Геометрическая интерпретация

Условились комплексное число z = a + bi изображать точкой плоскости с координатами (a; b). Действительные числа изображаются точками оси абсцисс, которую называют действительной осью, а чисто мнимые числа - точками оси ординат, которую называют мнимой осью.

Каждой точке плоскости с координатами ( a ; b ) соответствует вектор с началом в точке О ( 0 ; 0 ) и концом в точке М ( a ; b ). Поэтому комплексное число a + bi можно изображать в виде вектора Геометрическая интерпретация - student2.ru .

Такое изображение комплексных чисел особенно широко применяется в технических дисциплинах.

Из геометрической интерпретации комплексного числа вытекает:

1. Длина вектора, изображающего комплексное число, равна модулю комплексного числа: Геометрическая интерпретация - student2.ru

2. Угол Геометрическая интерпретация - student2.ru между вектором, изображающим комплексное число, и положительным направлением оси Ох называется аргументом комплексного числа Геометрическая интерпретация - student2.ru : Геометрическая интерпретация - student2.ru

Если Z = 0, то аргумент не определен.

3.Из соотношений между сторонами углами прямоугольного треугольника

Геометрическая интерпретация - student2.ru , Геометрическая интерпретация - student2.ru

Тогда, используя параметры Геометрическая интерпретация - student2.ru и Геометрическая интерпретация - student2.ru можно записать: Геометрическая интерпретация - student2.ru - тригонометрическая формула записи комплексного числа.

Действия над комплексными числами в тригонометрической форме:

1. Геометрическая интерпретация - student2.ru ;

2. Геометрическая интерпретация - student2.ru ;

3. Геометрическая интерпретация - student2.ru ;

4. Геометрическая интерпретация - student2.ru ,где k = 0, 1, 2, ..., n-1.

Те же параметры Геометрическая интерпретация - student2.ru и Геометрическая интерпретация - student2.ru при использовании формулы Эйлера :

Геометрическая интерпретация - student2.ru дают более компактную запись: Геометрическая интерпретация - student2.ru - показательная форма записи комплексного числа.

Действия над комплексными числами в показательной форме:

1. Геометрическая интерпретация - student2.ru ;

2. Геометрическая интерпретация - student2.ru ;

3. Геометрическая интерпретация - student2.ru ;

4. Геометрическая интерпретация - student2.ru , где k = 0, 1, 2, ..., n - 1.

На практике тригонометрическая форма используется как переходная:

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Часто бывает так, что два комплексных числа, над которыми надо произвести то или иное действие, заданы в различных формах. Поэтому сначала их надо привести к одной и той же форме.

Для перевода комплексного числа из алгебраической формы в тригонометрическую или показательную необходимо:

1. Найти модуль комплексного числа Геометрическая интерпретация - student2.ru ;

2. Найти аргумент комплексного числа Геометрическая интерпретация - student2.ru ;

Геометрическая интерпретация - student2.ru

определив в какой четверти расположен изображающий комплексное число вектор, выбрать нужное значение аргумента.

Для перевода комплексного числа из показательной или тригонометрической формы в алгебраическую. Следует воспользоваться формулами приведения и значениями углов тригонометрических функций.

Пример 1. Перемножить два комплексных числа Геометрическая интерпретация - student2.ru и Геометрическая интерпретация - student2.ru в алгебраической и показательной форме.

Решение: Для выполнения действия в алгебраической форме переведем Z1 сначала в тригонометрическую, а затем в алгебраическую форму:

Z1 = Геометрическая интерпретация - student2.ru =4(cos3000 + i sin3000) =4( cos(2700 + 300) +

+ i sin(2700 + 300))= 4(sin300 - i cos300) = Геометрическая интерпретация - student2.ru

Перемножим сомножители по правилу умножения двучлена на двучлен:

Z1 Z2 = Геометрическая интерпретация - student2.ru Геометрическая интерпретация - student2.ru

Теперь выполним действия в показательной форме, для чего Z2 переведем из алгебраической формы в показательную:

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Так как вектор изображающий комплексное число Геометрическая интерпретация - student2.ru , расположен в первой четверти, то выбираем К = 0, тогда Геометрическая интерпретация - student2.ru

Получаем Геометрическая интерпретация - student2.ru

Найдем произведение: Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ответ: Геометрическая интерпретация - student2.ru

Пример 2. Вычислить Геометрическая интерпретация - student2.ru . Ответ записать в алгебраической, тригонометрической, показательной формах.

