Моделирование. Математические методы при проведении теоретических исследований
Моделирование — метод исследования сложных агрегатов или процессов на моделях. Моделирование как прием научного познания исследуемого объекта применяется в тех случаях, когда непосредственное изучение объекта (оригинала) является затруднительным или невозможным. Моделирование позволяет по результатам исследования модели судить о явлениях, происходящих в оригинале, в натурных условиях.
К модели, как инструменту научного познания исследуемого объекта, предъявляются следующие требования:
- модель должна полностью соответствовать моделируемому объекту;
- обладать свойством эволюционности;
- удовлетворять по степени сложности и абстрактности требованиям практической полезности модели;
- предусматривать возможность проведения численных решений с применением вычислительной техники;
- допускать опытную проверку соответствия модели исследуемому объекту.
Различают детерминированное и вероятностное моделирование изучаемых объектов. Детерминированные модели – такие модели, для которых информация об их состоянии и поведении на некотором отрезке времени позволяет однозначно описать ее поведение на экстраполируемом интервале времени. Вероятностные модели – такие модели, для которых информация об их состоянии и поведении на некотором отрезке времени не позволяет однозначно описать их поведение в экстраполируемом отрезке времени.
К детерминированным моделям относятся:
- наглядные модели (гипотезы, схемы и др.);
- знаковые (химические, топологические и графовые);
- математические модели (схемы замещения, экономико-математические модели, программы ЭВМ).
К вероятностным моделям относятся:
- натурные (обобщение натурных данных, производственный эксперимент, обобщение производственного опыта);
- физические (действующие модели приборов, тренажеры и др.);
- математические модели (аналоговые, структурные и цифровые модели, функциональные, кибернетические модели).
Математические модели и их элементы. Математическая модель представляет собой формальное описание основных закономерностей исследуемой системы (технического устройства, технологического процесса и т. д.) в виде математических уравнений и неравенств, позволяющее судить о поведении изучаемой системы в натурных условиях.
Решение каждой задачи при математическом моделировании подразделяется на два самостоятельных этапа. На первом этапе производится построение математической модели изучаемой системы. Второй этап включает исследование модели и получение необходимой информации.
Математическое моделирование исследуемых систем можно разделить на два основных направления.
Математическое моделирование систем на основе принципа оптимизации, предполагающее возможность и необходимость целенаправленного регулирования. В этом случае математические модели оптимизации являются инструментом для решения задач по определению оптимальных решений с применением методов математического программирования (дифференциального и вариационного исчисления, линейного, нелинейного, динамического программирования и других методов программирования).
Математическое моделирование систем на основе принципа имитации, позволяющее выявить закономерности динамики функционирования, влияние каждого отдельного фактора до количественной определенности, установить недостатки, преимущества, резервы и пути повышения эффективности, и на этой основе скорректировать прогноз развития изучаемых систем.
По структуре математические модели оптимизации включают следующие элементы.
Переменные — величины, оптимальные значения которых необходимо найти в процессе решения модели.
Параметры — постоянные величины, которые в процессе всего решения остаются неизменными и в модели, как правило, представлены коэффициентами при переменных или свободными членами в уравнениях и неравенствах.
Критерий оптимальности — принятый показатель меры эффективности исследуемой системы, величина которого при экстремальном значении целевой функции (максимальном или минимальном) определяет оптимальное решение для заданных условий, т. е. оптимальные значения переменных в модели.
Ограничения — области возможных значений переменных (оптимизируемых) величин в заданных конкретных условиях изучаемой системы, внутри которых отыскивается оптимальное решение. В зависимости от использования тех или иных математических методов для определения оптимальных решений, ограничения могут упрощать или усложнять решение задачи.
Общие принципы построения математических моделей. Моделирование объектов осуществляется на основе системного подхода. Системный подход позволяет рассматривать систему как целостную совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных для достижения единой цели, выявить свойства системы, ее внутренние и внешние связи.
Для системного анализа важное значение имеют понятия внутренних и внешних связей.
Внутренние связи — это связи между переменными (элементами системы). Такие связи исследуются методами теории вероятностей и математической статистики.
