Понятие о методах, используемых при проведении научных исследований на автомобильном транспорте
Изучаемые вопросы:
мозговая атака; экспертные оценки Дельфи; морфологический анализ; теория решения изобретательских задач;математическое моделирование; метод дифференциального исчисления; линейное программирование; нелинейное программирование; динамическое программирование; корреляционный анализ; методы теории массового обслуживания.
Методы творческого мышления
Мозговая атака. Мозговая атака (мозговой штурм) — один из наиболее широко применяемых методов коллективного поиска решений. Прямая мозговая атака основана на гипотезе, что среди большого количества идей, которые могут быть выдвинуты ее участниками, найдутся хотя бы несколько хороших. Основные правила ее проведения для 5—15 участников при продолжительности обсуждения 15 — 30 мин следующие:
а) формулируется основная проблема в четких терминах (в первую очередь: что, где, почему должно быть сделано);
б) ни одна высказанная идея по проблеме не объявляется ложной и не подвергается критике ни одним из участников совещания, наоборот, любая новая идея должна поощряться.
Экспертные оценки Дельфи. Обобщение и статистическая обработка результатов экспертизы, проведенной группой экспертов, могут быть сделаны с помощью получившего большое распространение метода Дельфи.
Удобство этого метода заключается в отсутствии необходимости сбора экспертов, так как он осуществляется путем рассылки и сбора анкет. Кроме того, обеспечивается достаточная надежность итоговых результатов, ибо обработка ведется статистическими методами. Процедура метода основывается на следующих принципах:
а) вопросы ставятся в четкой форме, позволяющей дать количественную оценку ответам;
б) проводится несколько туров опроса с промежутком не более месяца между ними;
в) эксперты знакомятся с результатом опроса перед каждым следующим туром;
г) обосновываются оценки и мнения, отличающиеся от мнения большинства;
д) для получения обобщающих результатов проводится статистическая обработка ответов в каждом туре.
Может быть рекомендована следующая схема реализации:
- выбирается группа высококвалифицированных экспертов;
- у выбранных специалистов-экспертов запрашивается перечень тех безразмерных характеристик, которые должны быть учтены в анализе эффективности. Разрабатывается единый перечень безразмерных характеристик;
- каждый из экспертов высказывает мнение о значимости каждой безразмерной характеристики единого перечня. При этом им предлагается попарно сравнить выбранные характеристики. Оценки, даваемые экспертами при попарном сравнении, не должны быть больше единицы. При этом не следует вычислять последующие оценки на основании предыдущих — каждый раз эксперт должен видеть перед собой только данную пару безразмерных характеристик.
- устанавливается диапазон изменения шкалы балльной оценки (единый для всех характеристик перечня), например, от 0 до 10 баллов. При этом 0 означает, что данная характеристика отсутствует или находится на минимальном уровне; 10 — максимальный уровень реализации в процессе данного качества — безразмерной характеристики;
- эксперты (каждый из них) назначают по новому и базовому вариантам (по конструкционным, технологическим и т. д. вариантам) соответствующее количество баллов по каждой безразмерной характеристике единого перечня, например;
- каждый из экспертов указывает, на сколько процентов следует изменить определенную размерную характеристику при улучшении безразмерной характеристики на один балл, например, на сколько процентов (или на сколько рублей) уменьшается цена (себестоимость) перевозок при улучшении каждой характеристики на один балл (стоимостной множитель).
Сформированные данные экспертной оценки безразмерных характеристик качества могут явиться необходимой составной частью обоснованного расчета некоторых экономических показателей нового технологического процесса, особенно при многовариантном анализе.
Метод контрольных вопросов предполагает анализ ответов на вопросы, касающиеся той или иной тематики. Существует много разновидностей данного метода, различаемых по именам авторов вопросов. Так, известны списки вопросов Бонзака, Буша, Грегори, Крика, Юнга, Вольфа и многих других.
Метод записной книжки Хефеле предполагает предварительное ознакомление всех участников поиска решения проблемы с задачей и выдачу им записных книжек. Все привлеченные специалисты записывают в эти записные книжки все идеи, которые им приходят в процессе работы над решением задачи. Одновременно им выдаются опросные листы со списком контрольных вопросов. Через некоторое время записные книжки собираются и проводится анализ полученных ответов.
Метод фокальных объектов разработан американским специалистом Ч. Вайтингом и используется для поиска новых оригинальных решений модернизации исследуемого объекта. Слово фокальный здесь используется для того, чтобы подчеркнуть, что все возможные признаки исследуемого объекта находятся как бы в его фокусе. Процедура работы заключается в рассмотрении возможностей исполнения вариантов совершенствуемого объекта, объединенного с одним из различных признаков случайно выбранных или названных предметов.
Интегральный метод «Метра» разработан французским исследователем И. Бувеном и объединяет процедуры мозгового штурма, синетики, свободных ассоциаций и морфологических матриц. На первом этапе просматривают первоначальную формулировку задачи, переводя ее на понятийную основу. Затем в новой постановке применяют метод мозгового штурма. После этого осуществляют экскурс в мир аналогий посредством фантастических модельных представлений.
Метод маленьких человечков является вспомогательным и служит для наглядного представления процессов, которые должны происходить в идеализированной системе для получения идеального конечного результата. Все процессы, происходящие в системе, представляются в виде набора рисунков, каждый из которых отображает выполнение одной технологической операции. Такое художественно-графическое представление облегчает переход к конкретной конструктивной схеме.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) разработана ученым Г. Альтшулером и его учениками. Эта теория включает большое количество инструментальных средств, каждое из которых в отдельности или в совокупности с другими решает задачи модернизации и усовершенствования объектов, а также их дизайна. Эти средства включают: законы развития технических систем, приемы устранения технических противоречий, банки данных физико-технических, химических, геометрических, биологических, психологических и других эффектов, вещественно-полевые ресурсы, стандарты и алгоритмы решения изобретательских задач. В общем случае ТРИЗ предполагает следующий алгоритм работы:
- анализ исходной ситуации;
- анализ задачи;
- анализ модели задачи;
- разрешение физического противоречия;
- анализ возможности устранения физического противоречия;
- развитие полученного решения;
- анализ хода решения.
Морфологический анализ. Одним из наиболее интересных методов поиска новых решений является морфологический анализ, который позволяет проектировать альтернативные решения по первичным параметрам и выбирать из них сначала технически реальные, затем наиболее удовлетворяющие целям разработки и, наконец, наиболее экономически эффективные.
Последовательность проведения анализа морфологическим методом впервые была описана его родоначальником швейцарским астрономом Цвикки и может быть представлена в модернизированном виде с учетом технико-экономического анализа следующим алгоритмом:
- дается точная формулировка проблемы, подлежащей решению (например, создание нового технологического процесса перевозок с увеличенной производительностью против существующего);
- выявляются характерные параметры Рki , от которых зависит решение проблемы (параметры погрузки и разгрузки, использование типов подвижного состава, параметры маршрута и т. д.);
- определяется возможное число kl свойств каждого параметра (скорость сообщения, время задержек на маршруте и т. д.);
- параметры и свойства записываются в виде матричной модели — так называемого «морфологического ящика»;
- соединение параметров и свойств Рki цепочкой и исследование вариантов цепочек в пределах морфологического ящика;
- определение технической возможности полученного решения;
- определение функциональной ценности полученного решения;
- отбор наиболее функционально ценных решений;
- сравнительный технико-экономический анализ отобранных решений и выбор наиболее экономически эффективного;
- исследование возможных путей реализации решения.