Темы практических занятий (очная форма обучения)

Практический блок

Практические занятия

Практические занятия не предусмотрены.

Лабораторный практикум

Перечень тем практических занятий представлен в табл. 6 – 8.

Таблица 6

Темы практических занятий (очная форма обучения)

Номер темы Название семинара Кол-во часов
Занятие 1 (раздел 3 тематического плана) Построение уравнения регрессии по результатам пассивного эксперимента
Занятие 2 (раздел 4 тематического плана) Построение плана эксперимента

Таблица 7

Темы практических занятий (очно-заочной формы обучения)

Номер темы Название семинара Кол-во часов
Занятие 1 (раздел 3 тематического плана) Построение уравнения регрессии по результатам пассивного эксперимента
Занятие 2 (раздел 4 тематического плана) Построение плана эксперимента

Таблица 8

Темы практических занятий (заочной формы обучения)

Номер темы Название семинара Кол-во часов Ауд/ДОТ
Занятие 1 (раздел 3 тематического плана) Построение уравнения регрессии по результатам пассивного эксперимента или построение плана эксперимента 4/4

Темы практических занятий (очная форма обучения) - student2.ru

Балльно-рейтинговая система

После изучения дисциплины для подготовки к контрольному тесту Вам предлагается пройти тренировочный тест. После тренировочного теста необходимо пройти контрольный тест.

За каждый вид самостоятельных работ начисляется определенное число баллов:

- за правильный ответ на вопрос контрольного теста – 1,6 балла;

- за активное участие в практических занятиях – 10 баллов для студентов очно-заочной и заочной форм обучения и 20 баллов для студентов очной формы обучения;

- за правильно выполненную контрольную работу – 10 баллов для студентов очно-заочной и заочной форм обучения.

Ответы на вопросы тренировочного теста не оцениваются. Однако отвечать на них следует, так как этот тест – репетиция сдачи контрольного теста (при этом время ответа на тренировочный тест и число попыток ответа не ограничиваются).

При успешной работе с материалами дисциплины студент может получить максимум 100 баллов.

3. Информационные ресурсы дисциплины

Библиографический список

Основной:

1. Гудков, В. А. Безопасность транспортных средств / В. А. Гудков, Комаров Ю. А., Рябчинский А. И., Федотов В. Н. – М.: Горячая линия - Телеком, 2010.

Дополнительный:

Средства обеспечения освоения дисциплины (ресурсы Internet):

Темы практических занятий (очная форма обучения) - student2.ru 3.2. Опорный конспект по дисциплине

При работе с каждым разделом дисциплины соблюдается следующая последовательность действий:

1. Изучение кратко изложенного теоретического материала по опорному конспекту (при необходимости получения более подробных

разъяснений - обращение к глоссарию - перечню используемых терминов). После каждого раздела следует ответить на вопросы для самопроверки.

2. Ответы на вопросы тренировочного теста (тесты помещены в опорном

конспекте в «Блоке контроля освоения дисциплины », п. 4. 1.).

3. Ответы на вопросы контрольного теста, полученного от тьютора или

преподавателя.

Знания, полученные Вами при изучении курса «Основы научных исследований на транспорте, планирование экспериментов и инженерных наблюдений», пригодятся не только для получения зачета по этой дисциплине, но также при выполнении научных исследований в процессе обучения и написания выпускной квалификационной работы. Успехов!

Основные понятия о надёжности машин и оборудования

Автомобили могут быть достаточно эффективными и безопасными только при условии их высокой надёжности.

Надежность - это свойство любого изделия, в том числе и автомобиля, сохранять во времени в заданных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции.

Надёжность автомобиля закладывается при проектировании, обеспечивается при изготовлении, изменяется при эксплуатации. Надёжность определяется в результате обработки данных об отказах группы однотипных автомобилей или их узлов и агрегатов. Отказ – это событие, исходом которого является переход объекта в неработоспособное состояние. Неработоспособным называется состояние, когда объект не способен выполнять заданные функции с параметрами, установленными нормативными документами.

Основными видами разрушений, приводящими к отказам автотранспортных средств, являются статическое разрушение, усталость, коррозия, изнашивание и старение.

