Б1.В.ОД.9 Оценка эффективности труда персонала
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.9 Оценка эффективности труда персонала
направление подготовки
38.03.02 Менеджмент
профиль «Финансовый менеджмент»
бакалавр
квалификация
очная, заочная формы обучения
Год набора - 2016
Ростов-на-Дону, 2016
Авторы – составители:
к.э.н., доцент кафедры менеджмента В.Д. Баева
старший преподаватель кафедры менеджмента А.В. Баранов
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4
2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы.. 6
3. Содержание и структура дисциплины.. 6
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 10
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 19
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 22
6.1. Основная литература. 22
6.2. Дополнительная литература. 23
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 23
6.4. Нормативные правовые документы. 23
6.5. Интернет-ресурсы. 23
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 23
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина Б1.В.ОД.9 «Оценка эффективности труда персонала» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ПК-1 | владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры | ПК-1.3 | Способность формулировать общие представления о целях, направлениях, этапах и субъектах развития кадрового потенциала организации; применять современные подходы и принципы формирования стратегии управления человеческими ресурсами; владение технологиями эффективного использования человеческих ресурсов, стимулирования и мотивации; способность использовать современные подходы к управлению карьерой сотрудников и формированию кадрового резерва. |
1.2. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
Деятельность по организации труда и оплаты персонала / организация труда персонала | ПК-1.3 | знать: теории мотивации; основные подходы и теории лидерства и власти; элементы и классификацию организационной культуры. |
уметь: проводить анализ человеческих ресурсов и определять содержание организационной культуры; использовать различные формы власти, развивать навыки лидерства для организации командной работы; разрабатывать и обосновывать предложения по совершенствованию организационной культуры организации, а также развитию персонала по итогам аудита человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры. | ||
владеть: инструментами аудита человеческих ресурсов; навыками формирования программ мотивации и их реализации; навыками организации групповой работы при решении стратегических и оперативных управленческих задач. |
2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы
Объем дисциплины:общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетных единиц (108 часов).
Для изучения дисциплины предусмотрено 108 часов. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:
- очной формы обучения – 54 академических часа (36 часов – лекции, 18 часов – практические занятия);
- заочной формы обучения – 16 академических часов (4 часов – лекции, 12 часов – практические занятия);
- заочной формы обучения (ускоренное обучение на базе СПО) – 8 академических часов (4 часов – лекции, 4 часа – практические занятия).
На самостоятельную работу выделено для студентов:
- очной формы обучения – 54 академических часов;
- заочной формы обучения – 88 академических часов, 4 часа – контроль;
- заочной формы обучения (ускоренное обучение на базе СПО) – 96 академических часов, 4 часа – контроль.
Промежуточная аттестация проводится:
- для очной формы обучения – в форме зачета;
- для заочной формы обучения – в форме зачета;
- для заочной формы обучения (ускоренное обучение на базе СПО) – в форме зачета
Место дисциплины:
Дисциплина Б1.В.ОД.9 «Оценка эффективности труда персонала» относится к обязательным дисциплинам вариативной части Блока 1 учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Финансовый менеджмент». Дисциплина изучается на 4 курсе 7 семестр для студентов очной формы обучения, на 5 курсе для студентов заочной форм обучения и на 3 курсе для заочной формы обучения (ускоренное обучение на базе СПО).
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области управления, а также на приобретенные ранее умения и навыки по применению принципов и методов управления человеческими ресурсами в организации.
Перечень дисциплин, которые должны быть изучены ранее: «Введение в профиль Управление проектами», «Теория организации», «Менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Антикризисное управление».
Дисциплина реализуется после изучения таких дисциплин и модулей как: Б1.В.ОД.12 «Управление проектами», Б1.Б.7.2 «Теория организации», Б1.Б.25 «Управление человеческими ресурсами».