Внешние связи — это связи между системой и внешней средой. Под внешней средой понимается комплекс всех объектов, которые влияют на изменение системы, а также объектов, которые изменяются в результате изменения системы. Между системой и внешней средой имеется тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Воздействия, которые испытывает система со стороны внешней среды, принято называть входными, а воздействия системы на внешнюю среду — выходными.
Этапы математического моделирования. Основными этапами математического моделирования исследуемой системы являются: постановка задачи, построение математической модели и исследование изучаемой системы на модели.
Главным на этапе постановки задачи является четкое определение и формулировка цели исследования.
Построение математической модели можно подразделить на стадии содержательного описания исследуемой системы, составления формализованной схемы и непосредственной разработки математической модели.
Содержательное описание — это анализ исследуемой системы, включающий качественную и количественную характеристики происходящих в ней явлений, характер и степень взаимосвязи между ними и учет важности каждого явления в общем процессе функционирования изучаемой системы. Содержательное описание составляется на основе детального изучения системы и служит основой формализованной схемы и математической модели.
Составление формализованной схемы практикуется обычно тогда, когда непосредственный переход от содержательного описания к разработке математической модели является затруднительным или даже невозможным. На этой стадии окончательно устанавливается система параметров и факторов, необходимых для целей исследования зависимости между ними, и дается точная математическая формулировка задачи исследования системы.
Непосредственная разработка математической модели является завершающей стадией построения модели. Построение самой математической модели заключается в преобразовании формального описания закономерностей и логических условий исследуемой системы (таблиц, графиков и т. п.) в описание в виде математических уравнений и неравенств, представляющих собой запись целевой функции и соответствующих ограничений в аналитической форме.
Для разработки модели физического процесса необходимо определить:
- область или границы ее применения (по времени, пространству и другим физическим характеристикам);
- степень (глубину) детализации;
- физические ограничения;
- требуемую точность результатов;
- константы и переменные, определяющие состояния процесса;
- управляемые переменные;
- неуправляемые переменные (воздействия, возмущения);
- параметры, характеризующие объект.
Модель должна адекватно, т. е. по возможности точно, отражать действительность. Адекватность нужна не вообще, а в рассматриваемом диапазоне. Адекватность модели — это ее соответствие тому реальному физическому процессу (или объекту), который она представляет.
Расхождения между результатами анализа модели и реальным поведением объекта неизбежны, так как модель — это отражение, а не сам объект.
Исследование изучаемой системы на модели можно подразделить на следующие стадии:
- математический анализ модели;
- отбор и оценка исходной информации;
- численное решение;
- анализ решения;
- выработка рекомендаций.
Математический анализ модели проводится с целью выявления качественных свойств модели (оценка возможности существования решений в плане цели исследования, изучение зависимостей переменных от исходных условий и тенденций их изменения) и выбора математического метода численного решения задачи.
Численное решение включает разработку алгоритмов, составление программ на ЭВМ и расчеты.
Анализ решения и выработка рекомендаций — заключительная стадия математического моделирования.
Математические модели линейного программирования. При постановке задачи линейного программирования математическая модель оптимизации может быть построена и решена при выполнении следующих основных условий:
- наличие единого четко сформулированного критерия оптимальности, который может быть количественно измерен;
- обоснованность принятых ограничений на переменные и числовых характеристик параметров, входящих в систему ограничений;
- взаимозаменяемость переменных и многовариантность их использования, обусловливающие возможность выбора оптимального решения;
- уравнения и неравенства должны быть линейными, т. е. в целевую функцию и ограничения должны входить переменные только в первой степени.
Кроме того, особое внимание должно быть обращено на учет существенных факторов и исключение второстепенных, что обусловливает правильность построения модели и достоверность решений.
Решение модели включает выбор соответствующего метода линейного программирования (симплексный метод, распределительный метод и др.); разработку алгоритма решения; составление программы для ЭВМ и решение задачи на ЭВМ.
Анализ результатов решения предусматривает улучшение полученного решения изменением исходных данных, а также варьированием ограничениями задачи и критерием оптимальности, выработку окончательных рекомендаций по функционированию или составу изучаемой системы.