Статическое разрушение - процесс разрушения детали под воздействием перегрузки, однократного превышения нагрузкой прочностных способностей элементов автомобилей.

Усталость - процесс разрушения детали под влиянием многократно повторяющихся нагрузок.

Коррозия - процесс разрушения материалов вследствие их химического и электрохимического взаимодействия с внешней средой.

Основным видом разрушения механизмов автомобиля является изнашивание деталей. Это процесс отделения материала с поверхности твердого тела и (или) увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела. Основной причиной изнашивания деталей автомобиля является трение.

Старение - процесс постепенного и непрерывного изменения эксплуатационных свойств, вызываемый действием механических, электрических, тепловых и других нагрузок, наличие которых определяется режимом работы и условиями эксплуатации автомобиля.

Показатели надёжности

Надежность- комплексное свойство, которое в зависимости от специфики объекта и условий его эксплуатации может включать в себя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость в отдельности или в определенном сочетании, причем как для объекта, так и для отдельных его частей.

Безотказность - свойство технических объектов непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени. Это наиболее важная составляющая надежности объектов, зависящая от безотказности элементов, деталей, схемы их соединения, конструктивных и функциональных особенностей, условий эксплуатации.

Долговечность - свойство технических объектов сохранять рабо-тоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Предельное состояние объектов определяется невозможностью их дальнейшей эксплуатации, что обусловливается либо снижением эффективности, либо требованиями безопасности, либо наступлением морального старения.

Ремонтопригодность - свойство объектов, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причины возникновения отказов и устранению их последствий путем ремонтов. Ре-монтопригодность характеризует большинство элементов объектов и не имеет смысла только для тех средств, которые не ремонтируются в процессе эксплуатации.

Сохраняемость - свойство объектов непрерывно сохранять рабо-тоспособное состояние в течение хранения и транспортировки. Сохра-няемость технических объектов характеризуется их способностью про-тивостоять отрицательному влиянию условий хранения и транспортирования.

Выбор количественных характеристик надежности зависит от вида технических средств. Технические средства могут быть невосстанавливаемыми и восстанавливаемыми. Невосстанавливаемыми называются узлы, детали, элементы, работоспособность которых в случае возникновения отказа не подлежит восстановлению в процессе эксплуатации. Восстанавливаемыми являются объекты, работоспособность которых в случае возникновения отказа подлежит восстановлению в процессе эксплуатации.

Надежность невосстанавливаемых узлов и деталей характеризуется безотказностью, долговечностью и сохраняемостью.

Надежность восстанавливаемых элементов характеризуются безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью, которые имеют количественные показатели.

Методы творческого мышления

Мозговая атака. Мозговая атака (мозговой штурм) — один из наиболее широко применяемых методов коллек­тивного поиска решений. Прямая мозговая атака основана на гипотезе, что среди большого количества идей, которые могут быть выдвинуты ее участниками, найдутся хотя бы несколько хороших. Основные правила ее проведения для 5—15 участников при продолжительности обсуждения 15 — 30 мин следующие:

а) формулируется основная проблема в четких терминах (в первую очередь: что, где, почему должно быть сделано);

б) ни одна высказанная идея по проблеме не объявляется ложной и не подвергается кри­тике ни одним из участников совещания, наоборот, любая новая идея должна поощряться.

Экспертные оценки Дельфи. Обобщение и статистическая обработка результатов экспертизы, проведенной группой экспертов, могут быть сделаны с помощью получившего большое распространение метода Дельфи.

Удобство этого метода заключается в отсутствии необ­ходимости сбора экспертов, так как он осуществляется путем рассылки и сбора анкет. Кроме того, обеспечивается достаточная надежность итоговых результатов, ибо обра­ботка ведется статистическими методами. Процедура ме­тода основывается на следующих принципах:

а) вопросы ставятся в четкой форме, позволяющей дать количествен­ную оценку ответам;

б) проводится несколько туров опроса с промежутком не более месяца между ними;

в) эксперты знакомятся с результатом опроса перед каждым следую­щим туром;

г) обосновываются оценки и мнения, отличающиеся от мнения большинства;

д) для получения обобщаю­щих результатов проводится статистическая обработка ответов в каждом туре.

