Одноканальная СМО с ожиданием и ограничением на длину очереди
Пусть СМО имеет только один канал (n=1), на который поступает пуассоновский поток заявок Пвх с интенсивностью . Поток обслуживания простейший и имеет интенсивность m. Заявка, поступившая на вход в момент, когда канал занят обслуживанием не покидает систему, а становится в очередь и ожидает обслуживания. Далее предполагаем, что в данной системе имеется ограничение на длину очереди, под которой понимается максимальное число мест в очереди, а именно то, что в очереди могут находиться максимум m заявок (m≥1). Поэтому заявка, пришедшая на вход СМО, в момент, когда в очереди уже стоят m заявок, получает отказ и покидает систему необслуженной.
Итак, рассматриваемая СМО относится к системам смешанного типа с ограничением на длину очереди.
Таблица 8.7 - Параметры одноканальной СМО с ожиданием и ограничением на длину очереди
№ п/п | Параметры | Обозначения, значения, формулы |
1. | Число каналов обслуживания | n=1 |
2. | Максимальная длина очереди (максимальное число мест в очереди) | m≥1 |
3. | Интенсивность входящего простейшего потока заявок Пвх | , (l не зависит от времени t) |
4. | Производительность канала – интенсивность простейшего «потока обслуживаний» Поб (среднее число заявок, обслуживаемое каналом за единицу времени при непрерывной работе канала без простоя) | , (m не зависит от времени t) |
Таблица 8.8 - Предельные характеристики эффективности функционирования одноканальной СМО с ожиданием и ограничением на длину очереди
№ п/п | Предельные характеристики | Обозначения, формулы |
1. | Показатель нагрузки СМО - трафик системы | |
2. | Вероятности состояний СМО рk, k=0, 1, …, n, выраженные через трафик r | |
3. | Вероятности состояний СМО рk, k=0, 1, …, n, выраженные через средний интервал времени между соседними поступающими заявками, и среднее время обслуживания одной заявки | |
4. | Вероятность отказа ротк | |
5. | Вероятность того, что заявка будет принята в систему (не получит отказ) рсис | |
6. | Относительная пропускная способность СМО (средняя доля обслуженных заявок среди поступивших) | |
7. | Абсолютная пропускная способность СМО (среднее число обслуживаемых заявок за единицу времени) | |
8. | Интенсивность выходящего потока обслуженных заявок |
Продолжение таблицы 8.8
№ п/п | Предельные характеристики | Обозначения, формулы |
9. | Среднее число заявок в очереди | |
10. | Среднее число заявок, находящихся под обслуживанием | |
11. | Среднее число заявок, находящихся в системе (как в очереди, так и под обслуживанием) | |
12. | Среднее время ожидания заявки в очереди (формула Литтла) | |
13. | Среднее время пребывания заявки в СМО (как в очереди, так и под обслуживанием) (формула Литтла) | |
14. | Среднее время обслуживания одной заявки, относящееся только к обслуженным заявкам | |
15. | Среднее время обслуживания одной заявки, относящееся ко всем заявкам, как к обслуженным, так и получившим отказ (формула Литтла) |
Задача 8.3
На АЗС имеется одна колонка. Площадка при станции, на которой машины ожидают заправку, вмещает не более трёх машин одновременно и, если она занята, то очередная машина, прибывшая к станции, в очередь не становится, а уезжает дальше. Машины прибывают на станцию каждые 2 минуты. Процесс заправки одной машины продолжается в среднем 2,5 минуты.
Определить:
· Вероятность отказа;
· Относительную и абсолютную пропускные способности СМО;
· Среднее число машин, ожидающих заправки;
· Среднее время ожидания машины в очереди;
· Среднее время ожидания машины на АЗС.
Решение:
В условиях задачи математической моделью АЗС является одноканальная СМО с ожиданием и ограничением на длину очереди, имеющая своими параметрами:
ограничение на длину очереди m=3;
интенсивность входящего потока (маш./мин);
среднее время обслуживания одной машины =2,5 мин;
интенсивность потока обслуживаний (маш./мин);
показатель нагрузки СМО (эрланга).
Определим предельную вероятность отказа:
или 29,75% - то есть в установившемся режиме из 100 машин в среднем 30 машин получит отказ.
Определим значение относительной пропускной способности:
или 70,25% - то есть в установившемся режиме из 100 машин в среднем 70 машин будет обслужена, т.е. обслуживается 2/3 всех заявок.
Определим значение абсолютной пропускной способности:
- то есть в установившемся режиме абсолютная пропускная способность 0,3513 машин в минуту.
Определим среднее число заявок в очереди:
- то есть в установившемся режиме среднее число машин, ожидающих в очереди на заправку равно двум машинам.
Определим среднее число заявок, находящихся под обслуживанием:
- то есть в установившемся режиме среднее число машин, находящихся под обслуживанием равно одной машине. То есть среднее число машин, ожидающих в очереди на заправку практически в два раза выше, чем среднее число машин, находящихся под обслуживанием.
Определим среднее число заявок, находящихся в системе:
- то есть в установившемся режиме среднее число машин, связанных с АЗС равно двум машинам.
Определим среднее время ожидания заявки в очереди:
- то есть в установившемся режиме среднее время ожидания машины в очереди составляет 3,1 минуты.
Определим среднее время пребывания заявки в СМО:
- то есть в установившемся режиме среднее время, проведённое машиной на станции, составляет 4,9 минуты.
Определим среднее время обслуживания одной заявки, относящееся ко всем заявкам, как к обслуженным, так и получившим отказ:
- то есть в установившемся режиме среднее время обслуживания одной машины относящееся ко всем машинам – обслуженным и необслуженным, составляет 1,8 минуты.
Таким образом, необходимо либо сократить время обслуживания одной машины (увеличить интенсивность потока обслуживаний), либо увеличить число колонок, либо увеличить площадку для ожидания. Оптимальное решение принимается с учётом затрат, связанных соответственно с увеличением штата обслуживания персонала (увеличение производительности канала), с расширением площадки для ожидания или приобретения дополнительной колонки, и потерь, связанных с потерей заявок на обслуживание.
Контрольные вопросы
1. Чему равно число состояний одноканальной СМО с ограничением на длину очереди в m заявок?
2. Чему равны предельные вероятности состояний системы для одноканальной СМО с числом мест в очереди m и единичной приведённой интенсивностью?
3. Чему равна вероятность отказа для одноканальной СМО с числом мест в очереди m и единичной приведённой интенсивностью?
4. Чему равно среднее число заявок под обслуживанием для одноканальной СМО с ограниченном числом мест в очереди m?
5. Чему равно среднее время ожидания заявки в очереди для одноканальной СМО с ограниченном числом мест в очереди m?
6. Чему равно среднее время нахождения заявки в СМО для одноканальной СМО с ограниченном числом мест в очереди m?
7. Чему равно среднее время обслуживания одной заявки в СМО для одноканальной СМО с ограниченном числом мест в очереди m?