Одноканальная СМО с ожиданием

Пусть СМО имеет только один канал (n=1), на который поступает пуассоновский поток заявок Пвх с интенсивностью Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru . Поток обслуживания простейший и имеет интенсивность m. Заявка, поступившая на вход в момент, когда канал занят обслуживанием не покидает систему, а становится в очередь и ожидает обслуживания. Далее предполагаем, что в данной системе нет ограничений на длину очереди и на время ожидания в очереди. Таким образом, длина очереди станет бесконечной, как и число состояний СМО.

Такая система представляет собой предельный случай системы, при m®¥.

Если l>m, т.е. среднее число заявок, поступивших в систему за единицу времени, больше среднего числа обслуживаемых заявок за то же время при непрерывно работающем канале, то очевидно, что очередь неограниченно растёт. В этом случае предельный режим не устанавливается и предельных вероятностей состояний не существует.

Если l=m, и при условии, что входящий поток заявок Пвх и поток обслуживаний Поб регулярные, то очереди вообще не будет и канал будет обслуживать заявки непрерывно. Но как только или входящий поток заявок Пвх или поток обслуживаний Поб перестаёт быть регулярным и приобретают элементы случайности, очередь начинает расти до бесконечности.

Итак, если l≥m, т.е. СМО с ожиданием без ограничений на очередь перегружена, то есть нагрузка на систему Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru , то предельный режим не устанавливается и предельных вероятностей состояний не существует.

Только, если l<m, или нагрузка на систему Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru , то предельный режим устанавливается и предельные вероятности состояний существуют.

Таблица 8.9 - Параметры одноканальной СМО с ожиданием

№ п/п Параметры Обозначения, значения, формулы
1. Число каналов обслуживания n=1
2. Максимальная длина очереди (максимальное число мест в очереди) m®¥
3. Интенсивность входящего простейшего потока заявок Пвх Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru , (l не зависит от времени t)
4. Производительность каждого канала – интенсивность простейшего «потока обслуживаний» Поб (среднее число заявок, обслуживаемое одним каналом за единицу времени при непрерывной его работе без простоя) Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru , (m не зависит от времени t) Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru
5. Соотношения между l и m l<m или Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru

Таблица 8.10 - Предельные характеристики эффективности функционирования одноканальной СМО с ожиданием

№ п/п Предельные характеристики Обозначения, формулы
1. Среднее время обслуживания одной заявки Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru
2. Приведённая интенсивность входящего потока - трафик (показатель нагрузки СМО) Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru
3. Вероятности состояний СМО рk, k=0, 1, … Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru
4. Вероятность отказа ротк Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru
5. Вероятность того, что поступившая заявка будет принята в систему Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru
6. Относительная пропускная способность СМО (средняя доля обслуженных заявок среди поступивших) Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru
7. Абсолютная пропускная способность СМО (среднее число обслуживаемых заявок за единицу времени) Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru
8. Интенсивность выходящего потока обслуженных заявок Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru

Продолжение таблицы 8.10




№ п/п Предельные характеристики Обозначения, формулы
9. Среднее число заявок в очереди Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru
10. Среднее число заявок под обслуживанием Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru
11. Среднее число заявок в системе Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru
12. Среднее время ожидания заявки в очереди Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru
13. Среднее время пребывания заявки в системе (как в очереди, так и под обслуживанием) Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru

Задача 8.4

Железнодорожную станцию дачного посёлка обслуживает касса с одним окном. В выходные дни, когда население активно пользуется железной дорогой, интенсивность потока пассажиров составляет 0,4 (чел./мин) кассир затрачивает на обслуживание пассажира в среднем 2 мин.

Определить вероятности состояний СМО и основные характеристики эффективности функционирования данной железнодорожной кассы:

· Среднее число пассажиров у кассы;

· Среднее число пассажиров в очереди;

· Среднее время, затрачиваемое пассажиром на приобретение билета;

· Среднее время, ожидания пассажира в очереди.

Решение:

В условиях задачи математической моделью железнодорожной кассы является одноканальная СМО с ожиданием без ограничений на длину очереди и на время ожидания, имеющая своими параметрами:

число каналов n=1;

интенсивность входящего потока Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru (чел./мин);

среднее время обслуживания Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru =2 мин;

интенсивность потока обслуживаний Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru (чел./мин);

показатель нагрузки СМО Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru (эрланга).

Так как l=0,4<m=0,5, или нагрузка на систему r=0,8<1, то предельный режим устанавливается и предельные вероятности состояний существуют.

Определим вероятности состояний СМО:

Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru

Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru - вероятность того, что у кассы нет ни одного человека, или, что кассир свободен;

Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru - вероятность того, что у кассы один пассажир;

Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru - вероятность того, что у кассы два пассажира;

Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru - вероятность того, что у кассы три пассажира и т.д.

Определим среднее число заявок в системе:

Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru - то есть в установившемся предельном режиме среднее число пассажиров у кассы 4 человека – это среднее число пассажиров под обслуживанием и в очереди.

Определим среднее число заявок в очереди:

Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru - то есть в установившемся предельном режиме среднее число пассажиров находящихся в очереди равно 3 человека.

Определим среднее время пребывания заявки в системе (как в очереди, так и под обслуживанием):

Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru - то есть в установившемся предельном режиме среднее время, которое затрачивает пассажир на приобретение билета, складывающееся из среднего времени обслуживания и среднего времени пребывания в очереди составляет 10 минут.

Определим среднее время ожидания заявки в очереди:

Одноканальная СМО с ожиданием - student2.ru - то есть в установившемся предельном режиме среднее время пребывания пассажира в очереди составляет 8 минут, что в четыре раза превышает времени его обслуживания.

Таким образом, чтобы успеть на выбранную электричку, пассажир должен учесть не только время, которое он затрачивает на дорогу до станции, но и подсчитанное время, затрачиваемое на приобретение билета.

Контрольные вопросы

1. Чему равна абсолютная пропускная способность для одноканальной СМО с ожиданием?

2. Чему равна относительная пропускная способность для одноканальной СМО с ожиданием?

3. Что собой представляет среднее число заявок в системе для одноканальной СМО с ожиданием?

4. Чему равна интенсивность выходящего потока заявок для одноканальной СМО с ожиданием?

5. Чему равно среднее число заявок под обслуживанием для одноканальной СМО с ожиданием?

6. Когда существует предельный режим функционирования для одноканальной СМО с ожиданием?

7. Чему равно среднее время пребывания заявки в системе для одноканальной СМО с ожиданием?


Наши рекомендации