Может быть рекомендована следующая схема реали­зации:

- выбирается группа высококвалифицированных экспертов;

- у выбранных специалистов-экспертов запраши­вается перечень тех безразмерных характеристик, кото­рые должны быть учтены в анализе эффективности. Раз­рабатывается единый перечень безразмерных характе­ристик;

- каждый из экспертов высказывает мнение о значи­мости каждой безразмерной характеристики единого пе­речня. При этом им предлагается попарно сравнить вы­бранные характеристики. Оценки, даваемые экспертами при попарном сравнении, не должны быть больше единицы. При этом не следует вычислять последующие оценки на основании предыду­щих — каждый раз эксперт должен видеть перед собой только данную пару безразмерных характеристик.

- устанавливается диапазон изменения шкалы балль­ной оценки (единый для всех характеристик перечня), например, от 0 до 10 баллов. При этом 0 означает, что дан­ная характеристика отсутствует или находится на мини­мальном уровне; 10 — максимальный уровень реализа­ции в процессе данного качества — безразмерной характеристики;

- эксперты (каждый из них) назначают по новому и ба­зовому вариантам (по конструкционным, технологическим и т. д. вариантам) соответ­ствующее количество баллов по каждой безразмерной характеристике единого перечня, например;

- каждый из экспертов указывает, на сколько про­центов следует изменить определенную размерную харак­теристику при улучшении безразмерной характеристики на один балл, например, на сколько процентов (или на сколько рублей) уменьшается цена (себестоимость) перевозок при улучшении каждой характеристики на один балл (стоимостной множитель).

Сформированные данные экспертной оценки безраз­мерных характеристик качества могут явиться необходи­мой составной частью обоснованного расчета некоторых экономических показателей нового технологического процесса, особенно при многовариантном анализе.

Метод контрольных вопросов предполагает анализ ответов на вопросы, касающиеся той или иной тематики. Существует много разновидностей данного метода, различаемых по именам авторов вопросов. Так, известны списки вопросов Бонзака, Буша, Грегори, Крика, Юнга, Вольфа и многих других.

Метод записной книжки Хефеле предполагает предвари­тельное ознакомление всех участников поиска решения проб­лемы с задачей и выдачу им записных книжек. Все привле­ченные специалисты записывают в эти записные книжки все идеи, которые им приходят в процессе работы над решением задачи. Одновременно им выдаются опросные листы со спис­ком контрольных вопросов. Через некоторое время записные книжки собираются и проводится анализ полученных ответов.

Метод фокальных объектов разработан американским специалистом Ч. Вайтингом и используется для поиска новых оригинальных решений модернизации исследуемого объекта. Слово фокальный здесь используется для того, чтобы подчерк­нуть, что все возможные признаки исследуемого объекта на­ходятся как бы в его фокусе. Процедура работы заключается в рассмотрении возможностей исполнения вариантов совер­шенствуемого объекта, объединенного с одним из различных признаков случайно выбранных или названных предметов.

Интегральный метод «Метра» разработан французским исследователем И. Бувеном и объединяет процедуры мозгово­го штурма, синетики, свободных ассоциаций и морфологиче­ских матриц. На первом этапе просматривают первоначальную формулировку задачи, переводя ее на понятийную основу. За­тем в новой постановке применяют метод мозгового штурма. После этого осуществляют экскурс в мир аналогий посредст­вом фантастических модельных представлений.

Метод маленьких человечков является вспомогательным и служит для наглядного представления процессов, которые должны происходить в идеализированной системе для полу­чения идеального конечного результата. Все процессы, проис­ходящие в системе, представляются в виде набора рисунков, каждый из которых отображает выполнение одной технологи­ческой операции. Такое художественно-графическое пред­ставление облегчает переход к конкретной конструктивной схеме.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) разра­ботана ученым Г. Альтшулером и его учениками. Эта теория включает большое коли­чество инструментальных средств, каждое из которых в отдельности или в совокупности с другими решает задачи модернизации и усовершенствования объектов, а также их дизайна. Эти средства включают: законы развития техни­ческих систем, приемы устранения технических противоре­чий, банки данных физико-технических, химических, гео­метрических, биологических, психологических и других эффектов, вещественно-полевые ресурсы, стандарты и ал­горитмы решения изобретательских задач. В общем случае ТРИЗ предполагает следующий алгоритм работы:

- анализ исходной ситуации;

- анализ задачи;

- анализ модели задачи;

- разрешение физического противоречия;

- анализ возможности устранения физического противо­речия;

- развитие полученного решения;

- анализ хода решения.