3. Содержание и структура дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации | ||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | ||||||
Очная форма обучения 7 семестр | |||||||||
Тема 1 | Эффективность труда персонала: сущность, основные понятия | Т | |||||||
Тема 2 | Подходы к управлению человеческими ресурсами | Э | |||||||
Тема 3 | Управление персоналом и основные зоны потерь эффективности | Р | |||||||
Тема 4 | Процессный и системный подходы к оценке эффективности HR-функции | Д | |||||||
Тема 5 | Способы практической оценки эффективности деятельности различных категорий персонала | Д | |||||||
Тема 6 | Методы оценки эффективности деятельности службы управления персоналом | Р | |||||||
Тема 7 | Ключевые показатели эффективности деятельности персонала | ПЗ | |||||||
Тема 8 | Текучесть персонала в системе борьбы за эффективность | ПЗ | |||||||
Тема 9 | Управление эффективностью (производительностью) труда | ДИ | |||||||
Тема 10 | Социальная ответственность бизнеса в системе оценки эффективности управления персоналом | - | Д | ||||||
Итоговый контроль | зачет | ||||||||
Всего: | |||||||||
Заочная форма обучения | |||||||||
Тема 1 | Эффективность труда персонала: сущность, основные понятия | - | Т | ||||||
Тема 2 | Подходы к управлению человеческими ресурсами | - | Э | ||||||
Тема 3 | Управление персоналом и основные зоны потерь эффективности | - | - | Р | |||||
Тема 4 | Процессный и системный подходы к оценке эффективности HR-функции | - | - | Д | |||||
Тема 5 | Способы практической оценки эффективности деятельности различных категорий персонала | - | Д | ||||||
Тема 6 | Методы оценки эффективности деятельности службы управления персоналом | - | Р | ||||||
Тема 7 | Ключевые показатели эффективности деятельности персонала | - | ПЗ | ||||||
Тема 8 | Текучесть персонала в системе борьбы за эффективность | - | - | ПЗ | |||||
Тема 9 | Управление эффективностью (производительностью) труда | ДИ | |||||||
Тема 10 | Социальная ответственность бизнеса в системе оценки эффективности управления персоналом | - | Д | ||||||
Итоговый контроль | зачет | ||||||||
Всего: | |||||||||
Заочная форма обучения (ускоренное обучение на базе СПО) | |||||||||
Тема 1 | Эффективность труда персонала: сущность, основные понятия | - | Т | ||||||
Тема 2 | Подходы к управлению человеческими ресурсами | - | - | Э | |||||
Тема 3 | Управление персоналом и основные зоны потерь эффективности | - | - | Р | |||||
Тема 4 | Процессный и системный подходы к оценке эффективности HR-функции | - | - | Д | |||||
Тема 5 | Способы практической оценки эффективности деятельности различных категорий персонала | - | - | Д | |||||
Тема 6 | Методы оценки эффективности деятельности службы управления персоналом | - | Р | ||||||
Тема 7 | Ключевые показатели эффективности деятельности персонала | - | - | ПЗ | |||||
Тема 8 | Текучесть персонала в системе борьбы за эффективность | - | - | ПЗ | |||||
Тема 9 | Управление эффективностью (производительностью) труда | ДИ | |||||||
Тема 10 | Социальная ответственность бизнеса в системе оценки эффективности управления персоналом | - | - | Д | |||||
Итоговый контроль | зачет | ||||||||
Всего: | |||||||||
*Формы текущего контроля: Дискуссия (Д); Р (реферат), эссе (Э) деловая игра (ДИ); тест (Т); практическое задание (ПЗ).
Содержание дисциплины
Тема 1. Эффективность труда персонала: сущность, основные понятия.
Сущность понятия «эффективность» и основные подходы к ее оценке. Оценка эффективности труда персонала: основные понятия, цели и задачи. Проблемы оценки эффективности управления. Применяемые в настоящее время критерии и методы оценки экономической эффективности. Риски, относимые к работе с персоналом организации. Критерии эффективного кадрового менеджера
Тема 2. Подходы к управлению человеческими ресурсами.
Функциональный подход к менеджменту. Преимущества и недостатки данного подхода. Процессный подход к менеджменту как альтернатива функциональному подходу. Соотношение процесса и результата в менеджменте. Системный подход к управлению предприятием. Управление по целям. Ситуационный подход к менеджменту. Клиентоориентированный подход к управлению.
