Ввод информации русским текстом прописными буквами
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЧЕРЕЗ ПРОБЕЛ
Рис. 4.2. Макет кадра рекомендаций по вводу информации
Количество вопросов к лабораторной работе указывается преподавателем и составляет от 5 до 10, а время ответа на каждый вопрос задается в пределах от 2 до 5 минут.
После выполнения всех подготовительных операций компьютер предлагает вопросы, которые высвечиваются на экране по мере ответа на предыдущий (рис. 4.3).
ВОПРОС 1
ДЛЯ КАКОГО ГЕНЕРАТОРА (1. ПАРАЛЛЕЛЬНОГО, 2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО,
3. СМЕШАННОГО) ВОЗБУЖДЕНИЯ ПРОЦЕCС САМОВОЗБУЖДЕНИЯ НЕВОЗ-
МОЖЕН В РЕЖИМЕ ХОЛОСТОГО ХОДА ?
3 – НЕПРАВИЛЬНО
ВОПРОС 2
ОПРЕДЕЛИТЬ ПОКАЗАНИЕ ВАТТМЕТРА, ЕСЛИ ПРЕДЕЛ ПО НАПРЯЖЕНИЮ
300 В, ТОКУ 2 А, ЧИСЛО ДЕЛЕНИЙ ПО ШКАЛЕ 150, СТРЕЛКА ОТКЛОНИЛАСЬ
НА 20 ДЕЛЕНИЙ (Р= ? ВТ).
Р=80 ВТ – ПРАВИЛЬНО
ВОПРОС 3
КАК ИЗМЕНИТСЯ ВЕЛИЧИНА УГЛА МЕЖДУ ВЕКТОРОМ ТОКА И ВЕКТОРОМ
НАПРЯЖЕНИЯ, ЕСЛИ В ЦЕПИ С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ КАТУШКИ
(ХС=2ХL) И ЛАМПОЧКИ ОТКЛЮЧИТЬ КОНДЕНСАТОР ?
УВЕЛИЧИТСЯ – ПРАВИЛЬНО
Рис. 4.3. Макет кадра вопросов и реакции компьютера на ответы
Содержание задаваемых вопросов призвано обеспечить активное участие студентов в диалоге с компьютером. С этой целью при формировании программного комплекса по электротехнике предлагаются различные варианты тестов к лабораторным работам.
Первый вариант тестов – это многовариантная система вопросов, т.е. на вопрос компьютера предлагаются несколько ответов. При таком подходе трудно определить, что знает студент, так как велика роль догадки. Кроме того, это не способствует развитию логического и критического мышления, так как предлагает пользователю выбор из уже принятых решений. Такая система вопросов составляет не более 10 % информационного банка.
Второй вариант тестов – это вопросы диагностического типа, которые требуют анализа исходной информации и основаны на глубоких знаниях, позволяющих правильно сформулировать ответ. Например, в трехфазных цепях при заданном распределении нагрузки обрыв нулевого провода приводит к изменению напряжения по фазам. Для поиска ответа на поставленный вопрос необходимо четко представлять роль нулевого провода, зависимость напряжения в нулевом проводе от нагрузки и особенности построения векторной диаграммы.
Третий вариант тестов формируется в виде задач, исходные данные которых позволяют выполнить простые расчетные действия, сохраняя при этом сущность физических явлений. Здесь необходимо знание основных формул, взаимосвязи между параметрами электрической схемы и электрической машины, а также умение выполнить соответствующие преобразования. Например, в трехфазной цепи соединением в треугольник определить линейные и фазные токи при заданном линейном напряжении и сопротивлениях по фазам. Для выполнения необходимо знание соотношений между фазными и линейными величинами, а также закона Ома, на основе которого можно определить ток в фазе потребителя, особенности расчета сопротивления при параллельном включении.
Четвертый вариант тестов представляется на экране компьютера в виде вопросов по определению показаний различных электроизмерительных приборов: амперметров, вольтметров, ваттметров и счетчиков. Эта группа вопросов ориентирует студента на знание конструктивных особенностей и схем включения приборов, формирует умение определять цену деления и показания приборов.
Пятый вариант тестов предусматривает построение векторных диаграмм в цепях переменного тока, где необходимо представлять соотношения между векторами тока и напряжения при различных сочетаниях активного, индуктивного и емкостного сопротивлений.
Познакомившись с вопросами, пользователь должен сформировать ответ русским или латинским текстом прописными буквами. Например, в вопросе 1 из трех вариантов необходимо выбрать один правильный ответ, в вопросе 2 в скобках даются рекомендации по записи ответа, а в вопросе 3 предполагается свободное конструирование ответа в виде выражений: уменьшится, увеличится или не изменится.
На заключительном этапе работы проводится анализ ответов студента и дается оценка знаний по лабораторной работе (рис. 4.4 и 4.5).
ИЗ 3-Х ВОПРОСОВ ВЫ ОТВЕТИЛИ ПРАВИЛЬНО НА 2 И НЕПРАВИЛЬНО НА 1.
УКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКОЙ ВИД ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ЖЕЛАЕТЕ ПОЛУЧИТЬ.
ЕСЛИ ЗАЧЕТ, ТО НАБРАТЬ ЦИФРУ 1, ЕСЛИ ЭКЗАМЕН – ЦИФРУ 2.
Рис. 4.4. Макет кадра анализа ответов
ОЧЕНЬ СОЖАЛЕЮ – НЕЗАЧЕТ
ПОЗДРАВЛЯЮ, ВЫ УСПЕШНО ОТВЕТИЛИ НА МОИ ВОПРОСЫ – ЗАЧЕТ !
Рис. 4.5. Макет кадра вариантов оценки знаний
Программный комплекс предусматривает возможность проведения нескольких попыток ответить на вопросы по лабораторной работе или перейти к следующей. Наиболее характерные вопросы, предлагаемые компьютером при защите лабораторных работ, приводятся в прил. 2.