Морфологический анализ. Одним из наиболее интерес­ных методов поиска новых решений является морфологический анализ, который позволяет проектировать альтернативные решения по пер­вичным параметрам и выбирать из них сна­чала технически реальные, затем наиболее удовлетворяю­щие целям разработки и, наконец, наиболее экономически эффективные.

Последовательность проведения анализа морфологи­ческим методом впервые была описана его родоначальни­ком швейцарским астрономом Цвикки и может быть представлена в модернизированном виде с учетом техни­ко-экономического анализа следующим алгоритмом:

- дается точная формулировка проблемы, подлежащей решению (например, создание нового технологического процесса перевозок с увеличенной производительностью против сущест­вующего);

- выявляются характерные параметры Рki , от которых зависит решение проблемы (параметры погрузки и разгрузки, использование типов подвижного состава, параметры маршрута и т. д.);

- определяется возможное число kl свойств каждого параметра (скорость сообщения, время задержек на маршруте и т. д.);

- параметры и свойства записываются в виде матрич­ной модели — так называемого «морфологического ящика»;

- соединение параметров и свойств Рki цепочкой и ис­следование вариантов цепочек в пределах морфологиче­ского ящика;

- определение технической возможности полученного решения;

- определение функциональной ценности получен­ного решения;

- отбор наиболее функционально ценных решений;

- сравнительный технико-экономический анализ ото­бранных решений и выбор наиболее экономически эффек­тивного;

- исследование возможных путей реализации решения.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ВНЕДРЕНИЕ. ЭФФЕКТ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Темы практических занятий (очная форма обучения) - student2.ru

Изучаемые вопросы:

понятие изобретения; авторские права на изобретения; заявка на выдачу изобретения; описание изобретения; формула изобретения; отчет о проделанной работе; структура и составные части отчёта; опубликование результатов исследований; статья; методология подготовки доклада; классификация внедрений результатов исследований; природа эффекта научных исследований; классификация годового экономического эффекта; оценка эффективности научных исследований; определение годового экономического эффекта НИР.

Оформление результатов научно-исследовательской работы

Результаты научно-исследовательской работы должны быть соответствующим образом оформлены. Научно-техническая информация, как правило, доводится до широких слоев специалистов двумя способами: устно (в виде лекций, докладов, сообщений и т. д.) и письменно (в виде статей, пояс­нительных записок, отчетов и т. д.). Устное сообщение (доклад) и печатная публикация (статья) имеют свои специфические особенности.

Основной формой оформления результатов работы инжене­ра и исследователя является отчет. Отчет о проделанной работе (учебной, инженерной, научной), как это следует из смысла слова отчет, является систематизированным и полным (исчер­пывающим) изложением существа и результатов работы.

Общими требованиями к представлению результатов рабо­ты в отчете о НИР являются:

- четкость и логическая последовательность изложения материала;

- убедительность (доказательность) аргументации;

- краткость и точность формулировок, исключающих возможность неточного, неоднозначного или неправильного понимания;

- конкретность изложения результатов работы;

- обоснованность рекомендаций и предложений.

Структура и составные части отчета о научно-исследователь­ской работе определяются в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 (ИСО 5966-82). Поэтому он должен содержать следующие со­ставные части и элементы:

- титульный лист;

- список исполнителей;

- реферат;

- содержание;

- перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов;

- введение;

- основную часть (материалы и результаты работы);

- заключение;

- библиографический список;

- приложения.

