Управление скоростью надвига, роспуска и маневровых передвижений
Как было показано ранее, подсистемы, обеспечивающие управление отдельными технологическими операциями, объединены в комплексную систему автоматизированного управления сортировочной станцией. Горизонтальные парки оборудуются подсистемой автоматической локомотивной сигнализации с телеуправлением локомотивами и передачей информации по радиоканалу ГАЛС Р.
Ранее сортировочные станции оборудовались системой ГАЛС РЦ. Опыт ее эксплуатации показал, что, несмотря на целесообразность ее использования в качестве самостоятельной системы для повышения безопасности движения, улучшения условий труда машинистов, особенно при плохой видимости, по своим эксплуатационно-техническим характеристикам ГАЛС РЦ не в полной мере удовлетворяет со-
временным требованиям комплексной автоматизации. Это прежде всего недостаточный объем информации, формируемый и передаваемый на борт, отсутствие средств диагностики, проблематичность интеграции в общую структуру автоматизации, применение в качестве канала рельсовых цепей предгорочного парка.
Ранее внедрявшиеся системы горочной АЛС ограничивались опытными образцами аппаратуры, но заложили фундамент для создания современного комплекса аналогичных по назначению систем. Принятая для тиражирования на сортировочных горках система ГАЛС Р обеспечивает обмен информацией и управление локомотивами, осуществляющими маневровые передвижения, надвиг и роспуск составов по заданным маршрутам.
Передача информации на локомотивы осуществляется по цифровому каналу радиосвязи непрерывно на протяжении всего времени работы локомотива в системе. Работа радиоканала борт— пост организуется по асинхронному протоколу и в зависимости от местных условий обеспечивает дальность действия в радиусе не менее 5 км от центра управления. Цикл обмена информацией при одновременной работе 10 локомотивов осуществляется за 2 с. Телеграмма о маршрутном задании содержит адрес локомотива, полное описание маршрута (сигналы, стрелки, длины участков). Такой принцип задания маршрута позволяет локомотивам работать на любой станции. Настройка производится только выбором частоты сигнала. В ответной телеграмме локомотивов указываются: текущая скорость и пройденный путь, направление движения, режим движения и заданные значения скорости, контроль бдительности машиниста и сообщения по диагностике.
Маршруты надвига и роспуска дополняются командами о показаниях горочного сигнала, расчетном значении скорости, виде маршрута (основной, предварительный или попутный надвиг, роспуск, осаживание), номере вершины горки. Эта же информация выводится на монитор машиниста в дополнение к сообщениям о текущих значениях скоростей, позиции контроллера и расстоянии и до конца маршрута.
Система ГАЛС Р создана на принципиально новой элементной базе с использованием программного обеспечения на основе операционной системы реального времени iRMX. Система состо-
ит из двух частей (рис. 4.2): постовой и бортовой (локомотивной) аппаратуры. Постовая аппаратура включает управляющий вычислительный комплекс (УВК) и автоматизированное рабочее место дежурного по парку (АРМ ДСП). УВК ГАЛС Р посредством распределенной матрицы контактов реле собирает информацию о состоянии рельсовых цепей, светофоров, положении стрелок. На ее основе, а также в зависимости от действий дежурного УВК реализует передачу команд на локомотив. Бортовые устройства ГАЛС Р, получив команду с поста осуществляют управляющие воздействия на силовую и тормозную установки локомотива, устройства бдительности машиниста. Таким образом, производится дистанционное телеуправление горочным локомотивом с поста.
ГАЛС Р предназначена для обеспечения безопасности движения при расформировании составов и проведения маневровых передвижений на станциях, повышения перерабатывающей способности горки и улучшения условий труда локомотивных бригад и ДСП по управлению процессом маневров, надвига и роспуска составов.
Система ГАЛС Р обеспечивает работу на станции в следующих режимах:
выполнение маневрового маршрута — контроль непроезда запрещающих сигналов и стрелок, установленных не по маршруту при движении под закрытый сигнал; основной надвиг — подача состава из парка прибытия до горба горки при открытом горочном сигнале; подтягивание — подача состава из парка прибытия до повторителя горочного сигнала при закрытом горочном сигнале; попутный надвиг — подача состава из парка прибытия вслед распускаемому составу или по маневровым сигналам; роспуск состава — надвиг состава после вступления на изолированную секцию перед горочным сигналом; осаживание состава в сторону парка прибытия.
Основной надвиг и подтягивание составов осуществляется поездным порядком (по поездным маршрутам), попутный надвиг — маневровым порядком. Во время надвига и роспуска может реализовываться два режима:
• ручной режим — контроллером управляет машинист;
• авторежим — контроллером управляет бортовая аппаратура ГАЛС Р. Авторежим формируется из двух подрежимов:
• телеуправление — скорость задается системой ГАЛС Р;
• местное задание — скорость задается машинистом с помощью клавиатуры.
Управление скоростью составов при надвиге и роспуске осуществляется путем реализации бортовым контроллером режима автоматического управления силовой установкой локомотива.
