Глава 16. технологические аспекты проектирования конструкций
16.1. Технологические требования к конструкции
В ряду требований и условий, которые учитывает конструктор на стадии проектирования (п. 1.1), присутствуют такие, которые на первый взгляд кажутся второстепенными: условия изготовления, транспортировки и монтажа, возможность обслуживания машины в процессе эксплуатации, а также экономические требования. Однако в реальной производственной деятельности они занимают весьма существенное место. Практическая их реализация происходит при совместной работе конструктора с технологом в рамках экономических условий данного производства.
Одним из важнейших свойств конструкции является технологичность. Технологичность — это совокупность свойств изделия, определяющих ее приспособленность к достижению минимальных затрат на изготовление в условиях определенного производства при обеспечении заданных показателей качества и объема выпуска. В настоящем разделе рассмотрены только некоторые проблемы обеспечения технологичности конструкции на стадиях изготовления, монтажа и эксплуатации, которые конструктор должен учитывать при проектировании машины.
Технологичность конструкции на стадии изготовления. Сварочное производство является основным при создании металлических конструкций. От качества сварки в значительной степени зависит надежность конструкции. Для создания качественных конструкций рекомендуется придерживаться следующих правил:
• следует стремиться к упрощению конфигурации конструкции и уменьшению объема сварочных работ;
• конструкция должна быть спроектирована так, чтобы выполнять сварку было удобно, к сварным соединениям был хороший доступ и желательно с двух сторон, нельзя варить в замкнутом пространстве;
• следует избегать большого количества коротких криволинейных швов, которые можно выполнить только ручной и полуавтоматической сваркой, не должно быть скопления и желательно пересечения швов;
• следует по возможности избегать вертикальных и потолочных швов, сварка основных швов должна выполняться в нижнем положении и желательно автоматом;
• максимальная часть сварочных работ должна производиться в цехе, минимум — на монтажной площадке, так как качество монтажной сварки всегда хуже, чем заводской; монтажные швы располагают в наименее нагруженных сечениях, а качество сварки проверяют методами неразрушающего контроля;
• конструктор совместно с технологом должен найти способы минимизации сварочных деформаций и предусмотреть конструктивные решения, которые позволят компенсировать возникшие искажения;
• при проектировании конструкции следует иметь в виду, что стальной прокат и трубы выпускаются с большими допусками на размеры и форму (например, допуск на высоту и ширину двутавров мм, допуск на диаметр элек- тросварных труб диаметра, а допуск на овальность 1-2 % диаметра); такие отклонения приводят к возникновению смещений в сварных стыках, могут вызвать проблемы при изготовлении и монтаже конструкции, а также повлиять на ее работоспособность и долговечность.
Отливки и поковки можно использовать для изготовления нагруженных узлов сложной конфигурации. Это позволяет избежать большого количества коротких и близко расположенных сварных швов. При этом конфигурация отливки должна обеспечивать плавные переходы к листовым элементам конструкции, чтобы не возникали зоны резкого изменения жесткости, которые вызовут дополнительную концентрацию напряжений (см. рис. 17.16). Перечень контролируемых параметров качества отливки должен соответствовать III группе по ГОСТ 977-88. Поковки используются IV и в особо ответственных узлах V группы качества по ГОСТ 8479-70. Отливки и поковки должны пройти термообработку (нормализацию и отпуск). Места сварки с листовыми элементами должны быть механически обработаны.
Механическая обработка элементов конструкции выполняется для создания точных контактных поверхностей, необходимых для установки механизмов и осей, сопряжения отдельных частей конструкции, устройства направляющих и пр. Объем механической обработки в значительной степени обуславливает себестоимость конструкции, поэтому следует использовать такие конструктивные решения, которые позволяют минимизировать объем механической обработки. При проектировании конструкции необходимо учитывать следующие обстоятельства:
• механическая обработка, как правило, выполняется после сварки, так как в противном случае качество обработанных поверхностей будет испорчено сварочными поводками;
• поскольку статически неопределимые конструкции чувствительны к погрешностям изготовления (п. 4.1.1), следует использовать схемы конструкций с минимальной степенью статической неопределимости, для этого жесткие связи элементов конструкции можно заменять шарнирными, применять сферические шарниры, использовать блочные приводы со статически определимым закреплением на конструкции и пр.