Титульный лист является первым листом отчета, поясни­тельной записки, диссертации, а также любой книги или бро­шюры

Содержание отчета (или, как его иногда называют, оглавле­ние) представляет собой последовательный перечень наиме­нований всех разделов (глав) и подразделов (параграфов) текста с указанием номеров страниц, на которых размещается начало (заголовок) соответствующего раздела (подраздела). Содержание размещается в начале отчета, после титульного листа и реферата.

Введение — это вводный раздел текста отчета. Оно содер­жит оценку современного состояния исследуемого в отчете вопроса, в нем указывается цель работы, дается общее обосно­вание необходимости проведения данной НИР, показываются новизна, актуальность, ее связь с другими (ранее выполнен­ными и выполняемыми в других организациях) научно-иссле­довательскими работами.

Основная часть отчета отражает существо выполненной НИР, все ее этапы, рассмотренные выше, в частности:

- выбор направления исследований. Здесь должны быть отражены обоснование принятого направления, возможные методы решения задачи и их сравнительная оценка. Приво­дятся общая методика проведения НИР, анализ и обобщение имеющихся результатов в области исследования;

- теоретические и (или) экспериментальные исследования. Приводятся характер и содержание выполненных теоретиче­ских исследований, методы исследований и расчетов. Для экс­периментальных работ обосновывается их необходимость, из­лагаются принципы работы и устройство экспериментальной установки и измерительной аппаратуры с оценкой погреш­ности измерений, приводятся полученные эксперименталь­ные данные;

- обобщение и оценка результатов исследования. Оцени­ваются полнота решения поставленной задачи, соответствие выполненной работы программе исследования, достоверность полученных результатов. Проводится сравнение результатов НИР с результатами других аналогичных исследований, де­лается вывод о необходимости продолжения работы (или ее прекращения — при отрицательных результатах).

Заключение отчета содержит краткие общие выводы по ре­зультатам выполненной работы, предложения по их использо­ванию и внедрению. В заключение обязательно должна быть приведена оценка технико-экономической эффективности вне­дрения результатов работы, а также указана их народно-хозяй­ственная, научная или социальная значимость (особенно если значение работы не может быть оценено технико-экономичес­ким эффектом из-за невозможности его определения).

Некоторые вспомогательные материалы НИР, необходи­мые для полноты представления о работе, помещают в прило­жении к отчету. Это могут быть таблицы экспериментальных данных, протоколы и акты испытаний, примеры отчетов, ал­горитмы и программы для ЭВМ, инструкции к ним и т. п. При­ложения могут быть и в пояснительной записке дипломного проекта (здесь приложением должно быть, в частности, зада­ние на проектирование), диссертации.

Оформление работ осуществляется в соответствии с действующими государственными стандартами по оформлению текстовых документов ЕСКД, ЕСПД в том числе и по ГОСТ 2.105-95 "Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам", ГОСТ 2.106-96 "Единая система конструкторской документации. Текстовые документы".

Отчет (квалификационные работы) печатаются с помощью компьютера на одной стороне листа на белой бумаге формата А4 с полями (слева—не менее 20 мм, справа — не менее 10 мм, сверху — не менее 15 мм, снизу — не менее 20 мм).

Текст основной части отчета делится на разделы, подразде­лы и пункты. Все разделы нумеруются последовательно в пре­делах всего отчета арабскими цифрами (цифра и точка после нее ставятся в строку непосредственно перед наименованием раздела).

Введение является разделом отчета, но не нумеруется. Раздел надо начинать с новой страницы.

Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела ставится перед его заго­ловком и состоит из номера раздела и номера подраздела, от­деленных точками после каждой цифры (например, «1.3» — третий подраздел первого раздела или «4.2» — второй подраз­дел четвертого раздела).

Наличие тех или иных разделов и подразделов зависит от конкретного содержания работы. Но всегда желательно соб­людать однотипность рубрикации текста: если один раздел делится на подразделы, то и другие разделы тоже должны иметь такое же деление.

Заголовки разделов и подразделов должны выделяться од­нотипно для одинаковых уровней значимости.

Все страницы рукописной работы последовательно нуме­руются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквоз­ной в пределах всего отчета, включая приложения. Титульный лист (первая страница) включается в общую нумерацию, но номер на нем не ставят, на последующих страницах номера проставляют в правом верхнем углу. Иллюстрации (таблицы, чертежи, графики, схемы), которые расположены на отдельных страницах текста, включают в общую нумерацию страниц.

