Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур. Формирование представлений дошкольников об основных эталонах формы предметов

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. (Треугольник - крыша) Когда ребенок начинает различать геометрические фигуры?

I Экспериментальные данные Л. А. Венгера показали, что такой возможностью обладают дети 3--4 месяцев. Сосредоточение взгляда на новой фигуре -- свидетельство этому. Эксперимент: Показывают круг, потом дают молоко. Показывают квадрат - хлопают дверью. После нескольких повторов у ребёнка формируется условный рефлекс на квадрат и при его показе, он начинает плакать. Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4--5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни.

II По данным Т. Игнатовой, 90% детей 4 лет на ощупь определяли и называли найденную ими в мешочке геометрическую фигуру, в то время как до обучения лишь 47% детей 3--4 лет выполняли это задание и только 7,5% детей могли назвать геометрическую фигуру. Поэтому задача первого этапа обучения детей 3--4 лет -- это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур.

Второй этап обучения детей 5--6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления».

III(исследования А. М. Пышкало, А. А. Столяра) В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней. 1ый уровень - фигура воспринимается детьми как целое, ребенокеще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно. На 2ом ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами. На 3ем ребенок устанавливает связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста и целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие - тормозит развитие. Обучение нужно для формирования геом. мышления.

IV На основе выделения в объектах самого главного, существенного формируются понятия (С. Л. Рубинштейн). Дети все усваивают связи между «простыми» и «сложными» геометрическими фигурами, видят в них не только различия, но и находят общность в их построении, иерархию отношений между «простыми» и все более «сложными» фигурами. Усвоение принципа обозначения фигур словом формирует у детей общий подход к любой новой фигуре, умение отнести ее к определенной группе фигур. Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим. Все это развивает логическое мышление дошкольников, формирует интерес к дальнейшему познанию, обеспечивает подвижность ума. Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).

V Без обучения, контурное ощущение фигуры появляется только к старшему дошкольному возрасту.

Формирование представлений дошкольников об основных эталонах формы предметов.

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. Восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей.

Геометрическая фигура -- основа восприятия формы предмета. Исходным содержанием понятия о форме являются реальные предметы окружающей действительности. Форма -- это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого. Группировка геометрических фигур может быть представлена следующим образом: плоские и объемные, имеющие углы и не имеющие их, т. е. округлые, различающиеся по внешним признакам. Таким образом, геометрические фигуры выступают образцами, эталонами формы реальных предметов или их частей. С помощью геометр.фигур проводится анализ окр. мира. В результате происходит уподобление одного предмета другому по форме. Вначале выступает сам предмет, и только потом -- его форма. Содержание самого понятия формы лучше всего раскрывать в «чистом виде» на геометрических фигурах. Большинство детей не владеют системой тех обследовательских действий, которые нужно применять для выделения формы в предметах. Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр - как стакан, треугольник - как крыша. Затем геометр.фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых определяется форма предметов (мяч, яблоко - шар). Основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. При обучении детей выделению признаков формы из других признаков нужно исходить из геометрических эталонов, где форма ярко выражена в чистом виде и обобщена. Надо с раннего возраста накапливать сенсорный опыт у детей, обучая их различным способам обследования объектов. Важно давать не только различение формы предметов, но и название их. Само вычленение признака формы путем словесного обозначения происходит намного быстрее, легче, чем вычленение его только на основе образования условно-рефлекторных (первосигнальных) связей. У детей дошкольного возраста имеются возможности, начиная со средней группы, воспринимать геометрическую фигуру как определеннуюсовокупность, множество элементов (сторон, углов, точек). Но для такого видения эталона необходимо очень четкоотдифференцировать понятия «сторона», «угол», «вершина», научить показывать и называть их точно, видеть их в любой фигуре.

Наши рекомендации