Влияние сверхвысокочастотного излучения горочных датчиков на эксплуатационный персонал
На сортировочных горках железных дорог многих стран ближнего и дальнего зарубежья эксплуатируются радиолокационные датчики скорости, предназначенные для измерения скорости скатывающихся отцепов. Они работают в диапазоне сверхвысокочастотных электромагнитных волн, с мощностью излучения 5—30 мВт.
Характерной формой взаимодействия электромагнитного поля с излучением до 50 мВт с живым организмом [13] является сочетание нагрева ткани, зависящее от поглощаемой (как полупроводя щей
средой) энергии, определяющей нетепловое воздействие на организм. Следует заметить, что на организм человека действует весьма большое число естественных и искусственных источников радиоизлучения в диапазоне 0,01—105 МГц. Например, спектр излучения естественного источника радиоизлучения Солнца и галактик занимает область приблизительно от 10 МГц до 10 ГГц. Интенсивность солнечного излучения в спокойном состоянии находится в пределах 10-10до10-8Вт/м2 МГц. В последнее время весьма широкое распространение получила мобильная радиосвязь, работающая в диапазоне около 1 ГГц стандарта GSM-900, GSM-1800. Значения плотности потока энергии, создаваемые мобильными телефонами моделей Ericson DF 388, Siemens C25, Motorola M3188 соответственно составляют 239, 212, 111 мкВт/см2.
Согласно гигиеническим нормам «Временно допустимых уровней воздействия электромагнитных излучений, создаваемых системами сотовой радиосвязи» ГН 2.1/2.2.4.019-94, величина плотности потока электромагнитной энергии в районе головы пользователя не должна превышать 100 мкВт/см2.
Биофизика воздействия электромагнитного поля СВЧ на организм, по данным исследований свидетельствует скорее о раздражающем, чем о поражающем эффекте, т.е. скорее о физиологическом в общем смысле, чем о патологическом аспекте воздействия электромагнитной энергии.
Определяющей для нормирования опасности работы в условиях воздействия электромагнитного поля во многих странах пока принята степень их теплового действия.
Предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия на людей электромагнитных излучений СВЧ-диапазонов, принятые в разных странах, приведены в табл. 4.1.
Предельно допустимые уровни плотности потока энергии ППЭпду электромагнитных полей (ЭМП) в диапазоне частот 300 мГц—300 Гц для персонала, работающего вблизи источников ЭМП, а также обслуживающего эти источники в соответствии с ГОСТ 12.1.006-84 определяются ВЭ соотношения:
ппэпду = энпду/т,
где ЭНпду — нормированная величина энер1етической нагрузки за рабочий день в мкВт.час/см2; Т— время пребывания в зоне излучения за рабочую смену.
Нормами ГОСТ установлена величина ЭН = 200 мкВтч/см2. ПДУ воздействия СВЧ-излучения в России многократно меньше, чем в других странах, что подтверждает данные о влиянии СВЧ-излучения как факторе носящем скорее раздражающий, чем поражающий эффект.
Исследования специалистов в области санитарии и гигиены свидетельствуют, что наиболее уязвимыми участками тела для облучения являются глаза и ткани семенников, в которых при длительном непрерывном облучении плотностью потока, превышающей 5000 мкВт/см2 (5 мВт/см2), может повышаться температура. Критическим для глаз считается повышение температуры на 10° С. В то же самое время малые мощности СВЧ-излучения вызывают и положительные, стимулирующие эффекты на организм человека. Например, при тепловых энергиях наблюдается стимулирующее воздействие излучения: улучшение чувствительности глаз человека, адаптированных к темноте, малые мощности СВЧ-колебаний используются в медицинских приборах для лечения желудочных заболеваний.
Предельно допустимые уровни воздействия СВЧ-излучения, принятые в стране, получены на основе гигиенической оценки и клинико-физиологических данных по функциональным изменениям в организме человека. В США и ряде других зарубежных стран в качестве критерия при выработке ПДУ приняты не функциональные, как правило обратимые, а более заметные морфологические изменения.
На сортировочных горках железных дорог России эксплуатируются датчики двух типов, являющиеся источниками СВЧ-излучения. Это радиотехнический датчик РТД-С работающий на частоте около 10 ГГц с максимальной мощностью излучения до 10 мВт и радиолокационный скоростемер РИС-ВЗМ (РИС В2), частота излучения которого 37,5 ГГц, а мощность составляет 25 мВт.