Математические модели динамического программирования. При исследовании систем методами динамического программирования их структура должна отвечать следующим основным требованиям:
- характеризоваться продолжительностью планового периода, т. е. его развитием во времени;
- допускать возможность исследования оптимальной стратегии по совокупности выбора оптимальных решений на отдельных этапах (шагах) ее развития;
- позволять выбор оптимального решения на каждом шаге на основе собственной оптимальной стратегии без учета значений управляемых переменных на предыдущем шаге;
- иметь критерий оптимальности системы, обладающей свойством аддитивности, что позволит оценивать оптимальность решения на каждом этапе в терминах единого критерия системы;
- содержать ограниченное число переменных.
Несмотря на наличие общих принципов постановки и решения задач динамического программирования, построение математических моделей, описываемых рекуррентным соотношением, представляет определенную сложность, особенно при решении задач с многими ограничениями и большим числом переменных.
Построение математико-статистических моделей с применением методов теории корреляции. Исследование вероятностных систем с применением математического аппарата теории корреляции включает следующие вопросы:
- постановку задачи;
- оценку задачи и представительности исходной информации;
- качественную оценку факторов-аргументов, т. е. обоснованность перечня показателей-факторов, влияющих на основной показатель системы;
- обоснование вида функции корреляционной зависимости;
- построение конкретной корреляционной модели исследуемой системы;
- статистический анализ корреляционного уравнения;
- исследование закономерностей изучаемой системы на модели;
- разработку рекомендаций для изучаемой системы.
Надежность и представительность исходных данных не должны вызывать сомнений. В ряде случаев причина неудачного решения задач заключается, как правило, в том, что полученные результаты не отвечают на поставленный вопрос.
Выбор перечня показателей-факторов при построении многофакторных корреляционных моделей связан с определенными трудностями. Стремление учесть в модели как можно больше факторов, зачастую себя не оправдывает. Модель получается сложной, что ведет к увеличению трудоемкости и длительности расчетов, и в результате страдает качество исследования изучаемой системы на модели.
Обоснование вида функции корреляционной зависимости, как правило, начинается на стадии постановки задачи исследуемой системы. Первоначальная гипотеза о виде функции основывается на теоретических представлениях о физической сущности изучаемой закономерности и анализе графиков и диаграмм, построенных по данным фактических наблюдений. После качественной оценки факторов-аргументов первоначальные представления о математическом виде функций корректируются. В случае отсутствия однозначного решения о виде функции аппроксимирование изучаемой зависимости осуществляется построением нескольких подходящих функций, наилучшая из которых принимается в качестве основной.
Указанные выше недостатки могут быть преодолены использованием для статистического анализа методов активного планирования эксперимента и глубокого дисперсионного анализа. Особенно эффективны методы активного планирования эксперимента, которые позволяют:
- определять необходимое количество опытов;
- получать количественные и качественные оценки факторов-аргументов необходимой точности при минимальном количестве данных наблюдений;
- устанавливать корреляционные зависимости при значительно меньших ошибках.
Методы математического программирования подразделяются на аналитические и численные. К аналитическим методам относятся дифференциальное и вариационное исчисления, принцип максимума и др. Численные методы математического программирования включают методы линейного, нелинейного и динамического программирования, методы регулярного и случайного поиска, стохастическое программирование и др.
Использование тех или иных методов математического программирования при решении каждой конкретной задачи зависит от вида и характера целевой функции, числа переменных, наличия и вида ограничений и других элементов математической модели.
Методы дифференциального исчисления. Для использования этих методов необходимо, чтобы модель была выражена функцией в форме аналитической зависимости, которая дифференцируется по всем переменным, а задача не должна иметь ограничений.
Линейное программирование объединяет теорию и практику решения задач, в которых необходимо найти набор переменных величин, удовлетворяющих заданным линейным ограничениям и максимизирующих (или минимизирующих) некоторую линейную функцию этих переменных. При этом, чем больше линейных ограничений, тем эффективнее применение методов линейного программирования.
