Задачи, решаемые радиоэлектронным оборудованием самолета
Радиотехническое оборудование, установленное на самолете, позволяет решать следующие задачи:
- радиосвязь экипажа ВС с наземными пунктами УВД и с другими самолетами в воздухе;
- внутрисамолетная радиотелефонная связь в экипаже, экипажа с бортпроводниками, и бортпроводников между собой, а также радиотелефонная связь при наземном техническом обслуживании самолета;
- сигнализация опасности (световая и звуковая) с рабочих мест бортпроводников в кабину экипажа, а также из кабины экипажа на землю (службе УВД);
- сигнализация службе УВД об особых случаях в полете;
- громкоговорящее оповещение пассажиров с рабочего места КВС или с рабочих мест бортпроводников, а также трансляция музыкальных программ в любой из салонов ВС или в оба салона одновременно;
- решение различных задач самолетовождения;
- заход на посадку в штурвальном, директорном или автоматическом режимах;
- измерение истинной высоты над пролетаемой поверхностью и сигнализация экипажу о снижении самолета до ВПР;
- сигнализация экипажу о проходе РНТ;
- сигнализация на землю о госпринадлежности ВС;
- сигнализация на землю (службе УВД) о бортовом номере ВС, высоте полета и об остатке топлива на борту;
- магнитофонная запись всех служебных связей экипажа и шумовой обстановке в кабине ВС;
- магнитофонная запись параметров полета;
- активная работа с наземными радиотехническими и радиолокационными средствами обеспечения полетов;
- счисление путевой скорости, угла сноса и МС;
- обзор земной поверхности с целью решения задач самолетовождения;
- обзор воздушного пространства с целью обнаружения и обхода грозовых фронтов, встречных самолетов и наземных препятствий (горы);
- взаимодействие радиотехнических средств с другими средствами посадочно – навигационного комплекса на борту ВС;
- автоматическое счисление и автоматическая выдача экипажу ВС всех параметров полета;
- решение других задач, в зависимости от модификации самолета и комплекса его РЭО.
Радиоэлектронное оборудование, установленное на самолете
Все радиоэлектронное оборудование, установленное на самолете, делится на три группы:
- радиоаппаратура связи;
- радиоаппаратура самолетовождения;
- радиолокационное оборудование.
В состав радиоаппаратуры связи входят следующие системы:
- Связная радиостанция «Микрон» (1 или 2 комплекта);
- Командная УКВ радиостанция «Баклан-20» – 2 комплекта;
- Аварийная переносная УКВ радиостанция Р-855 УМ (1 комплекта) и АРМ-406;
- Магнитный самописец речи Марс-БМ;
- Самолетное переговорное устройство СПУ-7Б;
- Самолетное громкоговорящее устройство СГС-25 (СГУ-15 + Арфа-МБ);
- Система сигнализации опасности ССО;
- Переносной электромегафон 5-ПЭМ-1;
- Авиагарнитура ГСШ-А-18.
В состав радиоаппаратуры самолетовождения входят:
- Автоматический радиокомпас АРК-15 – 2к-та
- Самолетный радиодальномер СД-75 – 2 к-та
- Радиовысотомер малых высот РВ-5М – 2 к-та
- Радиотехническая система ближней навигации и посадки РСБН-2СА
- Посадочно – навигационная система КУРС-МП-70 (2 полукомплекта)
- Радиотехническая система дальней навигации РСДН А-723 (Квиток);
- СМА-771 (Омега).
Радиолокационное оборудование включает в себя следующие системы:
- Метеонавигационный локатор - РЛС
- Допплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-013
- Радиолокационный ответчик УВД типа СО-72М (1 или 2 к-та)
- Радиолокационный ответчик 023М с аппаратурой 81.
- Изделие 6202
Радиоаппаратура связи.
Радиоаппаратура связи предназначена для внутрисамолетной и внешней связи экипажа, громкоговорящего оповещения и развлечения пассажиров, записи переговоров экипажа на магнитную ленту и защиты радиоаппаратуры от электростатических помех и грозовых разрядов.
В состав радиоаппаратуры связи входят:
- система коротковолновой радиосвязи, состоящая из одного (или двух) комплекта радиостанций «Микрон» и одной аварийно-спасательной радиостанции Р-861;
- система ультракоротковолновой радиосвязи, состоящая из двух комплектов радиостанций «Баклан-20» и двух аварийно-спасательных радиостанций
Р-855УМ;
- система внутрисамолетной связи, громкоговорящего оповещения и развлечения пассажиров СГС-25;
- система магнитной записи переговоров членов экипажа «МАРС-БМ»;
- электростатические разрядники, грозоразрядники и токосъемники.
Радиоаппаратура связи обеспечивает:
- двустороннюю телефонную симплексную связь в диапазоне коротких волн с наземными радиостанциями (диспетчерскими пунктами) аэропортов российских и международных авиалиний;
- одновременную автономную симплексную связь в диапазоне метровых волн (УКВ);
- внутрисамолетную телефонную связь между членами экипажа (включая бортпроводника), коммутацию микрофонных и телефонных цепей с целью выхода на внешнюю связь, прослушивание сигналов радиотехнических средств самолетовождения, громкоговорящее оповещение пассажиров или трансляцию развлекательных музыкальных программ через громкоговорители в пассажирских салонах;
- непрерывную запись переговоров членов экипажа по сетям внутрисамолетной и внешней связи, а также импульсной информации закодированного времени с сохранением этой записи за последние 30 минут;
- стекание электростатических зарядов с самолета в целях исключения помех радиоприему;
- защиту антенно-фидерных цепей от грозовых разрядов.
По характеру связи системы радиосвязи можно разделить на симплексные, дуплексные и полудуплексные.
Симплексной называется такая связь, при которой оконечная радиостанция линии в данный момент времени может работать или только на передачу, или только на прием. Если станция одного конца ведет передачу, то станция другого конца ведет только прием.
Дуплексной называется такая радиосвязь, при которой корреспонденты, находящиеся на обоих концах линии, могут одновременно вести и прием и передачу. Работа на прием и передачу при этом должна вестись на разных рабочих волнах. Следовательно, передатчик и приемник должны быть разнесены и иметь отдельные антенны.
В самолетных условиях дуплексной связью обычно не пользуются.
Полудуплексной называется такая радиосвязь, при которой приемник и передатчик включены и работают на общую антенну, подключаемую по мере необходимости к передатчику или к приемнику.
В воздушных и воздушно-наземных системах радиосвязи используется преимущественно симплексная и полудуплексная связь.
По форме радиообмена различают одностороннюю, двухстороннюю и циркулярную связь.
Связь называется односторонней, когда она ведется только в одном направлении, т. е. один из корреспондентов только передает, а другой принимает информацию.
Если связь между двумя корреспондентами ведется в обоих направлениях, то она называется двухсторонней.
Циркулярной называется такая связь, при которой главная станция радиосети ведет передачу, а остальные станций одновременно принимают передаваемую информацию.
Циркулярная связь может быть односторонней, когда на передачу работает только одна станция, а другие ведут прием, и двухсторонней, когда каждый из корреспондентов может вести ответную передачу.