Наименование предприятия – ГУП «Московский метрополитен»

Должностная инструкция

Наименование предприятия – ГУП «Московский метрополитен»

Структурное подразделение – электродепо ________________________

Должность – машинист электропоезда.

Общие положения.

1.1. Настоящая Должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность машиниста электропоезда (далее машинист).

1.2. Машинист руководствуется в своей деятельности Правилами технической эксплуатации метрополитенов РФ, Инструкцией по сигнализации на метрополитенах РФ, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ, другими нормативными актами Министерства транспорта Российской Федерации, нормативными документами Московского метрополитена по вопросам, относящимся к его должностным обязанностям.

1.3. Машинистом назначается лицо, не моложе 18 лет, с образованием не ниже среднего (полного) общего, прошедшее медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор, стажировку и имеющее свидетельство об окончании курсов подготовки по профессии «машинист электропоезда», свидетельство установленного образца на право управления электроподвижным составом метрополитена и группу по электробезопасности не ниже 3-ей, прошедшее собеседование у руководителя электродепо.

1.4. Машинисту при назначении на должность выдаются (допускается выдача документов в электронном виде) под расписку:

– Правила технической эксплуатации метрополитенов РФ;

– Инструкция по сигнализации на метрополитенах РФ;

– Инструкция по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ;

– настоящая Должностная инструкция;

– Инструкции по устранению неисправностей, возникающих на подвижном составе;

– Местные инструкции по электродепо.

1.5. Машинист при переводе из одного электродепо в другое проходит инструктаж по охране труда, теоретическую и практическую подготовку с последующим испытанием в знании Местных инструкций, устройства электроподвижного состава, плана и профиля пути эксплуатируемой линии, особенностей техническо-распорядительных актов станций, практические испытания по работе на линии и маневровой работе и аварийно-тренировочные занятия.

1.6. По характеру выполняемой работы машинисты подразделяются по работе связанной:

– с перевозкой пассажиров и маневровой работой на линии;

– с маневровой работой в электродепо.

Обязанности машиниста.

2.1.Машинист обязан.

2.1.1. Знать и выполнять требования:

– Правил технической эксплуатации метрополитенов РФ,

– Инструкции по сигнализации на метрополитенах РФ;

– Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ;

– настоящей Должностной инструкции;

– Инструкции по устранению неисправностей, возникающих на подвижном составе;

– Местных инструкций электродепо;

– правил и инструкций по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации электроподвижного состава;

– Правил внутреннего трудового распорядка;

– других руководящих документов, определяющих его обязанности.

2.1.2. Постоянно повышать свою квалификацию и уровень технических знаний.

2.1.3. Обеспечивать безопасность движения на основе неукоснительного выполнения Правил технической эксплуатации метрополитенов РФ и нормативных документов, регламентирующих его работу.

2.1.4. Обеспечивать выполнение графика движения поездов с соблюдением безопасности движения.

2.1.5. Обеспечивать достоверность данных, вносимых им в маршрутный лист.

2.1.6. Ежемесячно посещать занятия по технической учёбе. В случае непосещения технической учебы, в течение месяца по выходу на работу, самостоятельно проработать тему пропущенной технической учебы и пройти проверку знаний у машиниста-инструктора.

2.1.7. Проходить периодическую проверку знаний в квалификационной комиссии электродепо, а машинисты 3-го, 2-го и 1-го класса квалификации – аттестацию для подтверждения класса квалификации в сроки, установленные «Положением о порядке присвоения класса квалификации машинистам электропоездов метрополитена, машинистам-инструкторам локомотивных бригад и проведения их периодической аттестации».

2.1.8. Явиться на работу к месту заступления ко времени, определенному графиком работы или нарядом, не допускать опозданий и ухода с работы ранее окончания смены. Перед сменой иметь полноценный отдых.

2.1.9. При возвращении на работу после отпуска, болезни, командировки и т.п., явиться к нарядчику, сдать ему документы, освобождавшие от работы, получить назначение на смену, а в отсутствие нарядчика (выходной день) – у дежурного машиниста-инструктора или оператора электродепо. При перерыве в работе более 10 дней пройти дополнительный инструктаж в соответствии с установленным порядком.