Кроме этого, все иллюстрации текста имеют и свою собст­венную нумерацию: отдельно чертежи (графики и схемы) и таблицы.

Все иллюстрации (кроме таблиц) обозначают «Рис.», после чего следует номер рисунка (сквозная нумерация, с точками после номе­ров) и его наименование. Так же, но отдельно, нумеруются и таблицы. Каждая таблица должна сопровождаться содержа­тельным заголовком, помещенным над таблицей под словом «таблица» с ее номером (сквозная нумерация), например табл. 4.

Опубликование новых идей, теорий, результата экспери­ментальных исследований является важной частью научной деятельности. Основной и наиболее распространенной формой науч­ной, технической публикации является статья.

Обычный объем научных статей, посвященных изложению результатов частных прикладных исследований независимо от места публикации, составляет 0,3 - 0,4 печатных листа.

Печатный лист — это условная единица измерения объ­ема печатного текста. Она соответствует площади текста раз­ворота (двух страниц) газетного листа и содержит 40 тысяч печатных знаков. Объем содержания одного печатного листа соответствует примерно 22,5-23 страницам стандартного ма­шинописного текста или примерно 40 иллюстрациям среднего размера. В книге среднего формата, в каком выпускаются учеб­но-методические пособия, печатный лист занимает 16 страниц.

Средний объем статьи — это 5-7 печатных страниц (или 7-9 машинописных). Исходя из этого объема, рассмотрим примерную «технологию» работы по подготовке такой статьи.

Методика подготовки доклада на научно-технической кон­ференции, семинаре, заседании научно-технического совета, Государственной аттестационной комиссии и т. д. отличается от работы над статьей.

План доклада практически такой же, как и при работе над статьей. Однако особенности устного изложения материала накладывают свой отпечаток как на форму представления, так и на содержание доклада.

ГЛОССАРИЙ

Темы практических занятий (очная форма обучения) - student2.ru

Автореферат ― краткое изло­жение диссертации, не превышающее по объему одного ав­торского листа (40 000 знаков).

Авторское свидетельство ― документ, удосто­веряющий государственное признание технического решения изобретением, полезной моделью, промышленным образцом, в отличие от патента не дает ав­тору исключительных прав на использование изобретения.

Адекватность модели — это ее соответствие тому реально­му физическому процессу (или объекту), который она пред­ставляет

библиотечные каталоги (указатели литературы, имеющиеся в библиотеке) ― представляющие собой набор карточек (простых или электронных), в которых указы­ваются сведения о книгах, журналах, статьях и т. д.

Аксиома (постулат) — это положение, которое берется в ка­честве исходного, недоказуемого в данной теории, и из кото­рого выводятся все остальные предложения и выводы теории по заранее фиксированным правилам

Активный эксперимент – заключается в том, что уровни факторов (координаты опытных точек) назначаются исследователем на основе заранее разработанного алгоритма.

Безотказность - свойство технических объектов непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени.

Внутренние связи — это связи между переменными (элементами системы)

внешние связи — это связи между системой и внеш­ней средой

гипотеза — это предположение о причине, которая вызы­вает данное следствие.

Долговечность - свойство технических объектов сохранять рабо-тоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Диссертация (от лат. dissertatio — исследование) ― научно-исследовательская работа посвященная решению некоторой научной или научно-технической проблемы и предназначенная для получения ученой степени в результате публичной ее защиты.

Закон — внутренняя существенная связь явлений, обус­ловливающая их необходимое закономерное развитие.

Задача исследований ― несогласованные или противоречивые информационные процессы (системы), соотношение между которыми вызывает потребность в их преобразовании.

Затраты на инновации ― фактические расходы в денежной форме, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности, выполняемой в масштабе предприятия (отрасли, региона, страны).

Затраты на научные исследования и разработки ― фактические расходы в денежной форме на выполнение научных исследований и разработок.

Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области экономики, социальной сферы, обороны, являющееся результатом научных исследований и разработок либо производственной деятельности, продуктом интеллектуальной деятельности, техническим воплощением идеи, направленным на удовлетворение определенной потребности общества.