Решение: Основания степеней даны в алгебраической форме. Так как возведение в степень проще производить в показательной форме, то сначала выполним перевод комплексных чисел в показательную форму.

Геометрическая интерпретация - student2.ru = Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

tg Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru , k Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru ,k Геометрическая интерпретация - student2.ru

Так как вектор, изображающий комплексное число Геометрическая интерпретация - student2.ru расположен в четвертой четверти, то выбираем К = 0, тогда Геометрическая интерпретация - student2.ru

Получаем Геометрическая интерпретация - student2.ru = Геометрическая интерпретация - student2.ru = Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru ,k Геометрическая интерпретация - student2.ru z

Геометрическая интерпретация - student2.ru ,k Геометрическая интерпретация - student2.ru

Так как вектор, изображающий комплексное число Геометрическая интерпретация - student2.ru , расположен в третьей четверти, то выбираем К = 1, тогда Геометрическая интерпретация - student2.ru

Получаем Геометрическая интерпретация - student2.ru

Выполнили возведение в степень

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Выполнили деление

Геометрическая интерпретация - student2.ru Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ответ:

Геометрическая интерпретация - student2.ru -алгебраическая форма

Геометрическая интерпретация - student2.ru - тригонометрическая форма

Геометрическая интерпретация - student2.ru - показательная форма.

Пример 3. Вычислить Геометрическая интерпретация - student2.ru , ответ записать в алгебраической, тригонометрической и показательной формах.

Решение: Надо произвести действия над комплексными числами, заданными в различных формах. Поэтому сначала их надо привести к одной форме. Так как возведение в степень проще производить в показательной форме, то сначала комплексное число Геометрическая интерпретация - student2.ru переведем в показательную форму.

Z= Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

tg Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru ,k Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru ,k Геометрическая интерпретация - student2.ru

Так как вектор, изображающий комплексное число Геометрическая интерпретация - student2.ru , расположен во второй четверти, то выбираем К = 1, тогда

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Выполним возведение в степень

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Найдем произведение

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ответ:

144-алгебраическая форма

Геометрическая интерпретация - student2.ru - тригонометрическая форма

144е Геометрическая интерпретация - student2.ru -показательная форма

Предел функций

Определение 1.

Геометрическая интерпретация - student2.ru Геометрическая интерпретация - student2.ru " E>0 $ б=б(Е)>0 "cÎД

0< çх-а½< бÞçf(x)-Bç<E

Определение 2.

Геометрическая интерпретация - student2.ru Геометрическая интерпретация - student2.ru " E>0 $ М>0 "cÎД

çх ½>МÞçf(x)-Bç<E

Условие существования предела:

{$ Геометрическая интерпретация - student2.ruГеометрическая интерпретация - student2.ru

Теоремы о пределах

Пусть существуют lim f(x) и lim g(x), тогда:

Теорема 1

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Теорема 2

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Следствие:

Геометрическая интерпретация - student2.ru , где с=const

Теорема 3

Геометрическая интерпретация - student2.ru , где Геометрическая интерпретация - student2.ru

Теорема 4. Если Геометрическая интерпретация - student2.ru и в некоторой окрестности точки а, кроме быть может самой точки а, выполнено неравенство Геометрическая интерпретация - student2.ru , то Геометрическая интерпретация - student2.ru

Пример 1. Вычислить Геометрическая интерпретация - student2.ru

Решение: воспользуемся теоремами о пределах

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ответ: 11

Пример 2. Вычислить Геометрическая интерпретация - student2.ru

Решение: в этом примере пределы числителя и знаменателя при х =>2 равны нулю:

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Следовательно, теорему о пределе частного применять нельзя.

Разложим числитель и знаменатель на множители, чтобы сократить дробь на общий множитель, стремящийся к нулю, и следовательно, сделать возможным применение теоремы 3.

