Инамические нагрузки при работе механизма передвижения
При движении машины возникают горизонтальные динамические нагрузки от разгонов и торможений механизма передвижения, а также вертикальные — при проходе по неровностям пути.
Рассмотрим моделирование динамических нагрузок, возникающих при разгоне (торможении) однобалочного мостового крана с центрально расположенной тележкой, с помощью одномассовой модели (рис. 5.4, а) с параметрами т и с (п. 5.1). Основанием системы являются колеса, движущиеся по рельсу без скольжения. Масса т равна сумме приведенной массы балки и массы тележки (п. 5.2). Если к тележке подвешен груз массой на коротком или жестком подвесе, то .Пренебрегая силами сопротивления, будем считать, что в процессе разгона на массу действует горизонтальная сила F= am,гдеа = V/T— среднее ускорение при разгоне. Сила мгновенно возникает (т. е. за время, существенно меньшее, чем период собственных колебаний моста) и действует в течение времениТ, после этого она исчезает и мост движется с постоянной скоростью, совершая свободные колебания. Таким образом (рис. 5.4, б),
При (5.7)
(5.8)
(5.9)
Начальные условия для решения уравнения (5.8):
при (5.10)
Преобразуем уравнение (5.8) к виду
и, обозначив ,представим как
(5.11)
Полученное выражение является обыкновенным неоднородным дифференциальным уравнением с постоянными коэффициентами. Его решение находится как сумма общего решения ( ) соответствующего однородного уравнения и частного решения ( ) неоднородного уравнения (5.11). Общее решение однородного уравнения имеет вид (5.5)
Частное решение неоднородного уравнения ищем в форме правой части, т. е. как постоянную величину . Ее значение найдем, подставив в исходное уравнение (5.11) и . При этом получится , откуда найдем .
Таким образом, общее решение неоднородного уравнения (5.8) имеет вид:
(5.12)
.
Постоянные интегрирования найдем, подставив сюда начальные условия (5.10). При этом получится , . Общее решение дифференциального уравнения (5.8) записывается как
Максимальное перемещение, получающееся при или , . Подставив в это выражение ,найдем . То есть при внезапном
приложении нагрузки перемещение массы в два раза больше, чем при статическом нагружении силой F,при котором ys= F/с. Следовательно, мгновенное приложение силы характеризуется динамическим коэффициентом
(5.14)
Если время действия силы Т <п/р =т/2, то перемещение г/maxне будет достигнуто. Рассмотрим второй этап нагружения системы (5.7) при t> Т, когда действие силы прекратилось. Уравнение движения при этом имеет вид (5.9)
Общее решение этого уравнения в данном случае записывается как (5.5)
(5.15)
Для определения произвольных постоянных используем значения начальных условий, соответствующих окончанию первого этапа движения (5.13):
Подставив выражение (5.15) в начальные условия, найдемпроизвольные постоянные:
С учетом того что ,решение уравненияприобретет вид
(5.16)
Примеры реализации полученных решений показаны на рис. 5.5, где приведены графики зависимости безразмерного отношения
от времени tдля системы с частотой f= 1,21 Гц ( = 0,83 с) при значениях длительностиТ действия нагрузки F,равных 2 с (рис. 5.5, а) и 0,25 с (рис. 5.5, б). ПриТ = 2 с на первом этапе достигаются наибольшее отклонение массы и динамический коэффициент ψ = 2. При кратковременном силовом воздействии максимальные амплитуды колебаний и динамический коэффициент уменьшаются (ψ= 1,65), а размах колебаний возрастает (рис. 5.5, в).
С учетом результата (5.14) максимальную горизонтальную инерционнуюнагрузку на конструкцию от i-й массы
при разгоне (торможении) по второму расчетному случаю (п. 6.1) можно вычислять как
(5.17)
Инерционные нагрузки первого расчетного случая .
Вертикальные инерционные нагрузки, возникающие при проходе колеса через стык рельсов, учитывают с помощью коэффициента толчков kT,на который умножают веса элементов конструкции. Его максимальное значение для расчетов по второму расчетному случаю можно приближенно находить в зависимости от скорости передвижения [10]:
В скобках даны значения, рекомендуемые для путей с заваренными и обработанными стыками или для ходовой части, выполненной на балансирных тележках. Коэффициент толчков для расчетов по первому расчетному случаю находят как kTl= 1 + 0,5 (кт2 - 1) или К.б\ = 1 + 0,5 (kTб2 -1).
Коэффициент толчков при транспортировке по железной дороге на автомобильном транспорте —