Идеальное решение — это наиболее сильное из всех мысли­мых решений данной задачи.

Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок, научно-технических достижений и пр.) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам. Предполагает комплекс научно-технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям.

Инновационная продукция – продукция, подвергавшаяся технологическим изменениям разной степени. Охватывает изделия: 1) новые (вновь внедренные) – радикальная продуктовая инновация; 2) изделия, подвергавшиеся усовершенствованию, – инкрементальная продуктовая инновация; 3) изделия, основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства, – прочая инновационная продукция.

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, использованного в практической деятельности; в новом подходе к социальным услугам. Типы инновации: 1) введение нового продукта; 2) введение нового метода производства; 3) создание нового рынка; 4) освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов; 5) реорганизация структуры управления. В зависимости от вида внедрения различают: 1) продуктовые инновации – охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов; 2) процессные инновации – освоение новых или значительно усовершенствованных методов производства, изменения в оборудовании, организации производства, направленные, как правило, на выпуск новой продукции.

Интеллектуальная собственность – юридическое понятие, охватывающее авторское и смежные с ним права, относящиеся к интеллектуальной и творческой деятельности в области производства, науки, литературы и искусства: литературные, художественные, хореографические, аудиовизуальные, научные произведения; переводы; сборники произведений; карты и технические чертежи; базы данных; программное обеспечение; научные открытия; изобретения; промышленные образцы; товарные знаки; знаки обслуживания; фирменные наименования и коммерческие обозначения и др.

Исходные условия решения задачи ― даются в первоначальной формули­ровке задачи (исходные данные), если их оказывается не­достаточно для решения задачи, то исследователь вынуж­ден привлекать новые данные, называемые привлеченными.

Искомые данные для решения задачи, или искомые условия — это привлечен­ные условия, которые требуется отыскать в процессе решения задачи.

Интервал варьирования факторов — диапазоны зна­чений, принимаемых каждым фактором.

Критерий подобия — это без­размерный комплекс параметров, характеризующий данный процесс.

Критерий оптимальности — принятый показатель меры эффективности исследуемой системы, величина которого при экстремальном значении целевой функции (максимальном или минимальном) определяет опти­мальное решение для заданных условий, т. е. оптималь­ные значения переменных в модели.

Математическая модель ― система мате­матических соотношений (формул, функций, уравнений, сис­тем уравнений), описывающих те или иные стороны изучаемо­го объекта, явления, процесса или объект (процесс) в целом.

Материально-техническая база — это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, эксперимен­тальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т. д.

Матрица планирования эксперимента - таблица, в которых записаны кодированные значе­ния факторов.

Методология — философское учение о мето­дах познания и преобразования действительности, примене­ние принципов мировоззрения к процессу познания, духовно­му творчеству и практике.

Методика — это совокупность мыслительных и физических операций, размещенных в определенной последо­вательности, в соответствии с которой достигается цель исследования.

Надежность - это свойство любого изделия, в том числе и автомобиля, сохранять во времени в заданных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции

Насыщенными планы эксперимента – планы, имеющие место при проведении дробно-факторных экспериментов, для которых число точек плана N равно числу коэффициентов модели n, а также для симплекс-решетчатых планов.

Наработка на отказ - отношение наработки восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки.Наука― это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат такой деятельности, знания, приведенные в целостную систему на основе определенных принципов и про­цесс их производства.

Научные исследования ― это творческая деятельность человека, связанная с изучением, анализом и объяснением закономерностей развития окружающей его действительности.

Научная идея — интуитивное объяснение явления без про­межуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делается вывод.

Научный документ ― некоторый материальный объект, содержащий научно-техническую информацию и предназначенный для ее хранения и использования.

Научная организация – организация (учреждение, предприятие или их подразделение), основной деятельностью, которой является выполнение научных исследований и разработок, независимо от ее принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности.

Научно-техническая деятельность – систематическая деятельность, тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники. Включает три вида деятельности: 1) научные исследования и разработки; 2) научно-техническое образование и подго

Наши рекомендации