Формирование представлений у дошкольников о величине предметов и ее измерении

Дидактические материалы и логико-математические игры как средство формирования представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов

Эта проблема включает как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам. В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится: а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т. п.; б) определение местонахождения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь слева от меня»; в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношение между ними, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».

Дидактические материалы и логико-математические игры как средство формирования представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов

Эта проблема включает как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам. В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится: а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т. п.; б) определение местонахождения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь слева от меня»; в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношение между ними, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».

Формирование представлений у дошкольников о величине предметов и ее измерении

С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов и явлений. Познание их происходит на основе восприятия, которое является важнейшим сенсорным процессом, направленным на опознание, обследование объектов, раскрытие его особенностей. Восприятие ребенка в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Посредников. Посредник может быть равен одному из измеряемых предметов, либо меньше сравниваемых предметов по величине.

Измерение - это сравнение данной величины с другой величиной этого же рода принятой за единицу. Измерение может быть как непосредственным, когда сопоставляют измеряемый предмет и единицу измерения, так и более или менее опосредованным. Измерение включает в себя две логические операции: разделение и замещение. С помощью разделения ребенок дробит целое на части, а затем соединяет отдельные части, представленные числом мерок, тот есть производит операцию замещения. Измерение устанавливает числовое отношение между измеряемой величиной и заранее выбранной единицей измерения, эталоном.

В общем смысле, измерение - вид деятельности, направленный на определение величины условного объекта. Объект измерения - измеряемая величина, средства измерения - выбранная мерка. Цель измерения - определить величину предмета, выразить его числовым значением. Результат измерения - установить численное отношение между измеряемой величиной и заранее выбранной единицей измерения.

Измерение различных величин в техническом отношении носит различный характер, для длин он один, для масс - другой, для времени - третий и т.д. Однако в основе любого измерения лежит один и тот же принцип: измеряемый объект сравнивается с эталоном, то есть с предметом или явлением, величина которого принята за единицу измерения. В результате сравнения получается число, характеризующее измеряемую величину.

Осознание величины предметов способствует умственному развитию ребенка, развитию способности отображения, распознавания, сравнения, обобщения. Формирование понятия величины и измерительной деятельности на занятиях по ФЭМП подводят дошкольников к пониманию величины как математического понятия, и готовит к дальнейшему его усвоению в школе.

Восприятие величины детьми дошкольного возраста осуществляется на сенсорной основе и опосредуется мышлением и речью и зависит от опыта практического оперирования предметами, развитие глазомера, мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и др.

Формирования понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства». «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Для определения тяжести предмета, человек на ладонях своих рук его «взвешивает». В восприятии массы участвуют зрительный, тактильный и двигательный анализаторы.

Таким образом, в единицах массы дети ориентируются очень слабо, отождествляя их с результатом измерения. Знания об измерении массы у дошкольников несколько полнее, чем об измерении объеме тел, вместимости сосудов, однако они нуждаются в серьезном уточнении и систематизации.

Согласно «Временным требованиям к содержанию и методам обучения и воспитания в детском саду» дети должны иметь понятия: величина, масса, объем и иметь навыки измерительной деятельности с предметами, сыпучими веществами и жидкостями. Но не всех программах знакомят детей со всеми понятиями. В программе «Радуга» дети знакомятся только с величиной и ее измерительной деятельность, программа «Развитие» знакомит детей только с понятиями величина, масса, объем, но нет формирования навыков измерительной деятельности. И только в программах «Издетство - в отрочество», «Детство», «Школа 2100» детей знакомят со всеми понятиями и их измерительной деятельностью.

Таким образом, мы пришли к выводу, что не все программы соответствуют «Временным требованиям к содержанию и методам обучения и воспитания в детском саду».

Формирование у детей представлений о величине предметов и их измерений в дошкольной организации и семье.

Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это влияет на появление у детей полных знаний об окружающей действительности. Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, которая влияет на умственное и математическое развитие ребенка .Овладение элементарными способами измерения совершенствует глазомер. Развитый глазомер является основой многих практических навыков и умений и требуется людям разных профессий. Измерительная деятельность дошкольника способствует развитию у него наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления. Овладение измерением в дошкольном возрасте влияет на возникновение предпосылок учебной деятельности.

Дети учатся осознавать цель, осваивать способы достижения, подчиняться правилам, решать практические и учебные задачи. Измерительная деятельность формирует математические представления и понятия. С ее помощью можно решить практические и бытовые задачи.Формирование у детей представлений о величине в разных возрастных группах.Знакомстводетейвторой младшей группысо сравнением предметов по их размерам следует вести постепенно. Обычно дети 3-4 лет воспринимают размер предметов не дифференцированно, то есть по отношению к любым предметам употребляют слова большой-маленький. Поэтому сначала необходимо научить ребенка выделять в предметах длину, затем ширину, а потом только высоту.Задания для упражнения в сравнении предметов по величине:- на столе лежат полоски разной длины, сравните их. Покажите длинную и короткую.-покажите полоску такой длины. Ребенок выполняет задание и объясняет, почему этот предмет выбрал.-игра «Сверни ленту». Ребенок сворачивает ленты разной длинны и объясняет почему одну ленту он свернул быстрей.- игра «Построим башню». Взрослый просит ребенка построить башни разной высоты.- игра «Поставим машину в гараж»(ворота широкие-узкие, высокие-низкие).

В среднейгруппедетей учат сравнивать 3-5 предметов, менее контрастных по размеру. При этом ребенок должен овладеть сравнительной оценкой величины (длиннее, покороче, еще короче, самая короткая). Каждый предмет нужно сравнивать с соседним.(«Синяя лента шире красной, но уже голубой»).Игровые ситуации:-«Построим лесенку»-«Разложи по порядку»-«На какой ступеньке петушок?»Игры:-«Построим дом». В этой игре ребенок будет составлять дома разных размеров из частей. Ребенку необходимо построить дом, а для этого подобрать подходящие детали: крушу, дверь, окна.-«Говори наоборот» Предложить ребенку поиграть: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой-маленький». Можно предложить следующие пары слов: толстый-тонкий, черный-белый, легкий-тяжелый, широкий-узкий, высокий-низкий и др.- «Покажи одинаковые предметы» Приготовить заранее предметы. Например, это могут быть чашка, тарелка, хлеб, сушка, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.Предложить ребенку среди этих предметов найти: металлические, тяжелые, мягкие, длинные, деревянные, маленькие и т. д.

В старшемвозрастеследует перейти к формированию трехмерности предметов. Сравнивая предметы различного объема, дети должны понять, что большими и меньшими их называют в зависимости от трех измерений. Количество предметов, которые сравниваются увеличивается до 10 и разница в размерах между ними уменьшается. Усложнение заключается в том, что сначала предметы сравниваются по одному признаку, а потом по другому (палочки сначала раскладываются по ширине, а потом по длине). Другое усложнение – указанный предмет сравнивается не только с соседними, но и с предшествующими и последующими. Игры: «Что изменилось?», «Угадай, которого не хватает?», «Найди своеместо».Проводятся игры, которые требуют смекалки и сообразительности: «Угадай, кто выше(ниже) ростом?» Петя выше Саши, а Саша выше Коли. Кто из мальчиков самый низкий, а кто самый высокий.«Кто первый?» Мишки забыли, кто за кем стоял. Первый должен быть меньше второго, а второй-меньше третьего. Какого размера первый мишка? А третий? Ребенок практикуется в измерении предметов постоянно в разнообразных видах деятельности, в лепке, при создании построек, в изготовлении игрушек, но этот опыт изменения размеров не подводит к пониманию данного свойства. Необходима организация упражнений, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, будет связана с установлением соответсвующих количественных отношений.

Наши рекомендации