Тема № 1.Понятие МКНШ. Обзор развития малокомплектных школ. Современное

Состояние обучения в МКНШ. 5

Определение МКШ5

Обзор развития малокомплектных школ6

1.3 Особенности системы образования в Республике Казахстан. Социальные условия, влияющие на создание МКНШ. Современное состояние обучения в МКНШ.8

Тема 2. Особенности учебно-воспитательного процесса в МКНШ. 10

Учебно-воспитательный процесс в МКНШ и особенности его организации.10

Особенности организации педагогического процесса в начальной малокомплектной школе.15

Учебно-методическое, материально-техническое обеспечением МКНШ.20

Тема 3 Планирование уроков в малокомплектной школе. 21

3.1 Особенности планирования обучения в МКНШ21

3.2 Календарное, четвертное, тематическое и поурочное планирование.26

Тема 4 Особенности организации деятельности учащихся в процессе обучения в

МКНШ. 32

Индивидуальная, групповая, парная, коллективная, фронтальная работа.

Особенности их организации. 32

4.2 Работа под руководством учителя и самостоятельная работа. Особенности их организации 34

М…лина 37

ЧАСТЬ 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 38

Тема 5. Урок–основная форма организации учебно-воспитательного процесса в

МКНШ 38

5.2 Виды расписаний уроков и особенности их составления. Варианты составления расписания в условиях МКН.42Тема 6. Формирование у учащихся МКШ навыков самостоятельной работы на уроках. 45

6.1. Организация самостоятельной работы на уроках в малокомплектной

Школы45

Тема 7. Учет и оценка знаний школьников МКНШ. 49

Особенности проведения учета знаний в условиях МКНШ49

Формы и виды контроля ЗУН в условиях МКНШ50

Литература 52

Дополнительная литература 53

Контрольные материалы 54

Вопросы для подготовки к экзамену по предмету 54

Методика обучения математике в МКНШ 54

Вопросы для подготовки к экзамену по предмету 56

Методика обучения русскому языку в МКНШ 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58

Предисловие

Пособие разработано для студентов отделений ПМНО, для успешного усвоения курсов методики обучения математике в малокомплектной начальной школе и методики обучения русскому языку в малокомплектной начальной школе.

В пособии интегрированы три учебных предмета – Теория и технология педагогического процесса в малокомплектной начальной школе, методика обучения математике в малокомплектной начальной школе и методика обучения русскому языку в малокомплектной начальной школе. Это связано с тем, что специфика малокомплектной школы такова, что учитель начальных классов организует учебный процесс в совмещенных классах-комплектах и проводит уроки как однопредметные, так и разнопредметные, как однотемные, так и разнотемные. Это обусловливает необходимость учитывать особенности содержания школьного курса математики и русского языка начальной школы. Кроме того, имеется ряд характерных особенностей обучения в МКНШ, аналогичных для обучения любому предмету в начальных классах.

Пособие содержит краткое изложение теоретического материала, задания для практических работ и самостоятельной работы студентов, некоторые необходимые методические и дидактические материалы, а также список литературы для дополнительного чтения.

Цель изучения дисциплин, связанных с организацией обучения в условиях малокомплектной начальной школы – формирование у будущих учителей профессиональной компетентности, соответствующих знаний, умений и практических навыков в специфических условиях МКНШ.

В кратком теоретическом курсе даются понятия, определяющие сущность малокомплектной начальной школы, её специфику, цели и задачи, особенности организации учебного процесса в условиях совмещённых классов.

При выполнении практических заданий и заданий для самостоятельной работы студенты усваивают и отрабатывают дидактические приемы организации урока, умение правильно определить общедидактические методы и приемы, средства и формы обучения с учётом конкретных условий определенного класса; умение планировать уроки для совмещенных классов в различных сочетаниях, проводить и анализировать уроки разных видов и типов.

ЧАСТЬ.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (МКНШ)

Тема № 1.Понятие МКНШ. Обзор развития малокомплектных школ. Современное состояние обучения в МКНШ.