Квадратный трехчлен в числителе разложим по формуле ax2 + bx + c = a(x - x1)(x - x2), где х1 и х2 - корни трехчлена. Разложив на множители и знаменатель, сократим дробь на (х - 2), затем применем теорему 3.

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ответ: Геометрическая интерпретация - student2.ru

Пример 3. Вычислить Геометрическая интерпретация - student2.ru

Решение: При Геометрическая интерпретация - student2.ru числитель и знаменатель стремятся к бесконечности, поэтому при непосредственном применении теоремы 3 получаем выражение Геометрическая интерпретация - student2.ru , которое представляет собой неопределенность. Для избавления от неопределенности такого вида следует разделить числитель и знаменатель на старшую степень аргумента. В данном примере нужно разделить на х: Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ответ: Геометрическая интерпретация - student2.ru

Пример 4. Вычислить Геометрическая интерпретация - student2.ru

Решение: при Геометрическая интерпретация - student2.ru . числитель и знаменатель стремятся к бесконечности. Разделим числитель и знаменатель на старшую степень аргумента, т. е. на х3:

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ответ: 2

Пример 5. Вычислить Геометрическая интерпретация - student2.ru

Решение: При Геометрическая интерпретация - student2.ru числитель и знаменатель стремятся к бесконечности. Разделим числитель и знаменатель на высшую степень аргумента, т.е. на х5:

Геометрическая интерпретация - student2.ru

числитель дроби стремится к 1, знаменатель к 0, поэтому дробь стремится к бесконечности.

Ответ:¥

Пример 6. Вычислить Геометрическая интерпретация - student2.ru

Решение: при х Геометрическая интерпретация - student2.ru числитель и знаменатель стремятся к бесконечности. Разделим числитель и знаменатель на старшую степень аргумента, т.е. на х7:

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ответ: 0.

Производная функции

Определение Геометрическая интерпретация - student2.ru

Производные основных элементарных функций:

1. (const)=0 2. (x n)= nx n - 1 3. (a x)¢=ax lna 4. (e x)¢=ex 5.(log a x)= Геометрическая интерпретация - student2.ru 6.(ln x)= Геометрическая интерпретация - student2.ru 7(sin x)= cos x 8(cos x)= -sin x 9(tg x)= Геометрическая интерпретация - student2.ru 10(ctg x)= Геометрическая интерпретация - student2.ru 11.(arcsinx)= Геометрическая интерпретация - student2.ru 12.(arccosx)¢= Геометрическая интерпретация - student2.ru 13.(arctg x)= Геометрическая интерпретация - student2.ru 14.(arcctgx)= Геометрическая интерпретация - student2.ru

Правила нахождения дифференцирования:

а) Геометрическая интерпретация - student2.ru

б) Геометрическая интерпретация - student2.ru

в) Геометрическая интерпретация - student2.ru ,где С=const

г) Геометрическая интерпретация - student2.ru

д) Геометрическая интерпретация - student2.ru ,где U=U(V(x)) сложная функция

Пример 1.Найти производную функции Геометрическая интерпретация - student2.ru

Решение: Если производную от второго слагаемого находим по правилу дифференцирования дроби, то первое слагаемое представляет собой сложную функцию, производная которой находится по формуле:

Геометрическая интерпретация - student2.ru , где Геометрическая интерпретация - student2.ru , Геометрическая интерпретация - student2.ru ,V=x2 +4

Геометрическая интерпретация - student2.ru

При решении были использованы формулы: 1, 2,6, а, г, д.

Ответ: Геометрическая интерпретация - student2.ru

Пример 2.Найти производную функции Геометрическая интерпретация - student2.ru

Решение: оба слагаемых - сложные функции, где для первого

Геометрическая интерпретация - student2.ru , а для второго Геометрическая интерпретация - student2.ru

Тогда

Геометрическая интерпретация - student2.ru

При решении были использованы формулы 2,6,8,9,а,в,д и формулы Тригонометрии

Ответ: Геометрическая интерпретация - student2.ru

Определенный интеграл.