• небольшие фрагменты конструкции, содержащие механически обработанные поверхности, можно приваривать к конструкции с использованием кондукторов, фальшва- лов и других приспособлений, обеспечивающих точное относительное расположение этих поверхностей, но при этом сварные швы должны быть удалены от механически обработанных поверхностей.
Защита от коррозии обеспечивается рациональным конструированием (п. 13.1) и применением защитных покрытий. Внутренние поверхности замкнутых объемов также корродируют от воздействия влажности воздуха и конденсата и поэтому должны быть защищены. Щели в нахлестанных, заклепочных и болтовых соединениях могут быть защищены от коррозии герметиками. Если используются металлические покрытия, то при конструировании учитывают особенности технологии их нанесения.
Технологичность конструкции на стадии монтажа. Монтажная сборка производится в тех случаях, когда из-за больших размеров конструкцию приходится поставлять с завода-изготовителя по частям. Обычно монтаж выполняется в полевых условиях и не изготовителем, а специализированной организацией, персонал которой хуже знает машину, чем разработчик. Поэтому чем сложнее монтаж, тем больше вероятность появления ошибок и дефектов. Для того чтобы обеспечить качественный монтаж необходимо учитывать следующие условия:
• стремиться к максимальному укрупнению сборочных единиц и поставке их на монтажную площадку с высокой степенью заводской готовности, при этом размеры и масса транспортируемых узлов должны отвечать требованиям перевозки по железным или автомобильным дорогам, а также соответствовать грузоподъемности оборудования, которое будет использовано на перегрузке и монтаже;
• если в конструкции предусмотрена монтажная сварка, то должна быть обеспечена точность относительного расположения свариваемых элементов в условиях монтажа (можно применять штифты, упоры, технологические болты и пр.);
• для крепления площадок, лестниц, ограждений, токо- подвода, трубопроводов и пр. следует использовать болтовые соединения, а не сварные;
• для корректировки погрешностей и сварочных деформаций при сборке целесообразно использовать узлы с регулировкой (например, эксцентричные втулки).
• болтовые соединения должны быть расположены так, чтобы был обеспечен доступ к болтам как со стороны головки, так и гайки, а также достаточно места для размещения и поворота гаечного ключа;
• необходимо предусмотреть места или приспособления (крюки, скобы) для строповки сборочных узлов, позволяющие совершать монтажные манипуляции, не повреждая элементы машины, при этом места крепления этих приспособлений должны быть рассчитаны на прочность с учетом веса сборочного узла, динамических нагрузок, неравномерности распределения нагрузки между ветвями стропов и их наклона.
Технологичность конструкции на стадии эксплуатации. Ремонтопригодность машины, заключающаяся в приспособленности ее к предупреждению и обнаружению отказов и устранению их последствий, также зависит от устройства несущей конструкции. Сама металлическая конструкция должна быть спроектирована так, чтобы в течение нормативного срока службы ее ремонт не потребовался. Однако для ремонта отдельных узлов и механизмов машины необходимо предусмотреть следующие условия:
• на конструкции должны быть проходы, галереи и лестницы, позволяющие персоналу обслуживать все механизмы, обследовать болтовые и шарнирные соединения, выполнять ремонтные работы и пр. (если не предусмотрены иные способы обеспечения доступности);
• ремонт быстроизнашивающихся частей машины (рельсов, зубьев ковшей, колес) следует проводить без сварки или таким образом, чтобы срезание изношенной части и приварка новой не приводили к порче несущей конструкции;
• должны быть предусмотрены места установки домкратов и способы закрепления машины при ремонте, для того чтобы не допустить неуправляемого движения ее частей;
• при необходимости следует предусмотреть возможность быстрого перевода конструкции в транспортное положение для перевозки на новое место эксплуатации.