Тема 5. Организация внедрения управленческих нововведений
Восприятие нововведения в организациях. Инерция поведения иорганизационный консерватизм. Различные концептуальные подходы к внедрению управленческих нововведений. Основные этапы (фазы) процесса внедрения управленческого нововведения. Оценка подготовленности организации к внедрению нововведения. Разработка и реализация программы внедрения. Контроль за ходом реализации программы и модификация управленческого ново- введения. Преодоление сопротивления и институционализация нововведения. Создание системы стимулирования управленческих нововведений. Организационные перестройки и служба внутренних консультантов. Стратегии инновационного развития. Центральная инновационная стратегия и государственная политика в инновационной области. Средства инновационной стратегии государства. Стимулирование инновационных процессов. Роль специалистов-экспертов в инновационном развитии. Полевые организационные эксперименты как способ внедрения управленческих нововведений.
Тема 6. Методический аппарат организационного развития
Организационное развитие как задача организационных изменений ("клинический подход»). Понятие "агента изменения", содержание и основные этапы его деятельности. Виды базовых систем в организационном развитии, стратегии изменения и концепция "ролей вмешательства". Парные и групповые техники в организационном развитии. "Лабораторная подготовка" как метод оргразвития: тренировка чувствительности, формирование команд и группы инструментального обучения как методы улучшения отношений в организации. Понятие о "фасилитаторе" и его функциях. "Управленческая матрица" как инструмент оргразвития. Метод конфронтации и процесс анализа ролей. Межгрупповые встречи и консультирование по процессу в решении проблем организации. Обследование с обратной связью, параллельная организация и лаборатория планирования карьеры как средство повышения эффективности организации. Метод "кейсов" (анализ конкретных проблемных ситуаций, требующих рассмотрения, расследования или действия государственного учреждения). Управленческие (организационно-деятельностные) деловые игры как метод анализа и решения организационных проблем.
Тема 7. Социотехнические методы в организационном развитии
Метод рассредоточенных постепенных изменений ("инкрементализм") в организационном развитии. "Анализ политики" в процессах принятия решений о нововведениях. Всесторонние стратегии и программы организационного развития. Системы стратегического планирования и управления. Внедрение управленческих информационных систем. Организация управления по результатам. Социотехнические конструкции и критерии социотехнической оптимизации. Создание автономных рабочих групп. Условия перехода к управлению, основанному на участии. Основные этапы трансформации организации. Командное программно-целевое управление. Внедрение кружков по контролю качества. Программы изменения и "обогащения содержания" труда. Проекты улучшения "качества рабочей жизни".
Тема 8. Управление конфликтами и развитие организации.
Управленческий нововведения как источник конфликтов на микро- и макроуровнях. Внутриорганизационные конфликты. Конфликты между организациями. Геополитические конфликты инновационного процесса. Сетевая модель организации и динамика сети. Силовые отношения в организациях. Деловые ("инструментальные") и социоэмоциональные отношения. Отношения при ведении переговоров. Стратегии организационных изменений. Виды конфликтов и рамки вмешательства. Консультационный подход и программы по осуществлению вмешательства. Оценка проблем. Анализ динамики ситуации. Определение целей, задач и стратегии. Сбор информации. Установление первичных контактов. Заключение рабочего соглашения (контракта). Формирование рабочей системы и управление её действиями. Осуществление вмешательства в конфликт. Оценка результатов. Стабилизация достигнутых изменений. Прекращение рабочих отношений.