Формулы интегрирования:

1) Геометрическая интерпретация - student2.ru 2) Геометрическая интерпретация - student2.ru ,где n¹1 3) Геометрическая интерпретация - student2.ru 4) Геометрическая интерпретация - student2.ru 5) Геометрическая интерпретация - student2.ru 6) Геометрическая интерпретация - student2.ru 7) Геометрическая интерпретация - student2.ru 8) Геометрическая интерпретация - student2.ru 9) Геометрическая интерпретация - student2.ru 10) Геометрическая интерпретация - student2.ru 11) Геометрическая интерпретация - student2.ru 12) Геометрическая интерпретация - student2.ru 13) Геометрическая интерпретация - student2.ru

Формула Ньютона-Лейбница:

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Основные свойства определенного интеграла:

Геометрическая интерпретация - student2.ru

1.

2. Геометрическая интерпретация - student2.ru , с=const

3. Геометрическая интерпретация - student2.ru

Интегрирование методом замены переменной:

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Интеграл с помощью подстановки Геометрическая интерпретация - student2.ru преобразуется в другой (обычно табличный) интеграл с новой переменной интегрирования t, где старые пределы интегрирования х1 = а; х2 = b заменяются новыми пределами Геометрическая интерпретация - student2.ru

Пример 1. Вычислить Геометрическая интерпретация - student2.ru

Решение: положим t = cos x, тогда dt = (cos x)dx = -sin xdx или sin xdx = -dt;

вычислим пределы интегрирования для переменной t: t1 = cos 0 = 1, t2 = Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ответ: Геометрическая интерпретация - student2.ru

Пример 2. Вычислить Геометрическая интерпретация - student2.ru

Решение: произведем подстановку Геометрическая интерпретация - student2.ru , тогда

Геометрическая интерпретация - student2.ru или Геометрическая интерпретация - student2.ru

Определим новые пределы интегрирования:

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ответ: Геометрическая интерпретация - student2.ru

Дифференциальные уравнения.

Уравнение, связывающее независимую переменную, неизвестную функцию и ее производные или дифференциалы различных порядков, называется дифференциальным уравнением.

Порядком дифференциального уравнения называется наивысший порядок производной неизвестной функции, входящей в уравнение.

Решением дифференциального уравнения называется функция

y =f(x),
подстановка которой в уравнение обращает его в тождество. График решения на плоскости хОу называется интегральной кривой уравнения.

Дифференциальные уравнения первого порядка часто записывают в виде: y = f(x;y) или dy = f(x;y)dx. Простейшее дифференциальное уравнение первого порядка есть уравнение y = f(x), где f(x)- заданная функция.

Это уравнение имеет бесконечно много решений.

Процесс нахождения решения называется интегрированием дифференциального уравнения. Поэтому для y = f(x), функция Геометрическая интерпретация - student2.ru или Геометрическая интерпретация - student2.ru где F(x) какая-нибудь первообразная функция f(x), а с - произвольная постоянная, будет общим решением (общим интегралом).

Чтобы выделить единственное решение уравнения, достаточно задать значение искомой функции при фиксированном значении аргумента. Задача нахождения решения дифференциального уравнения первого порядка, удовлетворяющего условию y(x0) = y0, где x0 и у0 - заданные числа, называется задачей Коши.

Условие у(х0) = у0 называется начальным условием, а единственное решение, удовлетворяющее начальному условию, называется частным решением уравнения (частным интегралом).

Частное решение уравнения с физической точки зрения означает, что в фиксированный (начальный) момент времени задано положение материальной точки, а геометрический смысл состоит в нахождении интегральной кривой уравнения, проходящей через заданную точку.

Дифференциальное уравнение первого порядка называется уравнением с разделяющимися переменными, если его можно привести к виду y=f(x)g(y). Уравнение этого вида решается с помощью разделения переменных Геометрическая интерпретация - student2.ru и интегрирования обеих частей полученного уравнения по своей переменной.

Пример 1. Найти частное решение дифференциального уравнения

Геометрическая интерпретация - student2.ru ,если Геометрическая интерпретация - student2.ru

Решение: имеем уравнение с разделяющимися переменными.