Тема 3. Управление персоналом и основные зоны потерь эффективности.
Стратегическое управление человеческими ресурсами. Базовые компоненты, Задачи СУЧР. Модели СУЧР, ориентированные на внутреннюю среду. Модели СУЧР, ориентированные на внешнюю среду. Основные мероприятия по повышению эффективности деятельности персонала. Зоны потери эффективности.
Тема 4. Процессный и системный подходы к оценке эффективности HR-функции.
Основные методы оценки эффективности деятельности HR-службы, классификация показателей эффективности HR-службы. Методология процессного подхода и методика системы сбалансированных показателей. Основные понятия системного подхода к оценке работы персонала. Алгоритм деятельности по управлению персоналом организации. Ключевые блоки системы управления персоналом и функциональные подсистемы. Реорганизация систем управления персоналом. Ситуационный (ситуативный) и интегрированные подходы к оценке работы персонала.
Тема 5. Способы практической оценки эффективности деятельности различных категорий персонала.
История возникновения формализованных методов оценки работы персонала. Метод компетенций (профиль компетенций). Поведенческие рейтинговые шкалы (Behaviorally Anchored Rating Scales). Управление по целям (Management by Objectives). Ассесмент-центр (Assessment Center). Рейтинговые методы. Сравнительные методы. Аттестация. Метод «360 градусов». Психодиагностические методы. Оценка результативности (Performance Review).
Тема 6. Методы оценки эффективности деятельности службы управления персоналом.
Функционально-стоимостной анализ. Экспертные оценки. Бенчмаркинг. Оценка по сбалансированной системе показателей. Оценка инвестиционных проектов. Расчет показателя возврата инвестиций (ROI). SWOT-анализ. Математические методы.
Тема 7. Ключевые показатели эффективности деятельности персонала.
Термин «Ключевые показатели эффективности (КПЭ)». Сущность, история возникновения, классификация КПЭ. Разработка критериев оценки персонала. Классификация различных подходов к типологии КПЭ. Целевой и функциональные подходы к разработке КПЭ. Принципы и этапы разработки системы КПЭ. Принципы формирования системы оценки и мотивации на основе КПЭ. Анализ ошибок кадровой службы.
Тема 8. Текучесть персонала в системе борьбы за эффективность.
Показатель текучести кадров как один из основных ключевых показателей эффективности работы с персоналом. Виды текучести персонала. Коэффициенты, характеризующие уровень текучести кадров. Влияние различных моделей управления персоналом на уровень текучести кадров. Позитивные и негативные последствия текучести персонала организации. Значения норм текучести персонала с учетом специфики отрасли. Определения нормы текучести. Идеальный уровень естественной текучести для организации. Этапы управления текучестью персонала в организации.
Тема 9. Управление эффективностью (производительностью) труда.
Сущность показателя «производительность труда». Виды производительности труда. Значение роста производительности труда. Методы роста производительности труда. Показатели, используемые в практической деятельности организации для оценки эффективности производства и управления. Основные показатели производительности труда. Показатели эффективности труда в организации. Понятие «выработка». Натуральный, трудовой и стоимостной показатели выработки. Разновидности трудоемкости продукции. Основные группы факторов повышения производительности труда. Методы измерения результативности труда.
Тема 10. Социальная ответственность бизнеса в системе оценки эффективности управления персоналом.