Определение МКШ

Для рассмотрения психолого-педагогических и частнометодических вопросов организации деятельности учителя и учеников в условиях малокомплектной школы, необходимо определить, что вкладывается в это понятие, какие условия влияют на возникновение и функционирование малокомплектной школы (МКШ), в частности малокомплектной начальной школы (МКНШ).

МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА - средняя, восьмилетняя, начальная общеобразовательная школа без параллельных классов с небольшим контингентом учащихся (до 100 человек), организуемая в небольших населённых пунктах для осуществления всеобщего обязательного обучения. В начальной малокомплектной школе один учитель может работать одновременно с несколькими классами в одном учебном помещении (что определяет специфику учебного процесса — значительный объём самостоятельной деятельности учащихся), в 5—11-х — занятия ведутся с каждым классом отдельно. Малокомплектные школы существуют в большинстве стран. Распространены главным образом в сельской местности.

В СССР до начала 70-х гг. термин "Малокомплектная школа" применялся к начальной школе, в которой несколько классов, насчитывавших вместе менее 15 учеников, объединялись в один класс-комплект. С классом-комплектом работает один учитель. Для малокомплектной школы разрабатываются специальные дидактические материалы, позволяющие организовать самостоятельную работу учащихся одного класса в то время, пока учитель занят с другим классом. В 70-е гг. в понятие "малокомплектная школа" стали включать неполные средние и средние школы с малой наполняемостью классов. В малонаселённых регионах Республики Казахстан удельный вес малокомплекной школы в структуре школьной сети постепенно возрастает. Малокомплектная школа становится одним из главных селообразующих факторов, особенно значимым в условиях многоукладности крестьянского хозяйства.

Малокомплектная школа (1,2,3, комплектная) (от лат. complector охватываю) - начальная школа, в которой учитель работает одновременно с несколькими классами.

Малокомплектная школа, как определено Законом Республики Казахстан "Об образовании" (от 07.06.2001 ст.1. п.23) - это общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными классами комплектами и со специфической формой организации занятий.

Важнейшей чертой сельской школы является малокомплектность, которая является устойчивой характерной чертой, пронизывающей начальную, среднюю и неполную среднюю школу. Недавняя традиция отказа от сохранения и развития таких школ сказалась и на результатах обучения и воспитания сельских школьников, и на уровне образованности и культуры сельского населения.

Сокращение контингента школьников приводит к исчезновению в школе параллельных классов, заметно сокращается педагогический коллектив, что затрудняет организационно-педагогическую работу с учителями.

Уменьшение контингента учащихся начальной школы села, или их изначально малое число в селе привело в свое время к так называемой “вертикальной интеграции” (Суворова Г.Ф.), т.е. к объединению двух или трех начальных классов в один класс-комплект. Так появились одно-двух-комплектные школы, которые стали называться МКШ.

Известно, что МКШ организуются в небольших населенных пунктах, где число учащихся, принимаемых в 1 класс, ниже нормы. Контингент учеников в них от 3 до 30 человек. Бывают 1,2,3-хкомплектная начальная школа.

Существенным признаком такой школы является наличие совмещенных классов и отличительная особенность состоит в том, что в одном учебном помещении занимаются учащиеся 1-4 классов.

Малый контингент МКШ дает еще одну особенность - отсутствие параллельных классов или полное отсутствие целых классов.

Наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения. Следовательно, принимая во внимание низкую, как правило, наполняемость обучающихся в I-IV классов, находящихся в составе сельских общеобразовательных школах по сложившейся практике учредитель может принять решение о создании меньшего количества I-IV классов, путем объединения обучающихся в один или два класса-комплекта.

Такая практика применяется довольно давно, в связи с чем для улучшения условий работы неоднократно принимались нормативные правовые акты о порядке расчета штатов и оплаты труда учителей I-IV классов.

Наши рекомендации