Критерии оценки ситуационной задачи по теме 3.
Уровень | Оценка | Критерии |
Недостаточный | Задача не решена | |
Начальный | Задача решена неправильно | |
Средний | Задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задача решена не полностью или в общем виде. | |
Достаточный | Составлен правильный алгоритм решения задачи, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ. | |
Высокий | Составлен правильный алгоритм решения задачи, в логическом рассуждении, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задача решена рациональным способом. |
4.3 Оценочные средства для промежуточной аттестации
4.3.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Показатели и критерии оценивания компетенции с учетом их формирования
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ПК–4 | Способность использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения | ПК-4.1 | Способность применять количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований |
4.3.2. Типовые оценочные средства
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Управление как функция организованных систем. Системы управления.
2. Экономические системы как объекты управления. Субъекты управления экономическими системами. Организация управления.
3. Классификация систем управления. Эволюция систем управления.
4. Экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты управления экономическими системами.
5. Современные научные подходы к управлению: традиционный, процессный, системный, ситуационный.
6. Принципы управления экономическими системами, формы и методы их реализации. Единство видов и стадий процесса управления.
7. Методологические основы обеспечения конкурентоспособности стратегических решений.
8. Эволюция взглядов на управление экономическими системами. Классическая теория управления: научное управление – Ф.В. Тейлор, Ф. Гилберт, Х. Эмерсон; теория организации – Х. Файоль, А.С. Рейли, Л. Урвик; теория бюрократии – М. Вебер. Теория административного поведения Г. Саймона.
9. Теория Гласиер как новый подход к формированию и совершенствованию организации. Теория организационного потенциала И. Ансоффа.
10. Теория институтов и институциональных изменений Д. Норта. Направления исследований, связанных с совершенствованием разработок в области управления социально-экономическими системами.
11. Предпосылки возникновения кризисной ситуации в социально-экономической системе. Констатация возникновения проблемы, ее описание.
12. Основные способы определения причин возникновения кризисной проблемы: построение «Диаграммы Исикавы», составление карты мнений.
13. Разработка вариантов решения кризисной проблемы, их оценка. Методы анализа и прогнозирования управленческих решений.
14. Эволюция развития категории «кризис» в научных трудах К. Маркса, А. Смита, А. Кондратьева.
15. Понятие и сущность экономического кризиса в современной экономике и управлении.
16. Короткие и длинные кризисные волны в трудах отечественных и зарубежных экономистов.
17. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные аспекты управления организацией.
18. Основные инструменты стратегического планирования как способ предотвращения кризиса: SWOT-анализ; модель «продукт – рынок»; матрица BCG; модель Томпсона и Стрикланда.
19. Использование моделей как фактор предотвращения кризиса: портфельная модель Мак-Кинси; модель Мак-Кинси «7S»; модель комплексного делового анализа «PIMS».
20. Проектирование систем управления организациями как фактор предотвращения кризиса.
21. Совершенствование организационных структур. Реорганизация: виды, этапы и методы. Эффективность организационных изменений.
22. Основные виды и технологии управления в организациях
23. Управление изменениями и нововведениями в социально-экономической системе.
24. Концепция организационной подвижности. Теория и практика слияния и поглощения компаний.
25. Организация мониторинга и контроль хода изменений в условиях кризисных изменений
26. Сущность инновационного менеджмента, управленческие и технологические инновации.
27. Принципы, методы и процесс организации нововведений.
28. Управление риском. Понятие и критерии риска. Виды и факторы рисков.
29. Анализ и оценка риска. Методы регулирования и оптимизации риска.
30. Информационные и коммуникационные технологии в менеджменте. Виртуализация как возможный путь развития управления.
31. Роль геоинформационных (ГИС) и Интернет технологий в управлении организациями в условиях кризиса.
32. Эффективность как степень достижения организацией намеченных целей. Выбор критерия эффективности в зависимости от конкретных условий и причин осуществляемых изменений в условиях кризиса.
33. Теория систем и выбор критериев эффективности организационной структуры. Критерии эффективности и время.
34. Инжиниринг и реинжиниринг бизнеса. Формирование системы эффективного менеджмента.
35. Принципы экономической оценки управления организацией в условиях кризиса.
36. Методы оценки эффективности менеджмента, основанные на использовании показателей официальной финансовой отчетности (по показателям прибыли, рентабельности, доходности акционерного капитала и др.)
37. Метод Д. Синка как метод оценки по результатам количественных и качественных индикаторов состояния системы.
38. Показатели инвестиционной активности и их реализация в условиях кризиса.
39. Сбалансированность системы показателей и их роль в кризисном менеджменте.
40. Оценка эффективности инвестиционного проекта в условиях кризиса.
В качестве практических заданий на экзамене используются средства аналогичные средствам, применяемым в ходе текущего контроля.
Темы курсовых работ
1. Методология управления организацией: понятие, классификация, использование в исследовательской деятельности.
2. Тектология Богданова А.А. и её роль в эволюции науки и практики менеджмента.
3. Предпосылки возникновения кризисной ситуации в социально- экономической системе. Констатация возникновения проблемы, ее описание.
4. Сущность и характеристика кризиса и кризисных явлений в работе К. Маркса «Капитал»: причины возникновения и этапы развития.
5. Эволюция развития категории «кризис» в научных трудах К. Маркса, А. Смита, А. Кондратьева, Чаянова.
6. Характеристика «длинных» и «коротких» волн в работах отечественных и зарубежных экономистов.
7. Макроэкономические меры предотвращения и смягчения кризиса. Минимизации последствий кризиса для экономического развития.
8. Антикризисное управление организацией: задачи и функции.
9. Сбалансированность системы финансовых показателей и их роль в кризисном менеджменте.
10. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные аспекты управления организацией в условиях кризиса.
11. Изучение международного опыта антикризисного управления как элемент совершенствования российского законодательства и правоприменительной практики.
12. Участие государственных институтов в регулировании экономических процессов на микро- и макроуровнях за рубежом.
13. Задачи и функции государства в антикризисном управлении его экономикой в различных странах.
14. Типология кризисов в социально-экономических системах.
15. Управление рисками в условиях кризисного состояния предприятия.
16. Новая парадигма современной диагностики кризисного состояния предприятия.
17. CVP – анализ и его значение в антикризисном управлении.
18. Основные аспекты бескризисного развития предприятий.
19. Причины, методы преодоления и последствия кризисов на уровне предприятий.
20. Причины, методы преодоления и последствия кризисов на уровне государств.
21. Теории кризисов. Психологическая теория кризисов Шумпетера.
22. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой.
23. Проблемы совершенствования управления экономической безопасностью национальной экономики.
24. Опыт антикризисного управления правительства России.
25. Опыт антикризисной деятельности Л.Эрхарда (Германия), опыт Японии. Принципы создания антикризисной команды.
26. Диагностика управления кризисами в организации.
За ответ при сдаче экзамена студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой.