Геометрическая интерпретация симплекс-метода

Рассмотренная задача ЛП в стандартной модели была решена геометрически (рис.2.5.). Многоугольник решений имеет пять вершин с координатами О (0; 0), В3 (0; 21), Е (12; 18), С (22,5; 7,5), А1 (25; 0). Целеваяфункция достигает максимального значения в точке Е (12; 18). В модели участвовали только две переменные х1 и х2.

Теперь обратимся к симплекс-таблицам и запишем опорные решения, которые там получились:

Хопор1 = (0, 0, 300, 120, 252) (таблица 4.3.);

Хопор2 = (0, 21, 216, 36, 0) (таблица 4.4);

Хопор3 = Хmах = (12, 18, 84, 0, 0) (таблица 4.5.).

Вывод: переход от одной симплекс-таблицы к другой геометрически соответствует переходу от одной вершины многоугольника к другой:

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru ; Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru ; Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru .

Таким образом, переход осуществляется по вершинам многоугольника ОВ3ЕСА1, достигая своего максимального значения. На каждом шаге происходит переход к соседней вершине по ребру многоугольника. При этом целевая функция уменьшается.

Метод искусственного базиса

Постановка задачи

Для того чтобы привести задачу ЛП к канонической форме, необходимо предварительно найти некоторое начальное опорное решение этой задачи. Мы можем ввести в модель искусственные переменные, которые должны быть базисными и неотрицательными. Исключение искусственных переменных производится с помощью преобразования симплекс-таблиц. Процесс решения содержит два этапа: переход от основной модели к канонической ® решение задачи.

Пусть исходная система имеет следующий вид:

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

(5.1)

Без ограничения общности можно считать, что Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru . Для отыскания опорного решения строим вспомогательную задачу:

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

(5.2)

Свойства вспомогательной задачи:

1. Вспомогательная задача всегда имеет оптимальное решение.

2. Вектор Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru является опорным решением задачи (5.2).

Таким образом, принимая этот вектор за начальное опорное решение, вспомогательную задачу можно решить симплекс-методом.

Пусть Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru оптимальное опорное решение задачи (5.2). Тогда, если Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru , то Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru - опорное решение исходной задачи (5.1). Если же среди чисел Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru есть положительные, то задача (5.1) не имеет допустимых решений. Таким образом, всегда можно либо найти опорное решение исходной задачи (5.1), либо установить ее неразрешимость.

Теоремы метода

Теорема 1. Для того, чтобы исходная система имела опорные решения, необходимо и достаточно, чтобы Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru (минимальное значение функции во вспомогательной задаче равно нулю).

Теорема 2. Если исходная система имеет опорные решения, то существует равносильная ей каноническая система, получаемая из завершающей таблицы вспомогательной задачи.

Замечания к теоремам

Замечание 1. Если φmin вспомогательной задачи не равна 0, то исходная задача не обладает опорным решением (несовместна).

Замечание 2. Если при решении вспомогательной задачи:

а) в завершающей симплекс-таблице все вспомогательные переменные вышли из базиса, тогда, полагая их равными 0, получаем каноническую задачу для исходной;

б) вспомогательная переменная в некотором уравнении осталась в базисе, тогда необходимо левую часть ограничения приравнять к 0 и путем преобразований выделить базисную переменную для данного уравнения.

Следовательно, из завершающей таблицы вспомогательной задачи получим каноническую форму задачи (5.1).

Примеры решения задач

Пример 1. Пусть дана задача линейного программирования:

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru1 + 5х2 – x3 = 5,

10х2 - х4 = 5,

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru х1 + х2 + x5 = 5.

f(x) = 5x2→max.

Первое и второе уравнения не имеют базисных переменных, в третьем уравнении такой переменной является х5. Чтобы получить каноническую модель задачи, вводим две базисные переменные:

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru1 + 5х2 – x3 + x 1 = 5,

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru 10х2 - х4 + x 2 = 5,

х1 + х2 + x5 = 5,

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru где

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru , или Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru .

Используя систему уравнений с базисными переменными и функцию цели Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru , составляем исходную симплекс-таблицу.

Таблица 5.1

Базис В х1 х2 х3 х4 х5 ξ1 ξ2
Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru ξ1 -1
ξ2 -1
х5
φ(x) -1 -1

Будем вводить в базис переменную х1 и выводить ξ1. Преобразуем первую строку так, чтобы в клетке разрешающего элемента была единица. Для этого разделим все элементы первой строки на 5. Получим новую первую строку для следующей таблицы (табл. 5.2).

Далее необходимо получить в столбце под переменной x1 нули. Перепишем вторую строку без изменений, так как в ней на нужном месте уже стоит нуль. Остальные нули в столбце получим, умножив получившуюся первую строку на (-1) и (-5) и сложив ее поэлементно с третьей и четвертой строкой таблицы 5.1. Получаем новую симплекс-таблицу 5.2.

Таблица 5.2

Базис В х1 х2 х3 х4 х5 ξ1 ξ2
х1 -1/5 1/5
Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru ξ2 -1
х5 1/5 -1/5
φ(x) -1 -1

Аналогично вводим в базис переменную х2вместо ξ2. Для этого делим вторую строку таблицы 5.2 на 10, и результат записываем во вторую строку следующей таблицы (табл.5.3). Затем умножаем получившуюся вторую разрешающую строку на (-1) и (-10) и складываем ее поэлементно с первой и четвертой строкой таблицы 5.2. Новая симплекс-таблица имеет вид:

Таблица 5.3

Базис В х1 х2 х3 х4 х5 ξ1 ξ2
х1 1/2 -1/5 1/10 1/5 -1/10
х2 1/2 -1/10 1/10
х5 1/5 -1/5
φ(x) -1 -1

По теореме 1 метода искусственного базиса данная система имеет оптимальный план ( Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru ), следовательно, по теореме 2 существует равносильная каноническая система, полученная из завершающей таблицы вспомогательной задачи.

Так как в завершающей симплекс-таблице вспомогательной задачи все вспомогательные переменные вышли из базиса, тогда, полагая их равными 0, получаем каноническую задачу для исходной задачи ЛП:

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru или Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Составляем симплекс-таблицу по полученным данным:

Таблица 5.4

Базис В х1 х2 х3 х4 х5
Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru х1 1/2 -1/5 1/10
х2 1/2 -1/10
х5 1/5
f1(x) -5/2 1/2

Вводим в базис x4. Выполняя обычные преобразования симплекс-метода и результаты вычислений запишем в табл.5.5.

Таблица 5.5

Базис В х1 х2 х3 х4 х5
х4 -2
х2 -1/5
Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru х5 1/5
f1(x) -5 -5

Вводим в базис х3 . Получаем следующую таблицу 5.6.

Таблица 5.6

Базис В х1 х2 х3 х4 х5
х4
х2
х3
f(x) -25 -5 -5

Так как в индексной строке нет положительных элементов, следовательно, получили завершающую симплекс-таблицу, в которой содержится оптимальный план задачи.

Хопт = (0, 5, 20, 45, 0)

fmin(x) = -25 , тогда fmax(x) = 25.

Пример 2. Дана основная задача линейного программирования. При помощи элементарных преобразований матрицы коэффициентов системы ограничений, привести задачу к стандартному виду и решить ее геометрическим методом. Методом искусственного базиса получить каноническую задачу (или доказать несовместность этой системы). Решить полученную модель с помощью симплекс- таблиц (или доказать, что она не имеет оптимального плана).

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Запишем и преобразуем матрицу коэффициентов системы.

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ruГеометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ruГеометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Получили систему ограничений с единичным базисом (х3; х4; х5):

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Отбрасывая базисные переменные, получим стандартную задачу ЛП: Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Выразим функцию цели через свободные неизвестные х1 и х2. Имеем:

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

тогда Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Решим задачу геометрическим способом, как показано в разделе 2. Область планов представляет собой треугольник АВС и функция цели достигает максимального и минимального значения в его вершинах:

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Из рисунка видно, что точка В(3, 4) − точка максимума, тогда:

f(Xопт) = 3 + 2·4 = 11.

Для решения задачи симплекс-методом приведем систему ограничений к каноническому виду методом искусственного базиса. Заменив знаки в третьем ограничении, сделаем правые части уравнений неотрицательными:

 
  Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Очевидно, что в третьем уравнении нет базисной переменной. Используем метод искусственного базиса. Введем в это уравнение вспомогательную переменную ξ. Теперь решим вспомогательную задачу по минимизации функции Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru симплекс-методом.

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Занесем эту задачу в таблицу

Таблица 1

Б В х1 х2 х3 х4 х5 ξ
x3 -2
x4 -1
ξ -1
Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Введем в базис х2, тогда из базиса выйдет переменная х4. Пересчитывая таблицу, получим:

Таблица2

Б В х1 х2 х3 х4 х5 ξ
x3
x2 2.5 -0.5 0.5
ξ 3.5 1.5 -0.5 -1
Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru 3.5 1.5 -0.5 -1

Введем в базис х1, тогда из базиса выйдет переменная ξ. Пересчитывая таблицу, получим:

Таблица 3

Б В х1 х2 х3 х4 х5 ξ
x3 8/3 7/3 8/3 -8/3
x2 11/3 1/3 -1/3 1/3
x1 7/3 -1/3 -2/3 2/3
Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru -1

Данная таблица - завершающая таблица метода, она содержит оптимальный план вспомогательной задачи. Поскольку, Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru , то, отбрасывая последний столбец, получаем каноническую систему для исходной задачи.

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Выразим функцию цели через свободные переменные:

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

и решим исходную задачу симплекс-методом.

Б В х1 х2 х3 х4 х5
x3 8/3 7/3 8/3
x2 11/3 1/3 -1/3
x1 7/3 -1/3 -2/3
f1(X) -29/3 -1/3 4/3

Выполняя преобразования, получаем оптимальный план, доставляющий минимум функции цели f1(X) .

Б В х1 х2 х3 х4 х5
x5 0.375 0.875
x2 0.25 0.25
x1 0.125 0.625
f1(X) -11 -0.5 -1.5

Получен оптимальный план. Запишем ответ

Хопт = (3; 4; 0; 0;1);

f1(Xопт) = -11 (min), тогда f1(Xопт) = 11 (max).

Индивидуальные задания

Задание 1

Предприятие выпускает два вида продукции А1 и А2, используя при этом три вида сырья S1, S2 и S3. Известны запасы сырья равные b1, b2 и b3 соответственно. Расход сырья вида Si на производство единицы продукции Aj равен ai,j. Доход от реализации единицы продукции Aj составляет cj условных единиц. Требуется составить такой план производства продукции, при котором доход будет максимальным.

Решить задачу графическим методом; составить каноническую модель данной задачи и решить ее симплекс-методом. Найти двойственные оценки цен на сырье, из решения симметричной двойственной задачи по теоремам двойственности.

Вариант 1.
  А1 А2 bi
B1 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B2 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B3 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
cj  
Вариант 2.
  А1 А2 bi
B1 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B2 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B3 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
cj  
Вариант 3.
  А1 А2 bi
B1 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B2 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B3 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
cj  
Вариант 4.
  А1 А2 bi
B1 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B2 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B3 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
cj  
Вариант 5.
  А1 А2 bi
B1 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B2 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B3 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
cj  
Вариант 6.
  А1 А2 bi
B1 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B2 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B3 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
cj  
Вариант 7.
  А1 А2 bi
B1 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B2 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B3 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
cj  
Вариант 8.
  А1 А2 bi
B1 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B2 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B3 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
cj  
Вариант 9.
  А1 А2 bi
B1 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B2 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B3 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
cj  
Вариант 10.
  А1 А2 bi
B1 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B2 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
B3 Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru
cj  

Задание 2

Дана основная задача линейного программирования. При помощи элементарных преобразований матрицы коэффициентов системы ограничений, привести задачу к стандартному виду и решить ее геометрическим методом. Методом искусственного базиса получить каноническую задачу (или доказать несовместность этой системы). Решить полученную модель с помощью симплекс- таблиц (или доказать, что она не имеет оптимального плана).

Вариант 1

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Вариант 2

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Вариант 3

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Вариант 4

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Вариант 5

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Вариант 6

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Вариант 7

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Вариант 8

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Вариант 9

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Вариант 10

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Геометрическая интерпретация симплекс-метода - student2.ru

Наши рекомендации