Нелинейное программирование. Задачи оптимизации с нелинейными целевыми функциями могут быть решены методами выпуклого программирования. Однако при этом необходимо, чтобы допустимые значения переменных хi образовывали выпуклую область, и целевая функция на максимум была вогнутой, а на минимум — выпуклой.
Задачи оптимизации с нелинейной функцией и линейными ограничениями могут быть решены методом нелинейных ветвлений и методом квадратичного программирования.
Для решения задач нелинейного программирования используют также градиентные методы и метод кусочно-линейной аппроксимации, которые относятся к приближенным методам.
Градиентные методы, применяющиеся для решения задач нелинейного программирования, позволяют получить оптимальное решение на основе последовательных приближений, которые, как правило, приводят не к глобальному, а к локальному экстремуму. Наиболее эффективно их использование при решении задач выпуклого программирования, в которых локальный экстремум является одновременно и глобальным.
В основе метода кусочно-линейной аппроксимации лежит выражение заданной функции кусочно-линейной функцией, в результате чего нелинейная задача приближенно сводится к линейной.
Динамическое программирование. В основе концепции динамического программирования лежит общий принцип, названный Р. Беллманом принципом оптимальности, сущность которого заключается в следующем. Принятие решений по развитию изучаемой системы разбивается на ряд последовательных шагов, на каждом из которых решается оптимизационная задача.
Динамическое программирование позволяет исследовать широкий круг часто встречающихся динамических задач, в которых оптимальное решение определяется многошаговым процессом принятия решений, обеспечивающих оптимальность изучаемой системы в целом.
Построение и решение математических моделей динамического программирования должно базироваться на следующих условиях:
- поведение системы рассматривается во времени;
- управляемый процесс марковский, т. е. предыстория не влияет на определение будущих действий. Единственной информацией, необходимой для выбора оптимального значения переменных на рассматриваемом шаге, является состояние системы в этот момент времени;
- состояние системы в каждый рассматриваемый момент времени однозначно характеризуется определенными числовыми значениями соответствующих параметров;
- переменные и ограничения формируются по отдельным шагам;
- выбор оптимального решения на каждом шаге заключается в преобразовании числовых значений параметров состояния системы на начало шага в другие числовые значения. Следовательно, результат решения на предыдущем шаге оказывает прогнозируемое влияние на состояние системы, которое она примет на последующем шаге;
- модель должна содержать возможно меньшее число переменных;
- оптимальность решения на каждом шаге оценивается в терминах единого критерия эффективности системы.
Динамическое программирование, в отличие от линейного программирования, может быть применено к самым различным математическим моделям.
Метод динамического программирования используется для решения не только динамических задач, но и широкого класса задач, в которых связи между переменными и критерии оптимальности могут быть заданы уравнениями произвольного вида или в виде графиков и таблиц, полученных на основе статистических данных или результатов экспериментов.
Корреляционный анализ используется для исследования связи между двумя или несколькими случайными величинами. При этом связь между величинами у и х1 , х2, … хn описывается в виде многомерного распределения.
Регрессионный анализ исследует такие связи между величинами, в которых величина у является случайной переменной величиной, зависящей от одной или нескольких независимых переменных величин х1 , х2, … хn. Здесь эти переменные не являются случайными величинами и принимают в каждом новом опыте вполне определенные значения.
Корреляционная зависимость между элементами системы имеет место, если изменение фактора у зависит от изменения одного или нескольких факторов xi (а также влияния некоторых неучтенных факторов) или изменение фактора у и одного или нескольких факторов xi обусловлено влиянием некоторых неучтенных факторов одновременно на у и xi.
Корреляционная связь может быть линейного и нелинейного видов. В общем виде связь между у и x1, x2, … xn может быть выражена уравнением y = f(x1, x2, … хn), которое называется корреляционным уравнением или уравнением регрессии.
О форме и силе связи между переменными величинами можно судить по коэффициенту корреляции выборочной совокупности. Коэффициент корреляции характеризует корреляционную связь между зависимой переменной у и независимыми переменными x уравнения регрессии.
