Коэффициент циклического нагружения
Рассмотрим несколько типичных вариантов моделирования процессов нагружения и определим по данной методике эквивалентное количество циклов нагружения РЗ.
1. Предположим, что схема работы машины описывается одним ХТЦ (п. 10.1.7), который выполняется многократно с одними и теми же нагрузками. Общее количество циклов работы машины за срок службы обозначим С. График изменения напряжений в расчетной зоне при выполнении одного ХТЦ (рис. 10.7, а) схематизируем (рис. 10.7, б) и каждую ступень полученного графика нагружения приведем к симметричному циклу по (10.13)-(10.15) (рис. 10.7, в). Эквивалентное количество циклов нагружения РЗ за срок службы при найдем как произведение С и эквивалентного количества циклов нагружения за один цикл работы машины ,который вычислим по выражению (10.19) (рис. 10.7, г):
(10.20) |
Величину
(10.21) |
равную эквивалентному количеству циклов нагружения за один типовой цикл работы машины, назовем коэффициентом циклического нагружения (п. 10.3.3). При использовании одного ХТЦ .
2. Эксплуатационное нагружение конструкции может описываться несколькими ХТЦ, каждый из которых реализуется с частотой . (j— номер ХТЦ), при этом выполняется условие . Каждый ХТЦ выполняется со своей максимальной нагрузкой. Для каждого ХТЦ вычислены:
· наибольшие приведенные напряжения в РЗ (10.13); коэффициент циклического нагружения РЗ (10.21).
Общий коэффициент циклического нагружения, равныйэквивалентному количеству циклов нагружения РЗ с напряжением за один усредненный цикл работы машины,
(10.22) |
Здесь — эквивалентное напряжение, равное наибольшему приведенному напряжению, полученному из обработки всех ХТЦ. В этом случае может быть больше или меньше единицы.
3. Для описания процесса нагружения выбран один ХТЦ, например наиболее опасный для данной РЗ. Он может выполняться с различными нагрузками. Так, для грузоподъемного крана это означает работу с различными грузами, частоты реализации которых задаются гистограммой грузов, состоящей изК ступеней (рис. 10.10). Если наибольший размах напряжений в каждом ХТЦ пропорционален технологической нагрузке Рк, то можно использовать приближенное Тогда значения коэффициента циклического нагружения (10.21) для ХТЦ со всеми грузами будут одинаковыми. Следовательно, общий коэффициент
(10.23) |
Отсюда при m=3 получается Эта величина в нормах проектирования грузоподъемных машин
называется коэффициентом распределения нагрузок (6.1). Таким образом, получится
(10.24) |
В течение срока службы конструкция может подвергаться перегрузкам в результате нарушения правил эксплуатации машины или при периодических испытаниях. Эти ситуации могут быть учтены в формуле (10.23) введением дополнительного слагаемого
где — приведенное напряжение перегрузочного цикла. Если частота перегрузок , то перегрузочные циклы можно не учитывать.