Разделим переменные, разделив каждый член уравнения на произведение (x2+3)sin y:

Геометрическая интерпретация - student2.ru

проинтегрируем обе части уравнения

Геометрическая интерпретация - student2.ru

интегралы вычислим методом подстановки

Геометрическая интерпретация - student2.ru

для удобства преобразований примем c1=ln c,

тогда имеем Геометрическая интерпретация - student2.ru

после потенцирования получаем общее решение:

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Подставив начальное условие, находим С

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Подставляя найденное значение С в общее решение получаем частное решение.

Ответ: частное решение уравнения (частный интеграл)

Геометрическая интерпретация - student2.ru или Геометрическая интерпретация - student2.ru

Пример 2.Найти частное решение дифференциального уравнения y2dx= Геометрическая интерпретация - student2.ru , если у(0)=1.

Решение: соберем члены содержащие dx и dy в разных частях уравнения, а затем разделим переменные:

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

интегрированием найдем общее решение:

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

подставив начальное условие, находим С

Геометрическая интерпретация - student2.ru

При найденном значении С из общего интеграла найдем частное решение (частный интеграл) данного уравнения:

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ответ: частное решение Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ряды

Определение 1.Числовым рядом называется выражение вида

Геометрическая интерпретация - student2.ru , где числа Геометрическая интерпретация - student2.ru называемые членами ряда, образуют бесконечную последовательность.

Определение 2. Ряд называется сходящимся, если последовательность его частичных сумм Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Геометрическая интерпретация - student2.ru

. . . . . . . . . . . . . .

Геометрическая интерпретация - student2.ru

при Геометрическая интерпретация - student2.ru имеет конечный предел : Геометрическая интерпретация - student2.ru

Этот предел называется суммой ряда. Если же Геометрическая интерпретация - student2.ru не существует или бесконечен, то ряд называется расходящимся.

Необходимый признак сходимости ряда.

Если ряд сходится, то его общий член стремится к нулю, т.е Геометрическая интерпретация - student2.ru

Признак Коши. Если для ряда с положительными членами Геометрическая интерпретация - student2.ru величина Геометрическая интерпретация - student2.ru при Геометрическая интерпретация - student2.ru имеет конечный предел l , т.е Геометрическая интерпретация - student2.ru ,то : 1)в случае l<1 ряд сходится; 2)в случае l>1 ряд расходится;

Примечание. Если l=1, то ряд может как сходится, так и расходится.

Признак Даламбера. Если для ряда с положительными членами Геометрическая интерпретация - student2.ru отношение (n+1)-го члена к n-му при Геометрическая интерпретация - student2.ru имеет конечный предел l, т.е Геометрическая интерпретация - student2.ru , то : 1) в случае l<1 ряд сходится; 2)в случае l>1 ряд расходится.

Примечание. Если l= 1, то ряд может как сходится, так и расходится.

Пример1исследовать на сходимость ряд

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Решение: ряд расходится, т.к Геометрическая интерпретация - student2.ru (не выполнен необходимый признак сходимости).

Пример 2. Исследовать на сходимость ряд Геометрическая интерпретация - student2.ru

Решение: Воспользуемся признаком Каши.

Находим Геометрическая интерпретация - student2.ru ; следовательно, ряд сходится.

Пример 3. Исследовать на сходимость ряд

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Решение : Так как Геометрическая интерпретация - student2.ru , то данный ряд расходится по признаку Даламбера.

Элементы теории вероятностей

При вычислении вероятностей случайных событий часто приходится использовать формулы комбинаторики. Комбинаторными называются задачи, в которых требуется произвести подсчет всех составленных по некоторому правилу соединений из некоторого числа различных предметов (элементов).

Различают три типа соединений:

1. Перестановки - соединения, отличающиеся только порядком следования элементов при их неизменном числе. Общее число перестановок из n элементов обозначается Pn. Это число равно произведению всех натуральных чисел от 1 до n включительно:

Pn= Геометрическая интерпретация - student2.ru !

Символ n ! (читается: эн факториал) есть сокращенное обозначение произведения Геометрическая интерпретация - student2.ru

Пример 1. Сколько четырехзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4 без повторения цифр?