Сущность понятий «социальная ответственность бизнеса» и «корпоративная социальная ответственность (КСО)». Подходы к КСО. Основные направления КСО отечественных компаний. Стандарты по предоставлению корпоративной социальной отчетности. Оценка управления корпоративной социальной ответственностью. Критерии оценки уровня КСО. Управление брендом работодателя, или брендинг компании. Оценка бренда работодателя.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.В.ОД.9 «Оценка эффективности труда персонала», используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Тема 1. Эффективность труда персонала: сущность, основные понятия | Тестовые задания |
Тема 2. Подходы к управлению человеческими ресурсами | Эссе |
Тема 3. Управление персоналом и основные зоны потерь эффективности | Реферат |
Тема 4. Процессный и системный подходы к оценке эффективности HR-функции | Дискуссия |
Тема 5. Способы практической оценки эффективности деятельности различных категорий персонала | Дискуссия |
Тема 6. Методы оценки эффективности деятельности службы управления персоналом | Реферат |
Тема 7. Ключевые показатели эффективности деятельности персонала | Практическое задание |
Тема 8. Текучесть персонала в системе борьбы за эффективность | Практическое задание |
Тема 9. Управление эффективностью (производительностью) труда | Деловая игра |
Тема 10. Социальная ответственность бизнеса в системе оценки эффективности управления персоналом | Дискуссия |
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Зачёт проводится в форме устного опроса. Для проведения зачёта разрабатываются билеты, включающие теоретические вопросы из разных разделов дисциплины и ситуационные задания.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.
Тема 1. Эффективность труда персонала: сущность, основные понятия
Контент-тест:
1. Что понимается под традиционной системой аттестации работника:
А. процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый непосредственным руководителем;
Б. процесс комплексной оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый специально формируемой комиссией в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников;
В. процесс оценки выполнения сотрудником своих должностных обязанностей его коллегами.
Правильный ответ – Б.
2. Основой для выработки и принятия решения по стимулированию труда персонала является:
А. оценка личных и деловых качеств;
Б. оценка труда;
В. оценка результатов труда;
Г. комплексная оценка качества работы.
Правильный ответ – В.
3. Аттестация работников представляет собой процедуру определения соответствия квалификации, результативности деятельности, уровня знаний и навыков сотрудников, их деловых, личностных и иных значимых качеств требованиям занимаемой должности:
А. верно;
Б. частично верно;
В. неверно.
Правильный ответ – А.
4. Оценка эффективности деятельности подразделений управления персоналом - это системный процесс, направленный на (выберите все правильные ответы):
А. соизмерение затрат и результатов, связанных с деятельностью кадровых служб;
Б. соотношение результатов деятельности кадровых служб с итогами деятельности организации в целом;
В. соотношение результатов деятельности кадровых служб с итогами деятельности других подразделений.
Правильный ответ – А.
5. Для расчета эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом необходимо использовать (можно указать несколько вариантов):
А. авторские методики, принятые в каждой организации;
Б. инструкции Центробанка РФ;
В. методические рекомендации, утвержденные Министерством экономики, Министерством финансов и т.п.
Правильный ответ – В.
6. Правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические, профессиональные отношения между работодателем и наемными работниками в организации, есть:
А. трудовое соглашение;
Б трудовой договор;
В. коллективный договор;
Г. трудовой контракт.
Правильный ответ – В.
7. Социальное партнерство - это:
А. отношения власти-подчинения в организации, давления на человека сверху, контроля над распределением материальных благ;
Б. отношения, основанные на вырабатываемых в организации совместных ценностях, социальных норм, установок поведения и регламентирующие действия работников без видимого принуждения;
В. отношения конструктивного взаимодействия основных субъектов современных экономических процессов путем согласования их интересов;
Г. отношения, основанные на купле-продаже и равновесии интересов продавца и покупателя.
Правильный ответ – В.
8. Чем определяется эффективность систем управления персоналом организации (при необходимости указать несколько):
А. затратами на функционирование и развитие систем управления персоналом в организации;
Б. потерями, связанными с формированием, распределением и использованием трудового потенциала организации;
В. сопоставлением результатов работы службы управления персоналом с затратами на функционирование системы управления персоналом.
Правильный ответ – В.
9. Организационная культура - это:
А. отношения власти-подчинения в организации, давления на человека сверху, контроля над распределением материальных благ;
Б. отношения, основанные на вырабатываемых в организации совместных ценностях, социальных норм, установок поведения и регламентирующие действия работников без видимого принуждения;
В. отношения, основанные на купле-продаже и равновесии интересов продавца и покупателя.
