Способы технического обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов
Основным средством обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов является применение герметических кабин (ГК) и комплекса высотного оборудования, позволяющих создавать в ГК необходимые физиолого-гигиенические условия. Одним из основных назначений ГК является ограждение пассажиров и экипажа от воздействия внешней среды и поддержания заданного абсолютного давления, температуры и влажности воздуха.
В настоящее время ГК принято делить на два вида: атмосферные и автономные.
В атмосферных ГК наддув, поддержание заданного абсолютного давления и вентиляция осуществляются путем непрерывной подачи в нее сжатого атмосферного воздуха с помощью какого-либо компрессора или нагнетателя с последующим выбросом отработанного воздуха в атмосферу.
В автономных ГКнаддув и вентиляция осуществляются с помощью специальных источников воздуха или кислорода, непосредственно установленных на самолете и не зависимых от атмосферы.
Создание в ГК пассажирского самолета требуемого абсолютного давления, температурных и влажностных условий, оговоренных выше, обеспечивается единой комплексной системой высотного оборудования.
Высотное оборудование условно можно разделить на системы наддува, кондиционирования воздуха, регулирования давления в кабинах и кислородную аппаратуру.
Кроме того, в комплекс высотного оборудования входят различные контрольно-измерительные приборы: указатель высоты и избыточного давления воздуха в кабине, указатели расхода подаваемого воздуха из системы наддува, термометры подаваемого воздуха, указатели температуры и влажности воздуха в кабинах, вариометр для измерения скорости изменения давления в кабине. Может применяться также различная аппаратура сигнализации о работе отдельных агрегатов высотного оборудования.
Требования, предъявляемые к высотному оборудованию
Высотное оборудование должно удовлетворять ряду технических требований, которые можно классифицировать следующим образом.
1. Функциональные требования, содержащие необходимые номинальные значения физиолого-гигиенических норм параметров воздуха в ГК с указанием допустимых отклонений (физиолого-гигиенические нормативы были перечислены выше).
2.Физико-технические требования. Эта группа требований учитывает реальные условия применения агрегатов высотного оборудования на самолете. В частности, подчеркивается, что все элементы оборудования должны быть работоспособны:
а) в диапазоне температур от —60 до +80°С, а некоторые из них — и при температурах более +80° С;
б) при относительной влажности воздуха 95—100%;
в) при вибрациях с частотой от 5 до 300 Гц, и более с амплитудой, при которой длительные перегрузки могут достигать 4g, а кратковременные— 10g.
Если отдельные агрегаты размещены на самолете вне герметической части фюзеляжа, то они должны быть работоспособны при атмосферном давлении, равном давлению на наибольшей крейсерской высоте полета, вплоть до рабочего потолка.
Весь комплекс высотного оборудования должен быть тропикоустойчивым, сохранять свои параметры в пределах установленных допусков после воздействия ударных перегрузок.
3. Эксплуатационные требования. Указанная группа требований определяет надежность работы, размещение и удобство обслуживания оборудования как на земле, так и в полете. К ним в первую очередь относятся:
а) рациональное размещение всего оборудования на самолете, обеспечивающее легкий доступ и сравнительную простоту обслуживания, демонтаж и установку, удобство пользования в полете;
б) обеспечение плавучести самолета при вынужденной посадке на воду путем автоматического закрывания всех выпускных и предохранительных клапанов системы регулирования давления;
в) автоматизация всех процессов регулирования заданных физиолого-гигиенических параметров с одновременным обеспечением дублированного ручного (дистанционного) управления;
г) надежность и долговечность всех систем и отдельных агрегатов, возможность их резервирования и дублирования;
д) гарантийный и общетехнический ресурсы элементов систем, а также межремонтный срок службы, который должен быть равен межремонтному сроку службы планера самолета;
е) возможность того или иного вида непрерывного контроля за работоспособностью отдельных агрегатов и систем в целом;
ж) необходимость установки контрольно-измерительной аппаратуры и приборов для контроля и управления высотным оборудованием;
з ) взаимозаменяемость отдельных агрегатов;
и) периодичность технического обслуживания элементов высотного оборудования, которая должна соответствовать периодичности регламентных работ, действующей в гражданской авиации.
Кислородная система.
Кислородное оборудование предназначено для:
1.Аварийного питания кислородом членов экипажа, пассажиров и бортпроводников в случае разгерметизации.
2.Защиты органов зрения и дыхания членов экипажа и бортпроводников от действия дыма и токсичных газов, выделяющихся при пожаре.
3.Профилактического питания кислородом членов экипажа при длительном полете в загерметизированной кабине.
4.Питание кислородом пассажиров в терапевтических целях.
Для обеспечения защиты экипажа и пассажиров от кислородного голодания при разгерметизации ВС применяется кислородное оборудование: стационарное, переносное и аварийная система для пассажиров.
Для питания экипажа, пассажиров и бортпроводников применяется газообразный медицинский кислород ГОСТ-5583-78.
В военной авиации применяется жидкий кислород, преобразуемый в газообразный – газификатором.
Аварийная стационарная кислородная система для пассажиров и бортпроводников с регулятором подачи кислорода ( РПК - 42Э);
Кислородная система для пассажиров с химическими источниками АКБ-17УМ-2 и АКБ-17УМ-4.
Стационарная кислородная система для проводников. Бортпроводники питаются кислородом с помощью маски КМ-16Н по очереди из одного кислородного прибора КП-24М.