Для определения параметров (постоянных коэффициентов) корреляционного уравнения (уравнения регрессии) используется метод наименьших квадратов. Это метод нахождения постоянных коэффициентов уравнения регрессии y = f(x1, x2, … хn), из условия минимума суммы квадратов отклонений фактических значений уi от y'i , рассчитанных по уравнению регрессии.
Методы теории массового обслуживания. Основными понятиями теории массового обслуживания являются: требование, источники требования, обслуживание, обслуживаемые и обслуживающие аппараты, поток требований, время обслуживания.
Требованием или заявкой называется запрос на выполнение какого-то вида перевозок.
Обслуживаемая система, как правило, состоит из n-го числа обслуживаемых аппаратов (устройств), каждый из которых является источником требований. В отдельных случаях обслуживаемая система рассматривается как единое целое и требования поступают от системы в целом.
Обслуживание — удовлетворение требования, поступившего в обслуживающую систему.
Когда обслуживаемая и обслуживающая система подразделяются на отдельные части, возникают понятия: обслуживаемые и обслуживающие аппараты.
Последовательность требований на обслуживание называется потоком требований. При этом различают входящий и выходящий потоки требований.
Временем обслуживания считается время удовлетворения требования на обслуживание с момента поступления заявки в обслуживающую систему, т. е. в общем случае время на обслуживание складывается из времени ожидания поступившей заявки и времени ее обслуживания.
Простейший поток требований обладает свойствами стационарности, ординарности и отсутствия последствия. Свойство стационарности говорит о том, что поток требований во времени остается постоянным, ординарности — требования в обслуживающую систему в любой момент времени поступают по одному. Потоком без последствия называется такой поток, в котором число требований, поступающих в любой момент времени, не зависит от предыстории.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В чём заключается использование метода мозговой атаки?
2. В чём заключается использование метода экспертных оценок Дельфи?
3. В чём заключается использование метода морфологического анализа?
4. В чём заключается использование метода математического моделирования?
5. Какие элементы определяют структуру математической модели?
6. Каковы общие принципы построения математических моделей?
7. Каковы особенности использования метода дифференциальных исчислений?
8. Каковы особенности использования метода линейного программирования?
9. Каковы особенности использования метода нелинейного программирования?
10. Каковы особенности использования метода динамического программирования?
11. Каковы особенности использования метода корреляционного анализа?
12. Каковы особенности использования методов теории массового обслуживания?
4. ПЛАНИРОВАНИЕ МНОГОФАКТОРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Изучаемые вопросы:
Виды эксперимента. Условия проведения и общая методика пассивного и активного эксперимента. Планирование многофакторного эксперимента. Факторы, их классификация, требования к ним. Линейные и нелинейные математические модели эксперимента.
Полный и дробный факторный эксперимент, их основные свойства. Область применения дробного факторного эксперимента. Свойства планов экспериментов.
Задача ранжирования факторов на этапе подготовки эксперимента. Методика оценки значимости факторов. Достоинства и недостатки экспертного метода ранжирования факторов. Обработка и интерпретация результатов эксперимента.
Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. Оптимизационные задачи организации и безопасности дорожного движения. Многофакторные методы оптимизации, их классификация и свойства.
4.1. Основы теории планирования эксперимента
Теория планирования эксперимента входит составной частью в общую математическую теорию эксперимента. Основоположником развития математической теории планирования эксперимента является английский математик Рональд Фишер, который в 1935 г. предложил вместо однофакторного эксперимента, так называемый многофакторный эксперимент.
Планирование эксперимента относится к активному эксперименту, предусматривающему принудительное изменение исследуемых факторов в требуемых пределах. Активный эксперимент – заключается в том, что уровни факторов (координаты опытных точек) назначаются исследователем на основе заранее разработанного алгоритма. Это позволяет произвести кодирование уровней факторов. При этом значительно повышается точность получаемых математических моделей, сокращает число проводимых испытаний. Пассивный эксперимент – заключается в наблюдении и регистрации входных и выходных переменных исследуемого процесса в режиме его обычной работы без вмешательства исследователя и нарушения хода его течения. Это значит, что при пассивном эксперименте расположение опытных точек в факторном пространстве определяется не исследователем, а условиями, в которых протекает изучаемый процесс. Исследователь лишь наблюдает, регистрирует и обрабатывает данные. При пассивном эксперименте кодирование уровней факторов не производится, значительно возрастает число опытных точек и усложняется вычислительная процедура по определению и практическому использованию получаемой математической модели.