Реальные уровни потока мощности СВЧ-излучения радиолокационных горочных устройств можно оценить на примере наиболее «мощного» излучателя, каковым является горочный индикатор скорости РИС-ВЗМ. работающий в зоне тормозных позиций.
Как известно, РИС-ВЗМ в соответствии с проектом по их размещению, устанавливается в 5— 10 м от начала тормозной позиции на удалении около 2 м от оси пути. Ось диаграммы направленности скоростемера практически совпадает с осью пути на дальней границе тормозной позиции. Оценим плотность потока энергии, излучаемой РИС-ВЗМ вдоль оси диаграммы направленности антенны, т.е. наибольшую мощность.
В соответствии с известным уравнением дальности действия радиоволновых излучателей плотность потока энергии в точке, расположенной на удалении R от излучателя вдоль оси диаграммы антенны определяется как:
П = Pизл.G/4 π R2,
где Ризл. — излучаемая мощность; G — коэффициент направленного действия антенны (для используемой антенны в РИС-ВЗМ он составляет 785).
На основании проведенных расчетов легко убедиться, что плотность потока энергии, излучаемой РИС-ВЗМ вдоль оси диаграммы, т.е. практически вдоль оси пути распределяется следующим образом (табл. 4.2).
Работы по техническому обслуживанию замедлителей ведутся на удалении не менее 5 м от РИС-ВЗМ, а чаще всего между 10 и 40 м вдоль оси пути. На этом удалении от РИС-ВЗМ плотность потока энергии составляет 0,1 6 мкВт/см2.
Работники службы Ш в процессе технического обслуживания РИС-ВЗМ соприкасаются с излучающей поверхностью линзы антенны лишь при необходимости ее протирки от загрязнений, Этот процесс длится не дольше 2—3 мин и воздействию СВЧ-излучения подвергаются лишь поверхности рук. Тем более, что для проведения
профилактических работ по очистке поверхности измерителя он отключается от сети. В остальном процесс обслуживания сводится к дистанционному контролю за работой скоростемера.
В процессе юстировки, при установке скоростемера и при его замене электромеханик располагается стыльной его стороны ипрактически не подвергается никакому облучению.
Оценивая приведенные выше предельно допустимыенормы и реальные плотности потока энергии в зоне действия диаграммы антенны, можно сделать следующие выводы:
• на удалении 1 м от горочного скоростемера вдоль оси диаграммы антенны, обслуживающий или иной эксплуатационный
персонал может непрерывно находиться более одного часа;
• эксплуатационный персонал, проводящий техническое обслуживание или ремонт замедлителей, расположенных на удалении более 5 м
от измерителя, может находиться в этой зоне в течение времени, существенно превышающего рабочую смену (допустимое время непрерывного пребывания на удалении пята и более метров превышает 30 ч).
При этом надо иметь в виду, что приведенные в табл. 4.2 значения плотности потока энергии, соответствуют осевой плотности,т.е. практически распределены вдоль оси пути.
Вследствие узконаправленности диаграммы антенны РИС-ВЗМ, которая является круговой и имеет ширину 6°. на удалении 5 м по оси пути и лишь на 0,5 м в сторону, плотность потока энергии на порядок ниже осевой.
Влияние второго датчика скорости, устанавливаемого на одной тормозной позиции на общее поле облучения в зоне проведения работ,сводится к увеличению ППЭ при самых неблагоприятных условиях на величину менее 6 мкВт/см2, что, как видно из табл. 4.2, несущественно.
На удалении десяти метров от измерителя плотность потока мощности по оси диаграммы становится ниже 2 мкВт/см2 и нахождение персонала за пределами этой зоны также практически не ограничивается. Таким образом, СВЧ-излучение горочного скоростемера РИС-ВЗМ, а тем более менее мощного РТД-С, не представляет опасности для эксплуатационного персонала при соблюдении правил эксплуатации. Это подтверждено санитарно-гигиеническим сертификатом № 77.ФУ.02.401.П.001448.06.02 от 20.06.2002 г., выданным Государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации.
Рекомендуемая литература:
1.Родимое Б.А., Павлов В.Е., Прокинова В.Д. Проектирование механизированных и автоматизированных сортировочных горок. — М.: Транспорт, 1980.
2.Бородин А.Ф., Биленко Г.М., Олейник О.А., Бородина Е.М. Технология работы сортировочных станций. — М.: РГОТУПС,2002.
