Физкультминутка «Ловкий Джек».
См. занятие 17.
5. Игра «Сосчитай и дорисуй»(лист 18, рис. 3).
Вопросы и задания детям.
-Ф- Сколько шишек на верхней полоске? (Четыре.)
-Ф Сколько на нижней? (Пять.)
•Ф- Что можно сказать о количестве шишек в верхнем и нижнем ряду? (На верхней полоске шишек меньше, чем на верхней, а на нижней больше, чем на верхней.)
-Ф Что надо сделать, чтобы шишек стало поровну, по пять? (Надо на верхней полоске нарисовать еще одну шишку.)
-Ф Нарисуйте одну шишку на верхней полоске.
■Ф- Что теперь можно сказать об их количестве? (Их поровну.)
Уточните: несмотря на то что шишки находятся на разном расстоянии друг от друга, количество их все равно одинаково, их поровну.
6. Игра «Угадай, кто быстрее»(лист 18, рис. 4).
Лев и черепаха поспорили, кто первый добежит до пальмы.
Дайте детям задание закрасить того, кто действительно первым прибежит к пальме. (Лев.)
Кого закрасили? (Льва.) Почему? (Потому что черепаха ходит медленно, а лев бегает быстро.)
Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
См. п. 6 занятия 1.
Занятие 19
Тема
Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина.
Цель:
— учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
— учить ориентироваться на листе бумаги;
— учить видеть геометрические фигуры в предметах;
— формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
— формировать навык самооценки и самоконтроля.
1. Игра «Кто пришел к Айболиту»(лист 19, рис. 1).
Прочитайте детям отрывок.
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! К. Чуковский
Вопросы и задание детям.
-Ф Перечислите всех, кто пришел к доктору Айболиту. (Корова, волчица, жучок, червячок, медведица.) -ф- Сколько их всего? (Пять.)
■Ф- Какой по счету пришла к доктору корова? (Первой.) Волчица? (Второй.) Жучок? (Третьим.) Червячок? (Четвертым.) Медведица? (Пятой.)
-v* Кто пришел к доктору Айболиту третьим? (Жучок.) Пятой? (Медведица.) Второй? (Волчица.)
2. Игра «Что где находится»(лист 19, рис. 2).
Спросите детей, где расположены в прямоугольнике: санки (в левом верхнем углу); снеговик (посередине); лопатка (в левом нижнем углу); ведро (в правом нижнем углу); лыжи (в правом верхнем углу).
В правом прямоугольнике предложите детям нарисовать: в середине — кружок; в правом верхнем углу — квадрат; в левом нижнем углу — овал; в правом нижнем углу — треугольник; в левом верхнем углу — прямоугольник. Попросите рассказать, как расположены в прямоугольнике нарисованные фигуры.
Физкультминутка «Слушай и делай».
Предложите детям выполнить следующие задания:
дотронуться правой рукой до левого колена;
поднять правую руку вверх, опустить;
левую руку спрятать назад, опустить;
левой рукой дотронуться до правого уха;
повернуться налево, затем направо;
левой рукой дотронуться до правого плеча, руку опустить.
4. Игра «Из каких фигур зайка»(лист 19, рис. 3).
Прочитайте детям стихотворение.
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайка вышел как живой!
Он с хвостом и головой!
Предложите детям сказать, из каких геометрических фигур состоит зайка. (Из овалов и кругов.)
Дайте задание раскрасить только те геометрические фигуры, из которых составлен зайка.
Сколько раскрасили кругов? (2) Сколько овалов? (5)
Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
См. п. 6 занятия 1.
Занятие 20
Тема
Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький).
Цель:
— продолжать учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
— учить отгадывать математические загадки;
— учить понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
— учить соотносить количество предметов с цифрой;
— учить видеть геометрические фигуры в контурах предметов;
— продолжать учить сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький);
— формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
— формировать навык самоконтроля и самооценки.
Игра «Отгадай загадку».
Загадайте детям загадки. Какие числа помогли отгадать загадки?
У него — дваколеса И седло на раме. Двепедали есть внизу, Крутят их ногами.
(Велосипед)
У кошки — трикотенка; Они мяучат громко. В лукошко мы глядим: А там еще один.Сколько котят у кошки? (Четыре)
Перед тобой — пятеркабратьев. Дома все они без платьев.
А на улице зато Нужно каждому пальто.
(Пальцы)
2. Игра «Закрась правильно»(лист 20, рис. 1).
Дайте детям задание закрасить въезжающие в гараж машины (первую — красным карандашом, вторую — синим, третью — зеленым).
Сколько всего машин въезжает в гараж? (Три.)
Когда машины выезжают из гаража, то последняя машина становится первой, а первая — последней.
Предложите детям закрасить машины, выезжающие из гаража, первую машину — зеленым, вторую — синим, третью — красным.
Вопросы детям.
-ф Какая по счету синяя машина во втором ряду? (Вторая.)
-Ф Какая по счету красная машина во втором ряду? (Третья.)
-Ф Какая по счету зеленая машина во втором ряду? (Первая.)
3. Игра «Число и цифра»(лист 20, рис. 2).
Вопросы и задание детям.
-Ф Сколько кругов в треугольнике? (Пять.)
■ф- Сколько квадратов в круге? (Пять.)
-ф Что можно сказать об их количестве? (Кругов и квадратов поровну, несмотря на то, что они расположены по-разному.)
-Ф Обвести по точкам цифру, соответствующую количеству фигур в треугольнике, в круге. -Ф Какую цифру обвели? (Пять.)
Физкультминутка «Зарядка».
Солнце глянуло в кроватку... Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки развести пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться — три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.
5. Игра «Сосчитай и напиши»(лист 20, рис. 3).
Из каких геометрических фигур состоит коляска? (Треуголь
ники, круги, прямоугольники.)
Нарисовать в квадратах геометрических фигур столько, сколько этих фигур в коляске (3 треугольника, 2 круга, 2 прямоугольника).
6. Игра «Подбери снеговикам ведра»(лист 20, рис. 4).
Вопросы и задание детям.
-Ф Сколько снеговиков? (Пять.)
-Ф Сколько ведер? (Пять.)
-ф Хватит ли снеговикам ведер? (Да, потому что их поровну, по пять.)
-Ф Какого размера снеговики? (Большой, поменьше, еще поменьше, еще меньше, самый маленький.)
-Ф Какого размера ведра? (Большое, поменьше, еще поменьше, еще меньше, самое маленькое.)
-ф- Соедини каждого снеговика с ведром, которое ему подхо-
дит по размеру.