Правильный ответ – Б.
10. Какие качества и навыки нужны сотрудникам кадровой службы для успешного выполнения своих функций (указать при наличие несколько):
А. компетентность в своей профессиональной области;
Б. знание общих законов развития организации;
В. профессионализм в области управления организацией.
Правильный ответ – А, Б.
Деловая игра
Концепция деловой игры.
Сформировать навыки оценки персонала с помощью имитации деловой ситуации. Данный метод позволяет в игровой форме определить компетентность сотрудника, а также его способность быстро принимать решения и его взаимодействовать с коллегами и клиентами в конфликтных ситуациях.
Участники деловой игры.
Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на команды (не более 5 команд). Способы формирования команд: жеребьевка, случайный выбор, взаимные симпатии и другие.
Ожидаемые результаты:
- способность выявить уровень развития профессиональных качеств сотрудников компании.
- разработка внутрифирменной модели компетенций
- создание системы оценки на основании корпоративной модели компетенций.
Шкалы оценивания
Методические материалы
Зачет проводится в письменной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).
Билет состоит из двух частей: 1) теоретические вопросы, 2) практическое задание/тесты.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка докладов, выполнение домашних заданий, участие в дискуссии, тренинге.
Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, проведение дискуссии предусмотренных рабочей программой дисциплины.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, лекционный материал ориентирован на интерактивную форму подачи материала
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.
Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.
Требования к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
1. Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии с заданием преподавателя.
2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
3.Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.
Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.
Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к дискуссии, написание и подготовка доклада, решение контрольных задач и заданий.
Этапы выполнения заданий самостоятельной работы.
- определение целей самостоятельной работы;
- конкретизация поставленной задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;
- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы;
- самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка
- определение причин и устранение выявленных ошибок.
В ходе изучения дисциплины по каждому блоку студентам предлагается:
1. В рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях-дискуссиях;
2. В рамках практических занятий – решить практические задачи по пройденным темам; принимать участие в тренинге и деловой игре;
3. В рамках промежуточного тестирования – решить тестовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;
4. В рамках самостоятельной работы – решить задачи по пройденным разделам; готовить доклады на заданную тематику;
5. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа и практическим занятиям
Тема 1. Эффективность труда персонала: сущность, основные понятия
1. Сущность понятия «эффективность» и основные подходы к ее оценке.
2. Оценка эффективности труда персонала: основные понятия, цели и задачи.
3. Проблемы оценки эффективности управления.
4. Применяемые в настоящее время критерии и методы оценки экономической эффективности.
5. Риски, относимые к работе с персоналом организации.
6. Критерии эффективного кадрового менеджера.
Тема 2. Подходы к управлению человеческими ресурсами, сложившиеся на рубеже XX и XXI веков.
1. Функциональный подход к менеджменту. Преимущества и недостатки данного подхода
2. Процессный подход к менеджменту как альтернатива функциональному подходу. Соотношение процесса и результата в менеджменте
3. Системный подход к управлению предприятием. Управление по целям.
4. Ситуационный подход к менеджменту
5. Клиентоориентированный подход к управлению. Составляющие клиентоориентированности персонала. Развитие клиентоориентированного поведения у персонала.
Тема 3. Управление персоналом и основные зоны потерь эффективности.
1. Стратегическое управление человеческими ресурсами. Базовые компоненты, Задачи СУЧР.
2. Модели СУЧР, ориентированные на внутреннюю среду.
3. Модели СУЧР, ориентированные на внешнюю среду.
4. Основные мероприятия по повышению эффективности деятельности персонала. Зоны потери эффективности.
Тема 4. Процессный и системный подходы к оценке эффективности HR-функции.
- Основные методы оценки эффективности деятельности HR-службы, классификация показателей эффективности HR-службы.
- Методология процессного подхода и методика системы сбалансированных показателей.
- Основные понятия системного подхода к оценке работы персонала.
- Алгоритм деятельности по управлению персоналом организации. Ключевые блоки системы управления персоналом и функциональные подсистемы. Реорганизация систем управления персоналом.