Сразу после формирования маршрута надвига и открытия сигналов по ходу маршрута постовой контроллер системы ГАЛС Р определяет оптимальную скорость движения локомотива, осуществляющего надвиг состава. Значение этой скорости передается на локомотив по радиоканалу. Бортовой контроллер принимает радиотелеграмму и отображает ее в виде заданной скорости на рабо-
чем экране (блок индикации) машиниста наряду с другой информацией о маршруте.
При нажатии машинистом кнопки «Авто» на клавиатуре БА ГАЛС Р, бортовой контроллер немедленно начинает реализовывать заданные параметры движения. В режиме надвига заданная скорость движения состава определяется, исходя из положений, изложенных в регламенте станции. Программное обеспечение постового контроллера содержит ряд таблиц скоростей, приспособленных к различным условиям надвига. В них перечисляются значения заданных скоростей в зависимости от числа свободных блок-участков перед головой надвигаемого состава, режима надвига и показаний поездных сигналов по ходу маршрута.
При занятии головой надвигаемого состава блок-участка, непосредственно примыкающего к горочному сигналу, постовой контроллер автоматически фиксирует переход маршрутного задания из режима надвига в режим роспуска.
По ходу выполнения маршрута (надвига или роспуска) требуемая скорость состава периодически корректируется. В этом случае постовой контроллер формирует новое значение заданной скорости и со следующего цикла радиообмена начинает передавать ее на локомотив. Бортовой контроллер в свою очередь отвечает на это изменением скорости движения локомотива.
По окончании выполнения маршрута постовой контроллер определяет завершение роспуска и передает информацию об этом на локомотив. Бортовой контроллер сбрасывает информацию о составе и заданной скорости надвига и переводит дизель в режим ручного управления скоростью. Дальнейшее управление локомотивом осуществляет машинист.
Реализация описанных функций системы ГАЛС Р позволяет применять ее не только на сортировочных, но и на других станциях, где отсутствуют сортировочные горки, в качестве альтернативы другим системам АЛС.
ГАЛС Р может использоваться, как в составе комплексной системы управления надвигом и роспуском, так и в качестве автономной системы, что в наиболее полной мере отвечает современным требованиям автоматизации сортировочной станции.
В настоящее время система ГАЛС Р, принятая к тиражированию, эксплуатируется на станции Бекасово-Сортировочное в составе комплексной системы автоматизации КСАУ СС.
Основными информационными составляющими мониторинга и управления маневровыми перемещениями являются: идентификация прибывающих на станцию (опорный центр) подвижных единиц; контроль за их перемещением в пределах станции; учет накопления вагонов на путях парков станции; контроль заполнения путей парков станции; контроль габарита стоящих вагонов (наличие проходов); контроль за временным регламентом выполнения отдельных технических операций; регистрация состояния маневровых и поездных локомотивов; регистрация директив или информационных сообщений оперативного персонала (ДСПГ), горочных операторов, ДСП (парков), машинистов локомотивов.
На рис. 4.3. представлена структурная схема системы ГАЛС Р в увязке с системами горочной автоматизации.
Для обеспечения надежной работы ГАЛС Р в составе комплексной системы КСАУ СС и бесперебойного обмена информацией с абонентами системы (ГАЦ, АСУ СС) управляющий вычислительный комплекс выполнен по дублированной схеме. При сбое в работе основного контроллера производится переключение на резервный.
На крупных сортировочных станциях существует несколько зон ЭЦ. Основная часть сигналов ЭЦ концентрируется на центральном посту, остальные зоны контролируются соответствующими периферийными постами. В связи с этим структура ГАЛС Р дополнена периферийным постовым контроллером ППК, для сбора информации с устройств ЭЦ данного поста и передачи ее УВК центрального поста. Кроме этого, ППК принимает данные о поездной ситуации и выполнении технологических операций с поездами от УВК и отображает ее на АРМ ДСП данного поста. Обработка данных, выработка команд для локомотивов и поддержание радиообмена по-прежнему выполняются УВК ГАЛС Р.
Для каждого дежурного по парку устанавливается свой АРМ ДСП, который имеет обмен данными с основным и резервным контроллерами по независимым друг от друга каналам связи.
Программные средства ГАЛС Р включают как типовое, так и специально разработанное программное обеспечение (ПО). Типовое ПО представляет собой мультизадачную операционную систему реального времени iRMX с поддержкой приоритетов, эффективных межзадачных связей, а также высокой скоростью реакции на события. Разработанное ПО выполнено на языке программирования Си с использованием системных библиотек ОС iRMX. Данное ПО подразделяется на бортовое и постовое. Постовые программные средства одинаковы как для постовых контроллеров (УВК, ППК), так и для автоматизированных рабочих мест дежурных по паркам АРМ ДСП, но функции, которые выполняются на том или ином элементе системы, активизируются с помощью настроек.
Бортовое ПО также единое для всех типов локомотивов. Параметры выполняемых им функций настраиваются под конкретный тип маневрового локомотива (ЧМЭЗ, ТЭМ2 и т.п.).