Основные задачи логистической службы
- Развитие, формирование, реорганизация ЛС.
- Разработка и реализация логистической стратегии предприятия.
- Внутренняя и внешняя логистическая интеграция:
§ формирование взаимодействий, гармоничных и продуктивных рабочих отношений между сотрудниками различных функциональных подразделений, которые обеспечивали бы достижение цели ЛС, организация их совместной работы;
§ координация деятельности в функциональных областях логистики на предприятии и в ЛЦ.
- Управление МП и сопутствующими потоками, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю ГП.
- Логистический реинжиниринг.
На рис.8 представлен один из возможных вариантов реализации логистического подхода к организации системы управления МП.
Рис. 8. Возможный вариант реализации логистического подхода к организации системы управления МП на предприятии
В принципе, для построения организационной структуры логистического управления на предприятии можно использовать одну из типовых структур управления: линейную, функциональную, матричную, дивизиональную и др. В действительности, существуют самые разнообразные варианты организации службы логистики на предприятии, зависящие от масштабов и специфики деятельности конкретных компаний (ассортимент продукции, техническая сложность, уровень затрат на функциональные области логистики и др.), от степени достигнутой на предприятии внутренней логистической интеграции, от рыночной среды. Они различаются уровнем внутренней интеграции на предприятии, степенью централизации логистического управления, организационной структурой самой службы логистики, распределением и характером полномочий между ней и другими подразделениями и др.
Одним из подходов к организации работы службы логистики является межфункциональная командная работа, в процессе которой специалисты различных функциональных подразделений предприятия коллективно работают над решением общих логистических задач предприятия или ЛЦ. Преимуществами такой работы являются:
§ объединение знаний, навыков, умений сотрудников различных подразделений предприятия;
§ перекрестное (по вертикали и горизонтали) владение задачами и проблемами;
§ повышение качества принимаемых решений;
§ повышение уровня взаимодействия между специалистами различных подразделений и развитие сплоченности команды;
§ ускорение определения и решения логистических задач и др.
Существуют следующие условия эффективной работы межфункциональных команд:
§ менее 10 членов;
§ добровольное членство;
§ группу возглавляет специалист по логистике;
§ объем документации минимален;
§ руководитель и члены команды разделяют идеи, составляющие суть логистической деятельности;
§ команда имеет ясные цели в области логистики;
§ перед командой ставятся конкретные задачи в области логистики;
§ этих целей можно достичь только командной работой;
§ существует потребность в каждом члене команды;
§ деятельность каждого члена команды подчинена целям команды;
§ команда получает адекватную отдачу от своей деятельности;
§ предусмотрены конкретные виды поощрений за деятельность всей команды, а не отдельных членов.
Основные требования к логистику
Функциональные обязанности логистика зависят от того, в какой сфере (транспортная, сбытовая, закупочная, складская, производственная) и/или компании он работает. Типичные обязанности логистика в небольшой компании - это:
· работа с поставщиками и клиентами (оптимизация процессов доставки, хранения и отгрузки товара);
· оформление грузов на таможенных терминалах;
· информационное сопровождение груза, контроль оформления документации в соответствии с требованиями заказчика;
· получение необходимых разрешений, сертификатов, лицензий на ввоз (вывоз) товаров;
· оформление и временное хранение груза на таможенных и других складах;
· контроль и координация работы склада, транспортной службы;
· страхование грузов в страховых компаниях;
· прогнозирование оптимальных закупок;
· маршрутизация грузов;
· проведение маркетинговых исследований.
В число основных обязанностей топ-менеджера по логистике крупной компании входят более сложные задачи (типовая структура департамента логистики дистрибьюторской компании приведена на рисунке 3):
· разработка и согласование логистической стратегии с маркетинговой и производственной;
· разделение полномочий по управлению материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками между подразделениями;
· планирование и бюджетирование деятельности логистического направления;
· согласование интересов поставщиков продукции, транспортных и других логистических посредников;
· планирование инвестиций в развитие логистической инфраструктуры (транспорт, информационная система, складское хозяйство);
· определение структуры информационной поддержки логистики, выбор оптимальных технологических и программных решений;
· установление политики управления персоналом логистической службы, программ обучения и повышения квалификации персонала;
· управление системой запасов, складирования, транспортировки и т. д.
Рис.9. Типовая структура департамента логистики дистрибьюторской компании
Но все-таки важнейшими задачами для логистиков всех уровней являются оптимизация расходов на логистику иуправление рисками.
Логистическая составляющая присутствует в любой отрасли бизнеса, поэтому профессиональный логистик должен разбираться и в экономических, и в технических вопросах.
Математические знания: основы проектирования логистических систем и формирования логистических связей; математическое моделирование; методы оптимизации. Любые процессы - расчет товарных запасов, выявление сезонных зависимостей, разработка рациональных схем движения грузопотоков и т. п. требуют тщательного планирования и анализа.
Знания в области экономики и менеджмента: принципы прогнозирования и планирования в логистике, планирования производства; организация грузоперевозок на всех видах транспорта; основы бухучета; методы планирования запасов и управления ими; принципы организации складского хозяйства; структура управления компанией; порядок разработки бизнес-планов, договоров, соглашений, контрактов. Логистик обязан уметь не только грамотно организовать закупку, транспортировку, хранение и сбыт продукции, но и анализировать будущие объемы продаж и прибыль.
Руководитель отдела логистики должен координировать работу своих подчиненных и взаимодействовать с сотрудниками других подразделений (финансового, производственного отделов, отделов снабжения, продаж и т. д.), а значит, ему необходимо знание менеджмента и основ управления персоналом.
Знания в области юриспруденции: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие коммерческую деятельность; основы таможенного, транспортного и страхового законодательства; требования к оформлению снабженческой, транспортной, складской, сбытовой и финансовой документации; правила и нормы охраны труда. Кроме того, логистик должен постоянно отслеживать изменения в законодательстве, касающиеся специализации компании, в которой он работает.
Знания в области маркетинга: основы маркетинга; анализ рынков; методы изучения спроса на продукцию; анализ конкурентоспособности; рекламных и PR-технологий и т. п.
Знание иностранных языков, норм внешнеэкономической деятельности:устное и письменное владение иностранными языками, знание Incoterms - международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли; владение основами деловой переписки; знание особенностей всех видов международных перевозок и т. п.
Знание современных ИТ-технологий:методы автоматизации документооборота и учета товародвижения; современные ERP-системы и логистические информационные системы.