2.1.10. О невозможности явки на работу по болезни, другим причинам или невозможности прибытия к установленному нарядом времени работы, сообщить об этом не позднее, чем за 3 часа до начала работы нарядчику, оператору электродепо, дежурному по электродепо или машинисту-инструктору.

2.1.11. При выполнении своих обязанностей соблюдать установленную форму одежды. В праздничные дни и дни, определённые руководством метрополитена, находиться на работе в белой форменной рубашке.

2.1.12. Проходить в установленные сроки периодическое медицинское освидетельствование.Предоставлять медицинское заключение о допуске к работе до наступления следующей рабочей смены. Проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры в соответствии с установленным на метрополитене порядком.

2.1.13. При исполнении должностных обязанностей иметь при себе: - служебное удостоверение;

– талон предупреждения;

– удостоверение о проверке знаний нормативных документов по электробезопасности и проверке знаний документов по промышленной безопасности и других специальных правил;

– маршрутный лист;

– формуляр машиниста;

– исправный «Будильник водителя»;

– трехгранный ключ.

2.1.14. Сообщить в отдел кадров электродепо адрес регистрации и фактического места жительства, контактный телефон и немедленно извещать в случаях изменений вышеуказанных данных.

2.1.15. Производить приемку и сдачу электроподвижного состава, согласно Местной инструкцией по электродепо, с учетом особенностей эксплуатируемого в электродепо типа подвижного состава, с соблюдением инструкцийпо охране труда при эксплуатации электроподвижного состава.

2.1.16. Не выезжать из электродепо или пункта технического осмотра на линию на составе, не удовлетворяющем Правилам технической эксплуатации метрополитенов РФ, с неукомплектованным поездным снаряжением, инструментом, инвентарем и отсутствии готовности на электроподвижной состав.

2.1.17. В административном отношении машинист подчиняется начальнику электродепо и заместителю начальника электродепо по эксплуатации, а в оперативном отношении подчиняется машинисту-инструктору, поездному диспетчеру, дежурному по электродепо, оператору электродепо и обязан выполнять их распоряжения.

2.1.18. Являться по требованию начальника электродепо и (или) заместителя начальника электродепо по эксплуатации:

– на собеседование по вопросам безопасности движения поездов (не реже одного раза в год);

– на тестирование (собеседование) к психологу.

2.1.19. О выявленных недостатках в работе и нарушениях нормальной работы электроподвижного состава информировать принимающего управление машиниста, а по окончанию смены написать донесение установленной формы.

При постановке состава, имеющего неисправность, в электродепо сделать запись в «Секционную книгу ремонта». При повторении неисправности сделать запись в «Книгу повторного ремонта».

2.1.20. Контролировать наличие записей о выполненном ремонте электроподвижного состава по заявкам, сделанным в «Секционной книге ремонта».

2.1.21. Быть вежливым и предупредительным во взаимоотношениях с работниками метрополитена и пассажирами, требовать от них выполнения Правил пользования метрополитеном.

2.1.22. Не покидать кабину управления электроподвижного состава во время движения.

2.1.23. В случае угрозы наезда на людей, препятствие или при обнаружении признаков, угрожающих безопасности движения поездов, принять меры к немедленной остановке поезда (состава).

При угрозе наезда на подвижной состав или препятствие машинист электропоезда имеет право покинуть рабочее место только после принятия мер к экстренной остановке.

Машинисту запрещается.

2.6.1. Передавать управление поездом (составом) какому-либо лицу, кроме сменяющего машиниста, машиниста-инструктора, прикрепленного стажера.

2.6.2. Передавать управление поездом (составом) лицу, имеющему признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

2.6.3. Производить самовольный размен сменами, не предусмотренный нарядом и расшифровкой смены, с работниками локомотивных бригад, без разрешения дежурного машиниста-инструктора.