Решение: так как искомые соединения содержат все по четыре данных элемента и отличаются друг от друга только порядком следования элементов, то это перестановки, общее число которых:

P4=4!= Геометрическая интерпретация - student2.ru (Для данного примера можно перебрать все эти варианты:

1234, 1243, 1324, 1342, 1423, 1432, и т.д.)

Ответ: 24

2. Размещения - соединения элементов, которые отличаются или порядком элементов в соединении, или самими элементами. Общее число размещений из n элементов по m элементов обозначается Геометрическая интерпретация - student2.ru , где Геометрическая интерпретация - student2.ru и вычисляется по формуле Геометрическая интерпретация - student2.ru

Пример 2. Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4 без повторения цифр?

Решение: так как искомые соединения содержат по два элемента из данных четырех элементов и отличаются друг от друга или порядком следования элементов, или самими элементами, то это размещения, общее число которых: Геометрическая интерпретация - student2.ru (Для данного примера перечислим все возможные варианты: 12, 13, 14, 21, 23, 24, 31, 32, 34, 41, 42, 43)

Ответ:12

3. Сочетания - соединения, отличающиеся друг от друга хотя бы одним элементом. В отличие от размещений в сочетаниях порядок следования элементов не имеет значения. Общее число сочетаний из n элементов по m элементов обозначается Геометрическая интерпретация - student2.ru , где Геометрическая интерпретация - student2.ru и вычисляется по формуле: Геометрическая интерпретация - student2.ru

Пример 3.На 6 сотрудников выделены 3 одинаковые путевки в дом отдыха. Сколькими способами их можно распределить?

Решение: так как путевки одинаковые, то число способов их распределения равно числу сочетаний из 6 элементов по 3 элемента.

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ответ: 20

Теория вероятностей - математическая наука, которая изучает закономерность в случайных событиях. К основным понятиям теории вероятностей относятся испытания и события.

Под вероятностью случайного события понимают численную меру объективной возможности появления этого события.

Вероятностью Р(А) случайного события А называется отношение числа m исходов, благоприятствующих событию А к числу n-всех элементарных исходов. Формула Геометрическая интерпретация - student2.ru называется классическим определением вероятности.

Для невозможного события P(V)=0 , для достоверного события P(U)=1 . Отсюда вероятность случайного события Геометрическая интерпретация - student2.ru

Пример 4. Из 20 лотерейных билетов 3 выигрышных. Какова вероятность того, что из двух наугад взятых билетов оба выигрышные.

Решение: Из 20 билетов выбрать 2 можно

Геометрическая интерпретация - student2.ru способами,

а благоприятствующих исходов Геометрическая интерпретация - student2.ru

Тогда Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ответ: Геометрическая интерпретация - student2.ru

Пример 5. В ящике 15 деталей, среди которых 10 окрашенных. Сборщик наудачу извлекает 3 детали. Найти вероятность того, что извлеченные детали окажутся окрашенными.

Решение:

Событие А – извлеченные детали окрашены

Геометрическая интерпретация - student2.ru

n - число возможных исходов

Геометрическая интерпретация - student2.ru ,

m - число благоприятствующих исходов

Геометрическая интерпретация - student2.ru ,

Тогда Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ответ: Геометрическая интерпретация - student2.ru

Пример 6. В урне 15 красных и 5 синих шаров. Вынули 4 шара. Какова вероятность, что два вынутых шара красные, а два синие?

Решение: Геометрическая интерпретация - student2.ru

число возможных исходов n= Геометрическая интерпретация - student2.ru

Два красных шара могут быть выбраны Геометрическая интерпретация - student2.ru способами, а два синих Геометрическая интерпретация - student2.ru способами.

Тогда благоприятствующих исходов Геометрическая интерпретация - student2.ru

Искомая вероятность Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ответ: Геометрическая интерпретация - student2.ru

Пример 7. Карточка «Спортлото» содержит 45 чисел. В тираже участвуют 6 чисел. Какова вероятность того, что верно будут угаданы 5 чисел?

