Решение – это выбор альтернативы в процессе достижения поставленной цели.
Альтернативы – один из вариантов действий, исключающий возможность реализации других вариантов.
Любой человек принимает решения, но от решений, принимаемых руководителем, зависит судьба организации, многих людей. Поэтому управленческое решение должно быть максимально продуманным, обоснованным и эффективным.
Эффективность решений зависит от многих факторов как объективного, так и субъективного характера. Из них можно выделить следующие два.
1. Качество решения (обозначим – К), определяемое выбором наилучшей альтернативы.
2. Степень принятия решения исполнителями (обозначим – П) обусловливает возможность практической реализации выбранного варианта действий.
Эффективность решения (обозначим – Эр) находится в прямой зависимости от названных факторов, что может быть выражено формулой:
Эр = К * П
Если один из факторов (К или П) мал, то и эффективность принимаемого решения близка к нулю. В зависимости от соотношения факторов К и П можно сгруппировать решения, как показано на рис. .
Решения 4 типа (рис. 30) в передовых зарубежных фирмах составляют до 90%, в отечественных организациях – менее 20%, что является следствием высокой централизации управления. Для нашей практики характерно преобладание решений 3 типа, что не очень хорошо в рыночных условиях.
Качество решения (К) зависит от следующих факторов:
- качества исходной информации;
- рациональности решения (оптимальности выбора);
- своевременности решения;
- соответствия решения действующему механизму управления;
- квалификации кадров (как разрабатывающих, так и реализующих решение);
- готовности объекта управления к исполнению принятого решения.
Принимаемое решение должно быть:
- реальным (направленным на достижение реальных целей и предусматривающим имеющиеся ресурсы);
- содержать механизм реализации;
- быть устойчивым к возможным ошибкам в определении исходных данных;
- приниматься и реализовываться в реальном масштабе времени;
- не порождать конфликты, которые могут сорвать его выполнение;
- быть гибким;
- предусматривать возможность верификации и контроля.
Решение – это всегда компромисс: делая выбор, в результате имеем не только выигрыш. Любое решение кроме позитивных результатов, всегда имеет и какие-то негативные последствия. Это необходимо учитывать заранее.
При принятии решений используются различные принципы.
1.Принцип единоначалия. Решение при этом принимается руководителем единолично. Это допустимо при высоком качестве решения. Принятие единоличных решений характерно для авторитарных руководителей. Практика частого принятия решений этого типа ведет к возрастанию социальной напряженности и конфликтов в коллективе.
2.Принцип единогласия предполагает безоговорочную поддержку выдвигаемой альтернативы. Встречается довольно редко: в экстремальных условиях или тогда, когда руководитель, принимающий решение, относится к руководителям харизматического типа.
3.Принцип большинства реализуется путем голосования. Этот принцип используется, когда соперничают разные мнения, имеются коалиции. Широко распространен в политике, но в сфере бизнеса ограничен, так как существует опасность снижения качества решения из-за потери "мнения меньшинства".
4.Принцип консенсуса предполагает многоплановые согласования, чтобы учесть каждую идею. Для этого проводятся обсуждения, консультации, используются специальные методы, такие как "мозговой штурм".
П
Степень
приня- 1 Высокая степень 4 Высокая степень
тия ре- П П и К
шения (решения, вызываю- (решения в области
щие социальные из- кадровой политики,
менения) развития организации)
2 Решения, не обуслов- 3 Высокая степень К
ленные факторами (узкопрофессиональные
П и К решения в области
(решения, связанные техники и технологии.
с регламентами, Часто принимаются
увольнениями) единолично)
К
Качество решения
Рис. 30 Классификация решений в зависимости от соотношения факторов К и П
Существует понятие "организационное решение", что означает решение, направленное на реализацию целей организации. Далее будем рассматривать классификацию именно организационных решений, руководствуясь различными классификационными признаками (табл. 19).
Таблица 19
Классификация решений
Признак | Тип решения |
Содержание | Социальные, экономические, технические, политические, военные и др. |
Содержательно-функциональный | Решения относительно финансов, производства, снабжения, персонала, маркетинга и др. |
Лица, принимающие решения | Индивидуальное, групповое |
Управленческая ситуация | Принятие решения как процесс. Принятие решения как выбор |
Степень неопределённости (полноты информации) | Решения в условиях определённости. Решения в условиях риска (вероятностной определённости). Решения в условиях неопределённости (частичной или полной) |
Направленность | На решение внешних проблем. На решение внутренних проблем |
Число целей | Одноцелевые. Многоцелевые |
Степень охвата и влияния (срок действия) | Стратегические (долгосрочные). Тактические (среднесрочные). Оперативные (текущие) |
По возможности программирования | Программируемые. Непрограммируемые |
Возможность формализации | Полностью формализуемые. Частично формализуемые. Неформализуемые |
Обязательность выполнения | Директивные. Рекомендательные |
Важность | Важные. Маловажные |
Уровень управления | Государственные. Региональные. Решения на уровне отдельных организаций. Решения внутри организаций |
Уровень творчества | Рутинные. Творческие |
Степень повторяемости | Периодически повторяющиеся. Непериодические. Уникальные |
Функции управления | Плановые. Организационные. Мотивационные. Контрольные |
Форма | Письменные. Устные. На электронных носителях |
Срочность | Срочные. Несрочные |
Подход к принятию решения | Интуитивные. Основанные на суждении. Рациональные |
Решения делятся на запрограммированные и незапрограммированные.
Запрограммированные решения – это высокоструктурированные решения, выполняемые по определенному формальному алгоритму. При этом число рассматриваемых альтернатив ограничено. Такие решения принимаются обычно для часто повторяющихся ситуаций. Примером запрограммированного решения может быть распределение премии в организации пропорционально заработной плате.
Незапрограммированные решения – это неструктурированные решения, не поддающиеся формализации.Применяются обычно в новых ситуациях с неизвестными факторами. При этом может рассматриваться множество альтернатив. Примером незапрограммированного решения может быть определение целей организации.
На практике как правило не используется тот, или иной тип решения в чистом виде.
По используемому подходу к принятию решения делятся на:
- интуитивные;
- основанные на суждениях;
- рациональные.
Интуитивные решения основаны только на ощущениях. Здесь не проводится сравнение альтернатив, не анализируется ситуация. При этом многое зависит от личных качеств менеджера, его психологического состояния. Чаще такие решения приходится принимать менеджерам высшего звена, так как именно они больше всего сталкиваются со сложными неформализуемыми ситуациями.
Решения, основанные на суждениях принимаются на основе знаний или прошлого опыта.При этом на основе здравого смысла выбирается лучшая из ранее использованных альтернатив. Поскольку на практике ситуации часто повторяются, то с решениями этого типа руководителям приходится сталкиваться чаще всего. Примером такого решения может быть выбор курса обучения абитуриентом на основе своего школьного опыта освоения различных предметов.
Именно из-за частой повторяемости жизненных ситуаций такое большое значение придается опыту при найме на работу.
Но не всегда можно принимать решения на основе прошлого опыта, поскольку это ведет к шаблонности, консерватизму в управлении. Все новое всегда сопряжено с риском, поэтому люди тяготеют к стандартным решениям. Опасность риска можно снизить, подходя к решению рационально.