При планировании опыты ставятся по заранее составленной схеме (матрице планирования), обладающей оптимальными свойствами. Все факторы при этом варьируются одновременно. Неизвестные или невключенные в исследование факторы рассматриваются как случайные величины. Такой подход уменьшает ошибки параметров, интересующих исследователя. В результате, это позволяет при значительном сокращении числа испытаний получить математическую модель исследуемого явления.
Теория планирования эксперимента оперирует определенными понятиями.
Функция y = f(x1, x2, … хk), характеризующая любой исследуемый процесс, называется функцией отклика.
Независимые переменные х1, х2, … хк — аргументы функции отклика — называются факторами.
Число точек плана при ортогональном планировании определяется по формуле
N = Kn,
где K – число уровней для каждого из факторов;
n – число факторов.
В случае большого числа факторов функция отклика рассматривается как геометрический образ в многофакторном пространстве — поверхность функции отклика.
При планировании эксперимента пользуются моделями, представляющими полиномы 1-й, 2-й степеней и выше. Применение таких моделей очень удобно для решения экстремальных задач.
Интервал варьирования факторов — диапазоны значений, принимаемых каждым фактором.
Уровни варьирования — значения каждого фактора при опытах.
В теории планирования эксперимента широко используется понятие матриц планирования эксперимента, т. е. таблиц, в которых записаны кодированные значения факторов.
Множество точек xi , в которых производятся наблюдения, и соответствующее число наблюдений в этих точках называют планом эксперимента.
План называют симметричным, если все факторы имеют одинаковое число уровней. План называют равномерным, если уровни любого фактора встречаются в плане одинаковое для данного фактора число раз.
Матрица планирования называется ортогональной, если сумма почленных произведений любых двух вектор-столбцов матрицы равна нулю.
Ротатабельность — свойство точек матрицы планирования, подобранных так, что точность предсказания значений параметра оптимизации одинакова на равных расстояниях от центра эксперимента и не зависит от направления.
При планировании эксперимента значения уровней факторов записываются в таблицу в условных, т. е. в кодированных значениях.
Кодирование преобразует независимые переменные к безразмерным величинам. Это позволяет построить ортогональную матрицу планирования с одинаковыми расстояниями уровней факторов от центра планирования.
При планировании эксперимента стоит задача определения коэффициентов математической модели. Коэффициенты полиномиальной модели подбираются на основе использования метода наименьших квадратов. В этом случае сумма квадратов отклонений функции отклика, получаемых с помощью теоретического уравнения, от опытных значений функции отклика должна быть минимальной.
Планирование эксперимента можно разделить на два направления.
Первое – планирование экстремальных экспериментов с задачей определения таких значений уровней факторов, при которых исследуемый параметр оптимизации будет иметь наибольшее значение.
Второе – это планирование с задачей выявления механизма явления или процесса, т. е. выявления степени влияния различных факторов на исследуемый параметр оптимизации. В этом случае предполагается известным аналитический вид модели, описывающей данное явление. Задача планирования заключается в нахождении параметров известной модели.
При проведении экстремальных экспериментов необходимо попасть в область оптимума и описать ее математической моделью при наименьшем количестве опытов. Чтобы избежать полиномов высокого порядка, используется шаговый метод изучения поверхности отклика. При этом методе исследователь вначале ставит небольшую серию опытов для локального описания малого участка поверхности отклика полиномом первой степени. На этом этапе используется ортогональное планирование (полный факторный эксперимент, планы дробных реплик). После статистической обработки и получения линейной адекватной модели начинается поиск зоны оптимума движением по поверхности отклика в направлении градиента линейного приближения. Движение в направлении градиента является движением по кратчайшему (крутому) к экстремуму пути (отсюда и название метода — метод крутого восхождения).
