Обязанности машиниста при нахождении в пункте технического осмотра, в резерве электродепо или на линейном пункте.
2.4.1. Машинист, назначенный в резерв, находится в распоряжении машиниста-инструктора, дежурного по электродепо, оператора электродепо и привлекается для работы на линии, маневровой работы на линии или в электродепо, производства обкатки, перегонки, для подмены машинистов.
2.4.2. Не допускается при нахождении в резерве, во время перерывов для отдыха и питания, специальных перерывов, покидать место, определённое приказом по электродепо, без уведомления об этом дежурного машиниста-инструктора (дежурного по электродепо, оператора электродепо, дежурного по комнате приема пищи).
При получении такого разрешения, по возвращении машинист обязан доложить о своем прибытии дежурному машинисту-инструктору (дежурному по электродепо, оператору электродепо, дежурному по комнате приема пищи).
2.4.3. Кратковременный уход машиниста с состава, находящегося в отстое в электродепо или в пункте технического осмотра (ПТО), допускается при снятом напряжении 825В с контактного рельса или получении разрешения дежурного по электродепо (бригадира ПТО). При уходе машинист принимает меры, исключающие самопроизвольное движение состава. Покидать территорию ПТО или электродепо запрещается.
2.4.4. При постановке электроподвижного состава в отстой в электродепо, ПТО и на линии обязан произвести осмотр пассажирских салонов, проверить закрепление диванов и спинок пассажирских сидений. Результаты проверок отразить в специальном журнале.
2.5.Обязанности машиниста после окончания работы (смены).
2.5.1. Сдать оформленный маршрутный лист, реверсивную ручку (ручку БРУ), подлежащий сдаче инструмент и инвентарь.
2.5.2. При выявлении нарушений или недостатков, влияющих на безопасность движения, выполнение графика движения, произвести запись в «Книгу замечаний машиниста», сообщить об этом дежурному машинисту-инструктору или оператору.
2.5.3.При работе в ночную смену, разделенную на части, соблюдать установленный режим отдыха. Отдых машиниста при работе в ночную смену, разделенную на части, вне установленных правилами трудового внутреннего распорядка мест, не допускается.
2.5.4. В случаях нарушения должностных обязанностей, повлиявших на безопасность движения в поездной и маневровой работе и выполнение графика движения поездов машинист обязан предоставить донесение и письменное объяснение с описанием обстоятельств произошедшего.
Для разбора причин произошедшего лично прибыть к руководству электродепо.
Машинисту запрещается.
2.6.1. Передавать управление поездом (составом) какому-либо лицу, кроме сменяющего машиниста, машиниста-инструктора, прикрепленного стажера.
2.6.2. Передавать управление поездом (составом) лицу, имеющему признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
2.6.3. Производить самовольный размен сменами, не предусмотренный нарядом и расшифровкой смены, с работниками локомотивных бригад, без разрешения дежурного машиниста-инструктора.
2.6.4. При следовании поезда в режиме тяги или торможения снимать руки с рукояток управления (контроллера машиниста и крана машиниста, тумблера «Тормоз экстренный»), кроме случая включения радиоинформатора при въезде на станцию.
2.6.5. Покидать кабину управления во время движения поезда (состава).
2.6.6. Провозить лиц, не имеющих права проезда в кабине управления.
2.6.7. Курить на территории метрополитена (за исключением специально отведенных мест).
2.6.8. При выполнении должностных обязанностей пользоваться мобильным телефоном (кроме случаев, требующих оперативной связи с дежурным машинистом – инструктором) и иными радиотехническими и электронными средствами, не относящимися к поездному оборудованию.
Обязанности машиниста, связанного с перевозкой пассажиров на линии.
Общие положения.
3.1.1. Началом работы машиниста является время, указанное в наряде или сообщённое ему при вызове. К этому времени машинист обязан явиться в здравпункт для прохождения предрейсового медицинского осмотра и получения маршрутного листа порядком, установленным Местной инструкцией по электродепо.
Послерейсовые медицинские осмотры машинист обязан проходить по закрытому скользящему графику, после уведомления его оператором.
3.1.2. После прохождения предрейсового медицинского осмотра и получения маршрутного листа знакомится с вновь изданными приказами, указаниями, инструкциями, телефонограммами, письмами и инструктажами, за их усвоение расписывается в «Книге ежедневного инструктажа», а за постоянно действующие нормативные документы в «Книге росписей за руководящие документы» в установленные сроки.
После ночного отдыха, перед заступлением на смену машинист не расписывается в «Книге ежедневного инструктажа».
Реверсивную ручку контроллера машиниста (БРУ) получает порядком, установленным Местной инструкцией по электродепо.
3.1.3. При заступлении на смену на линии машинист выясняет у оператора линейного пункта, на каком пути станции находится принимаемый состав или уточняет время и станционный путь прибытия для смены машиниста.
3.1.4. Во время осмотра состава в электродепо и на линии машинист обязан иметь при себе реверсивную ручку КВ (БРУ) и фонарь. Осмотр подвагонного оборудования обязан производить в головном уборе. Применение смотрового молотка во время осмотра подвижного состава определяется Местной инструкцией по электродепо.
3.1.5. Во время движения поезда (состава) при нахождении главной рукоятки КВ в ходовом или тормозном положении машинист обязан держать левую руку на главной рукоятки КВ (КМ), а правую руку на ручке крана машиниста (тумблере «Тормоз экстренный»).
При следовании первым поездом, следовании при включённом освещении в тоннеле, следовании по стрелочным переводам и в других случаях, требующих особой бдительности, машинист держит правую руку на ручке крана машиниста (тумблере «Тормоз экстренный»).
3.1.6. Машинисту, вызванному для проверки вагонов и устранения неисправностей, во время движения поезда запрещается переход из вагона в вагон, кроме случаев возникновения угрозы безопасности движения и жизни пассажиров. При этом машинист обязан соблюдать правила личной безопасности и не допускать случаев травмирования пассажиров торцевыми дверями вагонов.