Решение: Геометрическая интерпретация - student2.ru ,где

Геометрическая интерпретация - student2.ru , а Геометрическая интерпретация - student2.ru

где Геометрическая интерпретация - student2.ru -выбраны 5 из 6 участвующих в тираже чисел,

Геометрическая интерпретация - student2.ru -названо одно из 39 невыигрышных чисел (39=45-6)

Геометрическая интерпретация - student2.ru

Ответ: Геометрическая интерпретация - student2.ru

Задания для контрольной работы.

Студент должен выполнить пять заданий того варианта, номер которого совпадает с последней цифрой его шифра

Вариант Задания
1 2 3 4 5
а б а б
1 1 11 21 31 41 51 61
2 2 12 22 32 42 52 62
3 3 13 23 33 43 53 63
4 4 14 24 34 44 54 64
5 5 15 25 35 45 55 65
6 6 16 26 36 46 56 66
7 7 17 27 37 47 57 67
8 8 18 28 38 48 58 68
9 9 19 29 39 49 59 69
10 10 20 30 40 50 60 70

Задание 1.

Выполнить действия в показательной форме. Ответ записать в тригонометрической и алгебраической форме.

1. Геометрическая интерпретация - student2.ru

2. Геометрическая интерпретация - student2.ru

3. Геометрическая интерпретация - student2.ru

4. Геометрическая интерпретация - student2.ru

5. Геометрическая интерпретация - student2.ru

6. Геометрическая интерпретация - student2.ru

7. Геометрическая интерпретация - student2.ru

8. Геометрическая интерпретация - student2.ru

9. Геометрическая интерпретация - student2.ru

10. Геометрическая интерпретация - student2.ru

Задание 2.

а)Вычислить:

11. Геометрическая интерпретация - student2.ru 12. Геометрическая интерпретация - student2.ru 13. Геометрическая интерпретация - student2.ru 14. Геометрическая интерпретация - student2.ru 15. Геометрическая интерпретация - student2.ru 16. Геометрическая интерпретация - student2.ru 17. Геометрическая интерпретация - student2.ru 18. Геометрическая интерпретация - student2.ru 19. Геометрическая интерпретация - student2.ru 20. Геометрическая интерпретация - student2.ru

б) Найти производную функции:

21. Геометрическая интерпретация - student2.ru 22. Геометрическая интерпретация - student2.ru 23. Геометрическая интерпретация - student2.ru 24. Геометрическая интерпретация - student2.ru 25. Геометрическая интерпретация - student2.ru 26. Геометрическая интерпретация - student2.ru 27. Геометрическая интерпретация - student2.ru 28. Геометрическая интерпретация - student2.ru 29. Геометрическая интерпретация - student2.ru 30. Геометрическая интерпретация - student2.ru

Задание 3.

Вычислить:

а) Найти общее решение дифференциального уравнения:

31. Геометрическая интерпретация - student2.ru 32. Геометрическая интерпретация - student2.ru 33. Геометрическая интерпретация - student2.ru 34. Геометрическая интерпретация - student2.ru 35. Геометрическая интерпретация - student2.ru 36. Геометрическая интерпретация - student2.ru 37. Геометрическая интерпретация - student2.ru 38. Геометрическая интерпретация - student2.ru 39. Геометрическая интерпретация - student2.ru 40. Геометрическая интерпретация - student2.ru

б) вычислить

41. Геометрическая интерпретация - student2.ru 42. Геометрическая интерпретация - student2.ru 43. Геометрическая интерпретация - student2.ru 44. Геометрическая интерпретация - student2.ru 45. Геометрическая интерпретация - student2.ru 46. Геометрическая интерпретация - student2.ru 47. Геометрическая интерпретация - student2.ru 48. Геометрическая интерпретация - student2.ru 49. Геометрическая интерпретация - student2.ru 50. Геометрическая интерпретация - student2.ru

Задание 4.

Исследовать ряд на сходимость:

51. Геометрическая интерпретация - student2.ru 52. Геометрическая интерпретация - student2.ru 53. Геометрическая интерпретация - student2.ru 54. Геометрическая интерпретация - student2.ru Геометрическая интерпретация - student2.ru 55. Геометрическая интерпретация - student2.ru 56. Геометрическая интерпретация - student2.ru 57. Геометрическая интерпретация - student2.ru 58. Геометрическая интерпретация - student2.ru 59. Геометрическая интерпретация - student2.ru 60. Геометрическая интерпретация - student2.ru

Задание 5.