Движение по градиенту производят с определенными шагами восхождения, пропорциональными коэффициентам линейного полинома, умноженным на интервалы варьирования данных факторов. Шаги находятся путем уменьшения наибольшего произведения в U раз так, чтобы полученный шаг был приемлем с технологической точки зрения. Полученные шаги округляют.
Крутое восхождение начинают из центра эксперимента путем прибавления к основному уровню полученных шагов и реализации полученных значений факторов матрицей планирования. Опыты для каждого шага называют мысленными опытами, часть из которых реализуется.
Восхождение прекращается, когда все коэффициенты линейного приближения окажутся незначащими. Это свидетельствует о том, что исследователь вошел в область оптимума. Для описания этой области применяют описание поверхности отклика полиномом второго порядка (композиционные планы, ротатабельные планы и др.). После проверки адекватности полученной модели находят значения факторов, соответствующих оптимуму поверхности отклика по всем переменным факторам.
Применение планирования эксперимента для изучения механизма явлений предполагает наличие известной аналитической зависимости данного явления. В этом случае модель путем линеаризации приводится к линейному виду и для нее применяется схема эксперимента, наиболее присущая полученному полиному. Затем следует математическая обработка результатов и оценивается адекватность полученной зависимости.
Получившиеся в результате проведенных опытов модели анализируются. Из моделей первого порядка можно извлечь сведения о влиянии факторов на параметр оптимизации, о его увеличении или уменьшении в зависимости от знака перед коэффициентом модели.
Полиномы второго порядка, полученные для описания области оптимума, подвергаются тщательному анализу методами аналитической геометрии. Поверхность отклика может принадлежать к одному из трех типов:
- эллиптическому, т. е. уравнение полинома описывается уравнением эллиптического параболоида;
- минимаксному, т. е. седлообразному;
- уравнение гиперболического параболоида;
- возрастающего возвышения.
При сечении этих поверхностей плоскостями получаются изолинии поверхности отклика.
При применении теории планирования экспериментов можно выделить следующие основные этапы:
- формулировка цели и задач исследования с выдвижением основных гипотез, подлежащих проверке;
- выбор объекта исследования и его изучаемых параметров, а также факторов, активно изменяющихся в ходе исследования; если на функцию отклика оказывает влияние значительное число факторов, то вначале, применяя экспертный метод или случайного баланса, производится отсев всех незначащих факторов;
- выбор центральной точки эксперимента, для определения которой диапазон изменения каждого из факторов делится пополам; этим определяется центр плана и осуществляется выбор интервалов варьирования факторов в экспериментах;
- составление комбинаций уровней факторов, при которых исследуется поведение системы;
- определение повторяемости каждого опыта и определение общего числа опытов;
- выбор порядка реализации опытов;
- выбор вида математической модели, которой предполагается описывать рассматриваемое явление; для начала используется линейная модель;
- в зависимости от условий и задач эксперимента выбирается вид планирования (ортогональное, ортогональное центральное композиционное, рототабельное центральное композиционное и т. д.);
- определяется возможность использования дробных реплик;
- производится эксперимент, на основе которого определяется математическая модель; далее производится проверка воспроизводимости эксперимента; отсеиваются незначащие эффекты с помощью критерия Стьюдента, и полученная модель проверяется на адекватность с помощью критерия Фишера;
- если полученная математическая модель окажется адекватной, то производится поиск оптимального значения функции отклика и определяются соответствующие этой области значения факторов.
Выявление существенных факторов. При проведении эксперимента в план исследования должны быть включены все факторы, которые могут оказать влияние на функцию отклика. Обычно таких факторов много. При этом некоторые из них оказывают сильное влияние на функцию отклика, а другие слабое. Поэтому важным является определение степени влияния каждого из факторов на функцию отклика, построение ранжировочного ряда и отсеивание всех несущественных факторов. В результате такого ранжирования факторов сокращается объём экспериментальных исследований.
Существует несколько способов построения ранжировочного ряда: экспертным методом, планирования эксперимента, методом случайного баланса. Экспертный метод