- Ситуационный (ситуативный) и интегрированные подходы к оценке работы персонала.
Тема 5. Способы практической оценки эффективности деятельности различных категорий персонала.
- Современные методы оценки персонала в России.
- Проблемы оценки труда персонала в практике отечественных предприятий.
- Методы оценки труда персонала в практике зарубежных фирм.
- Управление развитием персонала как фактор повышения эффективности труда.
Тема 6. Методы оценки эффективности деятельности службы управления персоналом.
- Функционально-стоимостной анализ.
- Экспертные оценки.
- Бенчмаркинг.
- Оценка по сбалансированной системе показателей.
- Оценка инвестиционных проектов. Расчет показателя возврата инвестиций (ROI).
- SWOT-анализ.
- Математические методы.
Тема 7. Ключевые показатели эффективности деятельности персонала.
1. Термин «Ключевые показатели эффективности (КПЭ)». Сущность, история возникновения, классификация КПЭ.
2. Разработка критериев оценки персонала.
3. Классификация различных подходов к типологии KPI. Целевой и функциональные подходы к разработке KPI.
4. Принципы и этапы разработки системы KPI.
5. Принципы формирования системы оценки и мотивации на основе KPI.
6. Анализ ошибок кадровой службы.
Тема 8. Текучесть персонала в системе борьбы за эффективность.
1. Показатель текучести кадров - один из основных ключевых показателей эффективности работы с персоналом. Виды текучести персонала.
2. Коэффициенты, характеризующие уровень текучести кадров.
3. Влияние различных моделей управления персоналом на уровень текучести кадров.
4. Позитивные и негативные последствия текучести персонала организации.
5. Значения норм текучести персонала с учетом специфики отрасли. Определения нормы текучести. Идеальный уровень естественной текучести для организации.
6. Этапы управления текучестью персонала в организации.
Тема 9. Управление эффективностью (производительностью) труда.
1. Сущность показателя «производительность труда». Виды производительности труда.
2. Значение роста производительности труда. Методы роста производительности труда.
3. Основные показатели производительности труда. Показатели эффективности труда в организации.
Тема 10. Социальная ответственность бизнеса в системе оценки эффективности управления персоналом.
- Сущность понятий «социальная ответственность бизнеса» и «корпоративная социальная ответственность (КСО)». Подходы к КСО.
- Основные направления КСО отечественных компаний.
- Стандарты по предоставлению корпоративной социальной отчетности.
- Оценка управления корпоративной социальной ответственностью. Критерии оценки уровня КСО.
- Управление брендом работодателя, или брендинг компании. Оценка бренда работодателя.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература.
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2014. – 670 с.
2. Дейнека А.В. Управление персоналом организации [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Дейнека А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 288 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52294.html.— ЭБС «IPRbooks».
6.2. Дополнительная литература.
1. Вахрушев В.Д. Организация труда персонала [Электронный ресурс]: учебник/ Вахрушев В.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2012.— 392 c.
2. Гаврилова С.В. Организация труда персонала [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гаврилова С.В., Иванова-Швец Л.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2012.— 224 c.
3. Егоршин А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст] : учеб. пособие: Допущено Мин. обр. / А. П. Егоршин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2013. - 378 с.
4. Куприянчук Е. В.Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация, развитие [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Куприянчук, Ю. В. Щербакова. - М. : Инфра-М : РИОР, 2016. - 255 с.
5. Одегов Ю. Г. Экономика труда [Текст] : учеб. и практ. для академ. бакалавриата / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко ; Рос. экон. ун-т. им. Г. В. Плеханова. - М. : Юрайт, 2016. - 423 с.
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
Тесты по управлению человеческими ресурсами.
Интернет-ресурсы.
1. www.ecsocman.hse.ru - Федеральный образовательный портал. Экономика, Социология, Менеджмент.
2. www.kadrovik.ru - официальный сайт национального союза кадровиков.
3. www.alleng.ru – официальный сайт образовательных ресурсов Интернета – менеджмент.
РАБОЧАЯ ПР