Система дренажа наддува топливных баков
Надтопливное пространство баков сообщается с атмосферой с помощью системы дренажа. Сообщение надтопливного пространства с атмосферой нужно при заправке баков топливом, особенно при закрытой централизованной заправке для удаления - воздуха из баков, исключая противодавления воздуха при заполнении баков; при наддуве баков для стравливания избытков воздуха в атмосферу; при изменении высоты полета для поддержания постоянства закона перепада давлений между надтопливным пространством и внешней атмосферой и т.д.
Система заправки топливом
Применяются два вида заправки:
а) открытая, при которой бак или группа баков заполняются топ
ливом через открываемую заливную горловину бака, расположен
ную в верхней точке бака.
б) централизованная, которая осуществляется под давлением
через топливный приемник, расположенный в нижней части самолета, в месте, удобном для обслуживания.
Дозаправка самолета топливом в полете осуществляется от самолета-заправщика по шлангу, состыкованному с приемником топлива на заправляемом самолете.
Системы слива топлива
В топливной системе должны быть предусмотрены:
слив топлива в полете;
слив топлива из всех баков (или отдельных баков) на стоянке путем отсоса его топливозаправщиком;
слив отстоя топлива на земле.
Топливные баки
В зависимости от типа самолета, тепловых режимов работы конструкции, расположения на самолете применяются мягкие топливные баки, баки-отсеки фюзеляжа из легких сплавов, пластмасс или композиционных материалов.
Мягкие топливные баки изготавливаются путем выклейки на разборных формах из теплостойкой резины и армировочной ткани по размерам и конфигурации соответствующим контейнеру-отсеку, в который помещается бак.
Сварная конструкция самолета позволяет использовать герметические емкости отсеков фюзеляжа и крыла в качесгве баков-отсеков.
Баки-отсеки, выполненные сборочными процессами, состоят из панелей внешней обшивки и стенок.
Подвесные баки применяются для увеличения дальности полета, обычно они сбрасываемые, но при необходимости самолеты могут совершать посадку с пустыми подвесными баками.
Топливные насосы
Насосы в топливных системах необходимы для создания подпора перед плунжерными насосами-регуляторами двигателя и для перекачки топлива из бака в расходный бак.
Центробежные и осевые топливные насосы приводятся в действие электрическими двигателями постоянного или переменного тока, гидравлическими и пневматическими турбинами.
Гидротурбоприводной насос рпботает на использовании энергии высокого давления топлива, создаваемой насосом, установленным непосредственно на двигателе, для вращения насоса перекачки, установленного на топливном баке. Энергия передается через турбину, установленную на рабочем колесе Топливо от двигателя, отдавая энергию турбине насоса, приводит во вращение низконапорный насос с большим расходом.
Топливный насос с пневмотурбоприводом представляет собой агрегат, у которого насос работает от воздушной турбины. Сжатый воздух отбирается от компрессора двигателя и по трубопроводу подводится к месту установки агрегата. Сжатый воздух вращает турбину и после передачи своей энергии турбине выбрасывается в атмосферу.
Насос с приводом от гидравлической турбины и изолированной системой подачи топлива к турбине:
1 - топливный бак; 2 - рабочее колесо насоса; 3 - уплотнение; 4 - рабочее колесо турбины; 5 — направляющий аппарат турбины; 6 - насос с приводом от ВРД; 7 - теплообменник; 8 -компенсационная емкость
Топливо. Основные свойства
В качестве основных топлив для авиационных ВРД применяются улучшенные сорта керосина, а также топлива широкого фракционного состава, включающие бензиновые, керосиновые фракции. В настоящее время применяются топлива марок Т-1, ТС-1, Т-2, РТ.
Основные физико-химические свойства углеводородных топлив характеризуются их составом, который, в основном, определяется диапазоном температур выкипания топлива при нормальном давлении. Чем позже начинает закипать топливо, тем меньше содержит оно легких фракций, тем больше его плотность и вязкость, ниже испаряемость и давление паров, насыщяющих пространство над поверхностью топлива, при тех же температурных условиях. С изменением температуры выкипания топлива меняются все его основные физические свойства, а также ряд химических свойств, например термическая стабильность.
Основными свойствами топлива, которые следует учитывать при проектировании силовых установок, являются:
1) плотность; 2) упругость паров; 3) вязкость; 4) химическая активность; 5) степень загрязненности водой и механическими примесями, 6) насыщенность воздухом; 7) теплоемкость; 8) термическая стабильность.