Авиационные кислотные аккумуляторы.
Активным веществом положительных пластин заряженного аккумулятора является двуокись свинца PbO2, отрицательных - губчатый свинец Pb.
Электролитом является водный раствор серной кислоты H2SO4 плотностью 1,26-1,285 г/см3. Уравнение процессов заряда и разряда записывается следующим образом:
разряд
Pb+ 2H2SO4+PbO2 PbSO4+2H2O+ PbSO4
Заряд
Емкость аккумулятора Q зависит от количества активной массы электродов.
Авиационные серебряно-цинковые аккумуляторы
Достоинством серебряно-цинковых аккумуляторов является их малый вес и малые габариты. Активным веществом положительных пластин заряженного аккумулятора является окись серебра AgO, отрицательных цинк Zn. В качестве электролита применяется водный раствор щелочи КОН плотностью 1,4 г/см3.
При разряде аккумулятора реакция протекает в две ступени:
-на первой ступени AgO восстанавливается до Ag2O (ЭДС Е=1,82-1,86в);
-на второй ступени, когда аккумулятор разрядится примерно на 30%, происходит полное восстановление Ag2O. Химические процессы при разряде аккумулятора приближенно могут быть выражены уравнениями:
2AgO+KOH+Zn Ag2O+KOH+ZnO
Ag2O+KOH+Zn 2Ag+KOH+ZnO
При заряде реакции протекают в обратном порядке.
Авиационные никель-кадмиевые аккумуляторы
Активным веществом положительных электродов является гидрат окиси никеля Ni(OH)3, отрицательных губчатый кадмий Cd. Электродом служит водный раствор щелочи KOH плотностью 1,18-1,30 г/см3. Химические процессы описываются уравнением
разряд
2 Ni(OH)3+ KOH+Cd 2 Ni(OH)2+KOH+Cd(OH)2
заряд
К установке на самолет допускаются только заряженные батареи с емкостью не ниже 75% от номинальной. При включении нагрузки напряжение батареи должно быть не менее 24В.
Основными преимуществами кадмиево-никелевых аккумуляторов по сравнению с другими типами аккумуляторов является большое количество зарядно-разрядных циклов, простота ухода в процессе эксплуатации и хранения, а также большой срок службы и высотность применения.
Авиационные преобразователи электроэнергии
Преобразователи электроэнергии преобразуют постоянный ток в переменный. Преобразователи могут быть электромашинные или статические, однофазные и трехфазные (ПО, ПТ, ПОС, ПТС).
Расшифровка обозначений преобразователей: П - преобразователь, О - однофазный, Т - трехфазный, С- статический, ПЧ -постоянной частоты.
Электромашинные преобразователи тока представляют собой двигатель-генераторные установки.
Полупроводниковая техника позволяет создать статические преобразователи постоянного тока в переменный.
Классификация и принципиальные схемы преобразователей
Статические преобразователи
На современных самолетах с основной энергосистемой переменного тока напряжение и род тока преобразуются трансформаторами и выпрямительными установками.
В качестве преобразователей напряжения используются трансформаторы, которые по назначению подразделяются на силовые измерительные и специальные, а по числу фаз на однофазные и трехфазные.
Принцип действия трансформатора основан на использовании закона электромагнитной индукции, в соответствии с которым напряжение U2 в сети и вторичной обмотке зависит от подводимой напряжения U1 и отношения числа витков первичной w1 и вторичной w2 обмоток.
U2= U1 w2 : w1.
Автотрансформаторы выполняются так, что их вторичная обмотка w2 является частью первичной обмотки и имеет не только магнитную, но и электрическую связь с ней.
Схема автотрансформатора
Схема трансформатора
Структурная схема трансформаторно-выпрямительного блока (ТВБ):
1-трансформатор; 2-выпрямительный блок; 3-фильтр.
Соотношение токов в автотрансформаторе определяется из выражения
I2 = I1 w1: (w1- w2)
Переменный ток преобразуется в постоянный выпрямительными устройствами. Существуют разнообразные схемы выпрямления (однополупериодная, двухполупериодная, мостовая).
Нередко необходимо изменять не только род тока, но и величину напряжения для питания отдельных потребителей. С этой целью промышленностью выпускаются трансформаторно-выпрямительные блоки (ТВБ).
Конструкция такого блока состоит из трансформатора 1, выпрямительного устройства 2 и фильтра 3. Он имеет вспомогательные устройства, обеспечивающие регулирование выходного напряжения, температурного режима и сигнализации предельных режимов.
Классификация и принципиальные схемы преобразователей