялась интервальная резистивно-респираторная тренировка, которая заключалась в следующем: испытуемым предлагалось чередовать выполнение степ-нагрузки заданного объема и интенсивности в масках, создающих повышенное аэродинамическое сопротивление, с выполнением нескольких серий соревновательных комбинаций акробатических элементов в условиях обычного дыхания. Время работы в масках увеличивалось в процентном соотношении от общего времени тренировки (от 5% на первой неделе до 20% на шестой неделе эксперимента).

При тренировке I типа стандартный блок разминки спортсменов включал в себя следующие дыхательные упражнения:

1. Упражнение «обними плечи» - из исходного положения узкая стойка ноги врозь, руки в стороны, на вдохе выполняется сведение рук перед грудью, правая рука сверху, на выдохе – исходное положение. На следующие два счета при сведении рук – левая рука сверху.

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

Вдох Выдох Вдох

2.Упражнение «насос» - из исходного положения стойка ноги врозь, руки перед грудью на вдохе выполняются пружинящие наклоны вперед, руки вниз, на выдохе – разгибание туловища с неполной амплитудой, руки перед грудью.

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

Вдох Выдох

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

3. Упражнение «подтягивание коленей к груди» - из исходного положения сед упор сзади, согнув ноги, на вдохе правое колено подтягивается к груди, на выдохе – опускается в исходное положение. Следующие два счета – упражнение повторяется с левой ноги. После выполнения 4-х серий данного варианта упражнения, повторить то же с работой двух ног одновременно.

Вдох Выдох Вдох Выдох

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

4. Упражнение «наклон-складка» — из исходного положения сед, руки вперед на вдохе выполняются пружинящие наклоны вперед с захватом. Выдох происходит автоматически при неполном разгибании туловища.

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

Вдох Выдох

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

5. Упражнение «повороты туловища» - из исходного положения упражнения № 4 на вдохе выполняется поворот туловища направо, выдох производится автоматически в исходном положении; на следующие два счета – упражнение повторяется в левую сторону.

Вдох Выдох Вдох



Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

6. Упражнение «плотная группировка» - из исходного положения лежа на спине с захватом на вдохе – ноги сгибаются в тазобедренных суставах, колени подтягиваются к груди, на выдохе – разгибание ног в тазобедренных суставах с неполной амплитудой.

Вдох Выдох

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

7. Упражнение «плуг» - в стойке на лопатках на вдохе ноги опускаются в позу плуга, на выдохе – переход в стойку на лопатках с неполной амплитудой разгибания в тазобедренных суставах.

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

Вдох Выдох

8. Упражнение «упор присев» - из исходного положения упор присев с захватом на вдохе – пружинящие наклоны вперед, колени прижимаются к груди, на выдохе – разгибание туловища с неполной амплитудой.

Вдох Выдох

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств - student2.ru

Во всех упражнениях данного комплекса соблюдался основной принцип дыхания по методике А.Н. Стрельниковой: вдох получался коротким шумным через нос (крылья носа при этом слегка втягивались и сжимались), а выдох происходил автоматически через слегка приоткрытый рот (С.Н. Кучкин, 1991; М.А.Щетинин, 2000).

Каждое из перечисленных упражнений выполнялось на 8 счетов, по 8 движений в серии, которая повторялась 4 раза. Общее количество повторений обосновывается тем, что включение комплекса дыхательных упражнений по методу А.Н. Стрельниковой в блок разминки спортсменов не ставило своей целью довести дыхательную мускулатуру до утомления перед выполнением специфической тренировочной работы, а использовалось в качестве эффективного средства врабатывания, предшествующего основным направленным воздействиям на дыхательную функцию с целью увеличения легочных объемов.

К данным видам воздействия относятся следующие дыхательные упражнения, выполняемые спортсменами как после разминки, так и в заключительной части занятия:

1. Сверхглубокие (тройные) вдохи и выдохи - производится медленный глубокий вдох - пауза 3 с - грудная клетка и ее мышцы возможно больше расслабляются, и последовательно производится 3 вдоха сверх уже сделанного. После каждого вдоха осуществляется пауза (3 с). Затем осуществляется выдох также поэтапно. После первого глубокого выдоха -пауза, нужно максимально расслабить мышцы грудной клетки и путем максимального сокращения мышц брюшного пресса сделать еще 3 выдоха

2. Частое и глубокое дыхание – упражнение направлено на развитие выносливости дыхательных мышц и заключается в относительно длительном поддержании повышенной вентиляции за счет осуществления частых и глубоких дыхательных движений. Продолжительность гипервентиляции увеличивалась от 5 до 15 секунд.

3. Сдувание легкого предмета – упражнение состоит в осуществлении форсированных дыхательных движений грудной клетки, целью которых явилось совершение максимальных по быстроте выдохов, посредством которых с подставки должен сдуваться легкий предмет – спичечный коробок, устанавливаемый на расстоянии 30-40 см.

В основной части тренировок II типа в качестве эргогенического средства применялось повышенное аэродинамическое сопротивление дыхательным потокам. Спортсмены выполняли 4 серии степ-нагрузки заданного объема и интенсивности при дыхании через специальную маску с диафрагмой, создающей инспираторно-экспираторное резистивное сопротивление величиной 8-10 мм вод. ст.

Дозировка упражнений в стандартном блоке разминке в тренировках I типа не изменялась в течение экспериментального мезоцикла тренировок, в отличие от блока основных дыхательных упражнений и времени выполнения специальной работы в условиях повышенного резистивного сопротивления (табл. 14).

Таблица 14

Наши рекомендации