Решить задачу:

61. Карточка «Спортлото» содержит 36 чисел. В тираже участвуют 5 чисел .Какова вероятность того, что верно будет угадано 3 числа?

62. Студент знает 20 из 25 вопросов программы. Найти вероятность того, что студент ответит правильно на 3 вопроса экзаменатора.

63. В урне находится 7 красных и 6 синих шаров. Из урны одновременно вынимают 2 шара. Какова вероятность того, что оба шара красные?

64. В урне 6 белых и 9 черных шаров. Из урны вынимают одновременно 2 шара. Какова вероятность того, что оба шара окажутся черными?

65. Из 20 лотерейных билетов 3 выигрышных. Какова вероятность того, что из 2 наугад выбранных билетов оба выигрышные?

66. Экзаменационные билеты пронумерованы от 1 до 35. Какова вероятность того, что наугад выбранный билет номер кратный 5?

67. Талоны, свернутые в трубочку пронумерованы всеми двузначными цифрами. Наудачу берут один талон. Какова вероятность того, что номер взятого талона состоит из одинаковых цифр?

68. В урне 3 белых, 7 красных и 5 синих шаров. Какова вероятность того, что вынутые наугад 3 шара окажутся синими?

69. Из m числа шаров, пронумерованных всеми двузначными числам, наудачу берется один. Какова вероятность того, что номер взятого шара оканчивается нулем?

70. Студент выучил 30 вопросов из 40. Какова вероятность того, что ему попадется билет с выученными вопросами, если в билете 3 вопроса?

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие комплексного числа.. Геометрическая интерпретация комплексного числа.

2. Алгебраическая, тригонометрическая, показательная формы комплексного числа. Переход от одной формы к другой.

3. Действия над комплексными числами в различных формах..

4. Понятие предела функции. Теоремы о пределах.

5. Правила вычисления пределов рациональных и иррациональных функций.(раскрытие неопределенностей: Геометрическая интерпретация - student2.ru )

6. Замечательные пределы.

7. Понятие производной, формулы дифференцирования.

8. Неопределенный интеграл, его свойства. Формулы интегрирования.

9. Определенный интеграл, его свойства. Формула Ньютона-Лейбница.

10. Методы интегрирования подстановкой и «по частям» в неопределенном и определенном интервалах.

11. Дифференциальные уравнения. Задача Коши.

12. Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными.

13. Линейные дифференциальные уравнения 1 порядка.

14. Простейшие дифференциальные уравнения 2 порядка.

15. Линейные однородные дифференциальные уравнения 2 порядка с постоянными коэффициентами.

16. Числовые ряды, свойства ,признаки сравнения.

17. Знакоположительные ряды. Признаки сходимости Даламбера, Коши.

18. Знакочередующие ряды. Признак Лейбница.

19. Степенные ряды Радиус и интервал сходимости.

20. Ряды Тейлора, Маклорена.

21. Ряд Фурье.

22. Элементы комбинаторики.

23. Понятие вероятности события. Классическое определение вероятности. Операции над событиями.

24. Классификация событий. Теоремы сложения и умножения вероятностей.

25. Полная группа событий. Формула полной вероятности, формула Байеса.

26. Повторение испытаний. Формула Бернулли.

27. Дискретные случайные величин, способы задания

28. Непрерывные случайные величины, способы задания.

29. Числовые характеристики случайных величин.

30. Числовые методы.

Литература

1. Алгебра и начала анализа, ч.1,2, под ред. Г.Н.Яковлева. -М.: Наука, 1981.

2. И.Л.Зайцев. Элементы высшей математики для техникумов. -М.: Наука, 1974.

3. Д.Письменный конспект лекций по высшей математике.

4. Н.В.Богомолов. Практические занятия по математике. -М.: Высшая школа, 2002.

5. В.Е.Гмурман. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. -М.: Высшая школа, 1979.

6. М.Я.Выгодский. Справочник по высшей математике. -М.:Росткнига,2001.

Наши рекомендации