Десять управленческих ролей по Минцбергу
Роль | Описание | Характер деятельности |
Межличностные роли | ||
Главный руководитель | Символический глава, который выполняет обычные обязанности правового или социального характера | Церемонии, действия, обусловленные положением, ходатайства |
Лидер | Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор, подготовку работников | Фактически все управленческие действия с участием подчиненных |
Связующее звено | Обеспечивает саморазвитие внешних контактов и источник информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги | Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами |
Информационные роли | ||
Приемник информации | Разыскивает специальную информацию, которую, зная организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; центр внешней и внутренней информации | Обработка почты, контакты, связанные преимущественно с получением информации (ознакомительные поездки) |
Распространитель информации | Передает информацию, полученную из внешних источников или от подчиненных, членам организации; часть ее требует интерпретации для формирования взглядов организации | Рассылка почты по организациям с целью получения информации, контакты для передачи информации подчиненным |
Представитель | Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы, действует как эксперт по вопросам данной отрасли | Участие в заседаниях, обращения по почте, выступления, включая передачу информации во внешние организации |
Роли, связанные с принятием решений | ||
Предприниматель | Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов | Обсуждение стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности |
Устраняющий нарушения | Отвечает за корректировочные действия, когда организацию ожидают важные и неожиданные отклонения | Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы |
Распределитель ресурсов | Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению значительных решений в организации | Составления графиков, запросы полномочий, составление и контроль бюджетов, планирование работы подчиненных |
Переговорщик | Ответственный за представительство организации на важных переговорах | Ведение переговоров |
Требования, предъявляемые к современному менеджеру
Чтобы эффективно реализовать свою роль в процессе управления менеджер должен обладать определенными качествами. Все исследования по менеджменту содержат указания на черты характера и качества менеджера. Так Ф. Тейлор выделял у идеального менеджера такие качества как:
· образованность;
· технические знания;
· решительность;
· силу (физическую);
· тактичность;
· энергичность;
· рассудительность;
· честность.
А. Файоль считал, что менеджер должен обладать:
· предвидением;
· организаторскими способностями;
· быть компетентным;
· отличаться здоровьем;
· иметь развитый интеллект;
· высокий уровень культуры и нравственности.
Современные теоретики соперничают друг с другом в том, какими качествами и чертами характера стоит наделить идеального менеджера.
По мнению Джона Адаира, самыми ценными качествами руководителя являются:
- способность работать с большим кругом людей;
- умение брать ответственность на себя за выполнение важных задач;
- стремление к достижению больших целей;
- опыт руководства коллективом;
- большой опыт разных деловых функций в середине карьеры.
Ордуэй Тид – американский исследователь в области бизнеса, экономики и социальных проблем называет 5 характеристик эффективного руководителя:
1) физическая и нервная нагрузка. Лидерство – это тяжелая работа, поэтому руководитель должен обладать более чем средним запасом энергии;
2) сознание цели и направления. Цель должна вдохновлять подчиненных на ее достижение;
3) энтузиазм. Настоящие руководители воспринимают себя как бы одержимыми некоей силой. Этот внутренний энтузиазм каким-то образом трансформируется во властные распоряжения и другие формы влияния;
4) вежливость и обаяние. Для руководителя лучше, если его любят, а не боятся. Ему необходимо уважение ведомых для того, чтобы оказывать на них реальное влияние;
5) порядочность. Руководителю необходимо заслужить доверие подчиненных.
Вудкок М. и Френсис Д. установили связь эффективного управления с такими качествами руководителя как:
· способность эффективно управлять собой;
· способность прояснять свои личные ценности;
· способность четко ставить цели;
· способность эффективно решать проблемы;
· способность к постоянному саморазвитию;
· способность творческого подхода к управлению;
· умение влиять на окружающих;
· понимание особенностей управленческого труда;
· способность эффективно руководить;
· способность обучать;
· способность находить групповую работу.
На наш взгляд, интересна квалификационная модель руководителя «Трижды семь», разработанная Я.В.Михайловым. Она содержит три уровня важнейших требований, каждый включает семь позиций.
1 уровень – требования, определяемые функциональным содержанием управленческого труда. Включают качества руководителя, без которых невозможен успех работы.
1.1. Понимание людей: психологическая интуиция, психологический такт, коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и связей.
1.2. Качества лидера: способность понять, высказать и отстоять интересы людей, желание брать ответственность на себя, способность неформально влиять на окружающих.
1.3. Знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике.
1.4. Компетентность.
1.5. Способность предвидеть развитие событий.
1.6. Умение ставить цели.
1.7. Способность организовать взаимодействие и наладитьоптимальный контроль.
2 уровень – сервисные основные требования, которые носят обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям.
2.1. Ясно осознаваемые и четко сформулированные личные цели, связанные с личной жизнью и работой.
2.2. Стремление к совершенствованию себя и организации в противовес чувству самодостаточности, самоудовлетворению, успокоенности.
2.3. Энергичность, инициативность, решительность и настойчивость в достижении цели.
2.4. Владение стратегией эффективного мышления.
2.5. Эффективное использование времени как синтетический показатель уровня организации труда.
2.6. Нравственные качества адекватные уровню морали, господствующей в коллективе.
2.7. Здоровье физическое и психологическое, достаточное для обеспечения требований к менеджеру.
3 уровень – сервисные дополнительные требования (обладают наименьшей значимостью).
3.1. Личная организованность и высокая культура собственного труда, умение распределять силы.
3.2. Объективность и реализм оценки событий в сочетании со стремлением знать мнение других.
3.3. Гибкость, понимаемая как способность быстро перестраиваться, отказаться от неэффективности стратегии и тактики;
3.4. Способность сохранять самообладание в непредвиденных ситуациях;
3.5. Способность находить необходимую информацию;
3.6. Знание технических возможностей современной оргтехники;
3.7. Способность коротко и ясно говорить о деле.
Контрольные вопросы