3.Казаков А.А., Бубнов В.Д., Казаков ЕЛ. Станционные устройства автоматики и телемеханики. — М.: Транспорт, 1990.
4.Сагайтис В.С., Соколов В.Н. Устройства механизированных и автоматизированных сортировочных горок. — М.: Транспорт, 1988.
5.Модин Н.К. Механизация и автоматизация станционных процессов. — М.: Транспорт, 1985.
6.Шелухин В.И. Датчики измерения и контроля устройств железнодорожного транспорта. — М.: Транспорт, 1990.
7.Шелухин В.И., Шелухин О.И. Телевидение и радиолокация на железнодорожном транспорте. — М.: Транспорт, 1994.
8.Шейкин В.П. Эксплуатация механизированных сортировочных горок. — М.: Транспорт, 1992.
9.Тишков Л.П. и др. Пособие по применению правил и норм проектирования сортировочных устройств. — М.: Транспорт, 1994.
10.Рельсовый тормоз на постоянных магнитах // Железные дороги мира. — 2000. — № 3.
11.Вертинский СВ., Данилов В.Н., Челноков И. И. Динамика вагонов. — М: Транспорт, 1978.
12.Устройства механизированных и автоматизированных сортировочных горок. Технология обслуживания. — М.: Транспорт,1993.
13.Пресман АС. Электромагнитные поля и живая природа. —М.: Наука, 1968.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………………3
Глава I. Основные эксплуатационно-технические требования к технологии и
техническим средствам механизации и автоматизации сортировочных станции…………………………5
1.1. Технология работ по переработке вагонов на сортировочных станциях……………………………………5
1.2. Требования к техническим средствам автоматизации и механизации сортировочных горок……………13
1.3. Основные технические требования к системам и устройствам………..………………………………………21
Глава2.Устройства механизации сортировочных горок…………………………………………………….39
2.1. Вагонные замедлители тормозных позиций............................................................................. ……………………………39
2.2. Горочные стрелочные электроприводы и схемы управления............................................ ……………………………50
2.3. Компрессоры и весомер................................................................................................................. ……………………………62
Глава3. Напольные датчики горочных систем автоматизации…………………...…………………………68
3.1. Индуктивные датчики..................................................................................................................... ……………………………68
3.2. Рельсовые цепи………………………………………………………………………………………………………...81
3.3. Фотоэлектрические датчики…………………………………………………………………………………………85
3.4. Радиотехнические датчики РТД-С………………………………………………………………………………...88
3.5. Радиолокационные индикаторы скорости…………………………………………………………………..108
Глава4. Горочные системы автоматизации технологических процессов…………………………………..125
4.1. Зоны действия функциональных подсистем управления технологическими процессами………………125
4.2. Управление скоростью надвига, роспуска и маневровых передвижений…………………………………...128
4.3. Управление маршрутами движения отцепов…………………………………………………………………….135
4.3.1. Горочная сигнализация……………………………………………………………………………………..135
4.3.2. Горочная автоматическая централизация…………………………………………………………………144
4.3.3. Система микропроцессорной горочной автоматической централизации (ГАЦ МН).........................…157
4.3.4. Контроллер вершины горки КВГ………………………………………………………………………….165
4.3.5. Комплексирование защиты стрелок от несанкционированнго перевода …………………………….169
4.4. Управление торможением и регулирование скорости скатывания отцепов………………………………...173
4.4.1. Задачи регулирования скорости скатывающихся с горки отцепов…………………………………….173
4.4.2. Особенности динамики движения отцепов……………………………………………………………….177
4.4.3. Структура построения устройства управления прицельным торможением………………………………183
4.4.4. Прицельное торможение отцепов на базе адаптивных алгоритмов ........................................................186
4.4.5. Принципы и алгоритмы построения подсистем контроля заполнения …………………………………195
4.4.6. Автоматическое регулирование скорости скатывания отцепов…………………………………………….201
4.5. Управление компрессорной станцией..................................................................................... …………………………….212
4.6. Диагностика состояния технических средств автоматизации и
механизации сортировочных станции……………………………………………………………………………216
4.7. Информационный обмен с АСУ сортировочной станции................................................ ……………………………..226
4.8. Устройства электропитания………………………………………………………………………………………...230
4.9. Влияние сверхвысокочастотного излучения горочных датчиков на
эксплуатационный персонал............................................................................................................ ……………………………..233
Рекомендуемая литература............................................................................................................ ……………………………..238