2.6.4. При следовании поезда в режиме тяги или торможения снимать руки с рукояток управления (контроллера машиниста и крана машиниста, тумблера «Тормоз экстренный»), кроме случая включения радиоинформатора при въезде на станцию.

2.6.5. Покидать кабину управления во время движения поезда (состава).

2.6.6. Провозить лиц, не имеющих права проезда в кабине управления.

2.6.7. Курить на территории метрополитена (за исключением специально отведенных мест).

2.6.8. При выполнении должностных обязанностей пользоваться мобильным телефоном (кроме случаев, требующих оперативной связи с дежурным машинистом – инструктором) и иными радиотехническими и электронными средствами, не относящимися к поездному оборудованию.

Общие положения.

3.1.1. Началом работы машиниста является время, указанное в наряде или сообщённое ему при вызове. К этому времени машинист обязан явиться в здравпункт для прохождения предрейсового медицинского осмотра и получения маршрутного листа порядком, установленным Местной инструкцией по электродепо.

Послерейсовые медицинские осмотры машинист обязан проходить по закрытому скользящему графику, после уведомления его оператором.

3.1.2. После прохождения предрейсового медицинского осмотра и получения маршрутного листа знакомится с вновь изданными приказами, указаниями, инструкциями, телефонограммами, письмами и инструктажами, за их усвоение расписывается в «Книге ежедневного инструктажа», а за постоянно действующие нормативные документы в «Книге росписей за руководящие документы» в установленные сроки.

После ночного отдыха, перед заступлением на смену машинист не расписывается в «Книге ежедневного инструктажа».

Реверсивную ручку контроллера машиниста (БРУ) получает порядком, установленным Местной инструкцией по электродепо.

3.1.3. При заступлении на смену на линии машинист выясняет у оператора линейного пункта, на каком пути станции находится принимаемый состав или уточняет время и станционный путь прибытия для смены машиниста.

3.1.4. Во время осмотра состава в электродепо и на линии машинист обязан иметь при себе реверсивную ручку КВ (БРУ) и фонарь. Осмотр подвагонного оборудования обязан производить в головном уборе. Применение смотрового молотка во время осмотра подвижного состава определяется Местной инструкцией по электродепо.

3.1.5. Во время движения поезда (состава) при нахождении главной рукоятки КВ в ходовом или тормозном положении машинист обязан держать левую руку на главной рукоятки КВ (КМ), а правую руку на ручке крана машиниста (тумблере «Тормоз экстренный»).

При следовании первым поездом, следовании при включённом освещении в тоннеле, следовании по стрелочным переводам и в других случаях, требующих особой бдительности, машинист держит правую руку на ручке крана машиниста (тумблере «Тормоз экстренный»).

3.1.6. Машинисту, вызванному для проверки вагонов и устранения неисправностей, во время движения поезда запрещается переход из вагона в вагон, кроме случаев возникновения угрозы безопасности движения и жизни пассажиров. При этом машинист обязан соблюдать правила личной безопасности и не допускать случаев травмирования пассажиров торцевыми дверями вагонов.

Общие положения.

4.1.1. К времени, указанное в графике работы смен или при вызове машинист обязан явиться в здравпункт электродепо для прохождения предрейсового медицинского осмотра.

Машинист обязан проходить послерейсовые медицинские осмотры.

4.1.2. После прохождения предрейсового медицинского осмотра машинист обязан ознакомится с вновь изданными приказами, указаниями, инструкциями, телефонограммами, письмами и инструктажами, за их усвоение расписывается в «Книге ежедневного инструктажа», а за постоянно действующие нормативные документы в «Книге росписей за руководящие документы» в установленные сроки.

4.1.3. Машинист обязан получить и сдать реверсивную ручку КВ (БРУ) и переносную радиостанцию порядком, установленным Местной инструкцией по электродепо.

4.1.4. При выполнении должностных обязанностей машинист обязан иметь при себе:

– служебное удостоверение, талон предупреждения, формуляр машиниста, удостоверение проверки знаний нормативных документов по электробезопасности и проверки знаний документов по промышленной безопасности и других специальных правил;

– при производстве осмотра состава (вагона) реверсивную ручку КВ (БРУ), молоток, фонарь;

– при участии в маневровых передвижениях переносную радиостанцию, свисток, диэлектрические перчатки.

4.1.5. Приведение кабины управления в нерабочее (рабочее) положение машинист осуществляет согласно Местной инструкции по электродепо с учетом особенностей эксплуатируемого типа подвижного состава.

4.1.6. Во время движения состава по парковым или деповским путям при нахождении главной рукоятки КВ (КМ) в ходовом положении, машинист обязан держать левую руку на главной рукоятке КВ (КМ), а правую руку на ручке крана машиниста (тумблере «Тормоз экстренный»).

4.1.7. Машинисту запрещается во время движения состава покидать кабину управления.

4.1.8. Во время движения состава запрещается переход из вагона в вагон, кроме случаев, когда возникает угроза безопасности движения, и при закрытии вагонных форточек во время мойки подвижного состава. При этом машинист обязан соблюдать правила охраны труда.

4.1.9. Обо всех выявленных недостатках и нарушениях нормальной работы подвижного состава, машинист обязан доложить дежурному по электродепо, сделать запись в «Секционную книгу ремонта» и оформить донесение.

4.1.10. Перед производством маневровых работ машинист обязан пройти инструктаж у дежурного по электродепо (или лица, его замещающего) о цели и характере предстоящих маневровых работ и их особенностей (количество переставляемых вагонов, маршрут предстоящих маневровых передвижений). Проверить включенное положение и исправность своей радиостанции.

4.1.11. Маневровые передвижения производятся локомотивной бригадой в составе машиниста и помощника машиниста из кабины управления головного вагона по ходу движения. Разрешается производить маневры одному машинисту при условии, что в течение выполнения маневровых передвижений ему не придется управлять составом не из головной кабины. Запрещается производить маневровые передвижения из кабины хвостового вагона при наличии рабочей кабины в голове состава.

4.1.12. При невозможности управления из головного вагона (по неисправности, расположении кабины или переносного пульта управления головного вагона не по ходу движения и т.п.) разрешается управлять маневровым составом из промежуточного или хвостового вагона.

В этих случаях в голове состава должен находиться помощник машиниста, который ведет наблюдение за показанием маневровых светофоров и положением стрелок, входящих в маршрут следования и подает машинисту необходимые команды и сигналы.

Машинист обязан руководствоваться, дублировать и немедленно выполнять требования сигналов, подаваемых помощником машиниста.

4.1.13. При подготовке к маневровым передвижениям одним вагоном машинист обязан проверить действие стояночного (ручного) тормоза. При неисправности стояночного (ручного) тормоза маневровые передвижения производить запрещается.

4.1.14. Машинист обязан убедиться, что все исправные тормозные воздухораспределители и воздушные тормозные магистрали вагонов включены в тормозную систему состава.

4.1.15. Остановку состава перед воротами электродепо машинист обязан произвести у специальных сигнальных знаков, а при их отсутствии – не ближе, чем за 25 м.

4.1.16. В случаях, когда состав не заехал хвостовым вагоном за маневровый светофор «Д» (по неисправности или другим причинам), правом на маневровые передвижения в обратном направлении в сторону вытяжного пути до группового светофора, является устное распоряжение дежурного поста централизации, лично полученное машинистом, под контролем поездного диспетчера.

4.1.17. Перед въездом на деповской путь, оборудованный вагономоечной машиной, машинист обязан закрыть окно кабины машиниста, запереть боковую дверь, установить зеркала в нерабочее положение, закрыть форточки в салонах вагонов.

4.1.18. Машинист обязан установить заземляющее устройство (закоротку) на парковых путях производится так, чтобы между местом его установки и ближайшей колесной парой вагона не было изолирующего стыка.

4.1.19. При производстве маневровых передвижений машинист обязан соблюдать установленные скорости движения.

Скорости при маневровых передвижениях на деповских и парковых путях:

Не более 15 км/ч:

– при движении по парковым путям и управление из кабины головного вагона, расположенной по направлению движения;

– при маневровых передвижениях одним вагоном в местах увеличенных воздушных промежутков контактного рельса, независимо от метеорологических условий.

Не более 10 км/ч:

– при движении по ручным или звуковым сигналам, если управление осуществляется из кабины головного вагона, расположенной по направлению движения;

– при движении по парковым путям и управлении не из головного вагона или кабины головного вагона, расположенной не по направлению движения;

– при движении одного вагона в местах, где нет увеличенных воздушных промежутков контактного рельса;

– при движении по парковым путям с наличием 70% действующих пневматических тормозов и управлении из кабины головного вагона, расположенной по направлению движения;

– при движении по парковым путям и управлении из головной кабины при неблагоприятных метеорологических условиях;

– при въезде в электродепо и управлении из кабины головного вагона, расположенной по направлению движения.

Не более 5 км/ч:

– при въезде в электродепо при неблагоприятных метеорологических условиях;

– при въезде в электродепо и управлении не из головного вагона или кабины головного вагона, расположенной не по направлению движения;

– при движении по путям электродепо с подключенным передвижным кабелем к вагону;

– при движении по пути электродепо, оборудованному вагоно-моечной установкой при ее отключенных агрегатах;

– при движении по пути продувочной камеры;

– при движении по парковым и деповским путям с наличием 70% действующих пневматических тормозов и управлении не из головного вагона или кабины, расположенной не по направлению движения;

– при движении по парковым и деповским путям с наличием 50% действующих пневматических тормозов;

– при продвижении состава к месту его стоянки после его остановки у сигнального знака «стоп», если при этом отсутствует препятствие за местом стоянки состава или оно расположено на расстоянии 2-х метров;

– при движении по ручным или звуковым сигналам, если управление осуществляется не из головного вагона или кабины головного вагона, расположенной не по направлению движения.

Не более 3 км/ч:

– при движении состава, в голове или хвосте которого прицеплен вагон с неработающим пневматическим и ручным (стояночным) тормозами;

– при движении по пути подъемочного ремонта;

– при наличии на пути вагона, стоящего на домкратах или на тумбах. В этом случае остановку осуществлять за 10 метров до этого вагона, дальнейшее продвижение отцепленного вагона осуществляется вручную.

Не более 2 км/ч:

– при движении на сцепку вагонов;

– при прокатке вагонов;

– при движении по пути, оборудованному вагономоечной установкой с ее включенными агрегатами;

– при продвижении состава (вагона) к месту остановки, за которым находится препятствие на расстоянии 2 и менее метров.

4.2. Обязанности машиниста при подготовке состава (вагона) к маневровым передвижениям.

4.2.1. Получив указание от дежурного по электродепо, уяснив цель, характер и маршрут предстоящей маневровой работы, машинист обязан направиться на соответствующий деповской путь, убедиться в отсутствии напряжения 825В на монорельсе (состав разгорожен, красные огни над деповскими путями и в смотровых канавах не горят, деповской путь заземлен, на разъединители 825В вывешена табличка «заземлено»).

4.2.2. Дальнейшую приемку маневрового состава осуществлять согласно Местной инструкции по электродепо с учетом особенностей эксплуатируемого типа подвижного состава.

4.2.3. При приемке вагона, вышедшего из ремонта, связанного с выкаткой тележек, машинист обязан дополнительно произвести осмотр подвагонного оборудования из смотровой канавы, проверить отсутствие посторонних предметов на тележках и подвагонном оборудовании в местах, доступных для осмотра, на рельсах и убедиться в возможности безопасного движения.

4.2.4. Перед перестановкой вагона, прошедшего ремонт и выводимого с путей подъемочного или случайного ремонта маневровым составом (вагоном) или мотовозом, на переставляемом вагоне машинист обязан проверить отключение всех автоматических выключателей, аккумуляторной батареи и главного разъединителя (БРУ).

4.2.5. При опробовании вагона на движение, после ремонта с выкаткой тележек, машинист обязан:

4.2.5.1. До подачи напряжения 825В на вагон:

– проверить действие стояночного (ручного) тормоза или убедиться в том, что стояночный (ручной) тормоз находится в рабочем состоянии по прижатию колодок (хвостовики закручены до отказа);

– включить главные разъединители (БРУ).

4.2.5.2. После подачи напряжения 825В на вагон включить:

– аккумуляторную батарею;

– все автоматические выключатели;

– выключатель мотор-компрессоров;

– зарядить воздушные магистрали;

– произвести полное служебное торможение;

– проверить, что давление воздуха в тормозных цилиндрах соответствует норме;

– проверить прижатие тормозных колодок к колесам;

– отпустить пневматический тормоз.

4.2.6. По сигналу дежурного по электродепо машинист обязан произвести опробование работы электрической схемы на положении КВ (КМ) «Ход-1» вперед и назад со скоростью не более 5 км/ч на деповских путях.

Примечание.

При работе на линии, для перевозки пассажиров (по производственной необходимости) машинист участка ДДЭ обязан выполнять должностные обязанности в соответствии с требованиями раздела №3 настоящей инструкции.

Права машиниста.

Для выполнения своих должностных обязанностей машинист имеет право.

5.1. Пользоваться служебной телефонной связью, нормативной и технической документацией, имеющейся в электродепо, по вопросам, входящим в круг его обязанностей.

5.2. Информировать руководителей электродепо о выявленных недостатках по обеспечению графика движения и безопасности движения поездов.

5.3. Обращаться к машинисту-инструктору за разъяснениями отдельных положений и требований правил, инструкций или других руководящих документов, для разъяснения их смысла и получения консультаций.

5.4. Обращаться к машинисту-инструктору локомотивных бригад, инженерам технического отдела и другим специалистам электродепо за консультацией по техническим вопросам.

5.5. Обращаться к руководителям метрополитена, Службы подвижного состава и электродепо по вопросам организации работы, выявленным недостаткам, и внесению предложений по улучшению условий труда и отдыха локомотивных бригад.

Ответственность машиниста.

Машинист несет ответственность:

6.1. За не знание и не соблюдение требований Правил технической эксплуатации метрополитенов РФ, Инструкции по сигнализации на метрополитенах РФ, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ, данной Должностной инструкции, инструкций по охране труда, Правил пожарной безопасности, других документов, определяющих их работу.

6.2. За безопасность движения, соблюдение графика движения поездов и культуру обслуживания пассажиров.

6.3. За сохранность и содержание вверенного ему электроподвижного состава, инвентаря, инструмента, секционной книги ремонта при выполнении должностных обязанностей.

6.4. За не прохождение в установленные сроки периодического медицинского освидетельствования, предрейсового или послерейсового медицинского осмотра.

6.5. За незнание содержания документов, которые были доведены под роспись, при наличии личной подписи за их усвоение.

6.6. За отсутствие доклада поездному диспетчеру, машинисту-инструктору о неисправности на подвижном составе и нарушениях нормальной работы оборудования или устройств метрополитена.

6.7. За не обеспечение взаимного контроля по выполнению должностных обязанностей при ведении поезда (состава) локомотивной бригадой.

6.8. За неудовлетворительные теоретические знания и практические навыки по выходу из случаев неисправностей подвижного состава.

6.9. За нарушение требований охраны труда и пожарной безопасности.

6.10. За курение на территории метрополитена (за исключением специально отведенных мест).

_________________________

Машинист электропоезда

(наименование должности)

Регистрационный номер №_______

№ п/п Фамилия, имя, отчество работника, назначаемого на должность (работающего в данной должности) Дата и подпись работника после ознакомления с инструкцией и получения ее копии Дата и номер приказа о назначении на должность Дата и номер приказа об освобождении от должности
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Должностная инструкция

Наименование предприятия – ГУП «Московский метрополитен»

Структурное подразделение – электродепо ________________________

Наши рекомендации